Найти в Дзене
Авто из Японии

Утилизационный сбор на автомобили в Японии: как работает система и куда уходят деньги

В Японии автомобиль с самого момента покупки включён в прозрачную и строгую экологическую систему. Один из ключевых элементов — Automobile Recycling Fee, обязательный утилизационный сбор. Он существует не как налог, а как механизм финансирования переработки всех автомобилей в стране. Разбираем, сколько платят японцы, за что именно и куда идут деньги. --- 🟦 Что такое Automobile Recycling Fee Утилизационный сбор оплачивается: при покупке нового авто, или при первом техосмотре, если машина покупается б/у. 💵 Стоимость сбора: от 70 до 150 долларов (в зависимости от количества подушек безопасности, типа кондиционера и класса автомобиля). Сумма фиксирована в документе автомобиля и сохраняется на всё время его существования в Японии. --- 🟩 Самое главное: за что платят японцы Сбор покрывает утилизацию трёх категорий компонентов, которые нельзя «просто выбросить»: 1️⃣ Airbag / SRS-системы (самая дорогая часть утилизации) Подушки безопасности содержат пиропатроны — взрывные элементы

В Японии автомобиль с самого момента покупки включён в прозрачную и строгую экологическую систему. Один из ключевых элементов — Automobile Recycling Fee, обязательный утилизационный сбор. Он существует не как налог, а как механизм финансирования переработки всех автомобилей в стране.

Разбираем, сколько платят японцы, за что именно и куда идут деньги.

---

🟦 Что такое Automobile Recycling Fee

Утилизационный сбор оплачивается:

при покупке нового авто,

или при первом техосмотре, если машина покупается б/у.

💵 Стоимость сбора: от 70 до 150 долларов

(в зависимости от количества подушек безопасности, типа кондиционера и класса автомобиля).

Сумма фиксирована в документе автомобиля и сохраняется на всё время его существования в Японии.

---

🟩 Самое главное: за что платят японцы

Сбор покрывает утилизацию трёх категорий компонентов, которые нельзя «просто выбросить»:

1️⃣ Airbag / SRS-системы (самая дорогая часть утилизации)

Подушки безопасности содержат пиропатроны — взрывные элементы. Процесс их нейтрализации требует:

разборки,

деактивации,

передачи на лицензированные предприятия.

Именно количество подушек сильно влияет на итоговую сумму.

---

2️⃣ Хладагент кондиционера (фреон)

Старые автомобили содержат озоноразрушающий газ, который:

аккуратно откачивают,

герметично хранят,

перерабатывают или утилизируют.

Это требует оборудования и специалистов.

---

3️⃣ Переработка корпуса автомобиля

Сбор также покрывает разбор:

металла,

стекла,

пластиков,

резины и проводки.

Металл почти полностью отправляется на переплавку, пластик — в топливо или вторсырьё.

Откуда интересно контрактные запчасти в России?
Откуда интересно контрактные запчасти в России?

---

🟧 Куда уходят деньги

Собранные средства управляются не государством напрямую, а системой Japan Automobile Recycling Promotion Center (JARC).

Они распределяются на:

🔹 работу пунктов разборки

🔹 транспортировку автомобилей на переработку

🔹 утилизацию подушек безопасности

🔹 переработку хладагента кондиционера

🔹 сортировку и переработку материалов

🔹 поддержку единой базы данных по каждому авто

Важно:

Если автомобиль экспортируют, например, в Россию или СНГ, — деньги, уплаченные японцем, возвращаются последнему владельцу (аукционному дому).

---

🟦 Почему система работает честно и эффективно

Япония добилась того, что:

💠 владелец платит только за реальную переработку своего автомобиля

💠 система полностью прозрачна — все операции фиксируются

💠 переработка автомобилей достигает одного из лучших показателей в мире

💠 в стране практически отсутствуют заброшенные авто

Это ключевой элемент японской экологической политики — платит тот, кто создаёт отход.

---

🟩 Итог

Утилизационный сбор на автомобили в Японии — это не штраф и не дополнительная нагрузка на владельцев.

Это чётко организованный механизм, который гарантирует, что любая машина будет разобрана, переработана и утилизирована безопасно.

💵 Стоимость — 70–150 долларов — покрывает весь процесс от разборки до окончательной утилизации опасных элементов.

---