Появились новые детали операции СБУ "Паутина", поставившую под вопрос безопасность наших военных аэродромов.
Как это было
Мужчины камнями пытаются сбить дроны, поднимающиеся из припаркованной фуры. Часть беспилотников ретиво улетает в сторону военного аэродрома.
В тот день дроны, вылетев из четырех фур, атаковали четыре военных аэродрома в Ивановской, Иркутской, Мурманской и Рязанской областях.
В генштабе ВСУ сообщали, что поврежден 41 самолет, российские военные блогеры называли цифру в 10 бортов.
Прошли полиграф и трехчасовой допрос
И вот на днях издание Wall Street Journal опубликовало материал из серии "Как это было".
Для тех, кто предпочитает читать материалы в первоисточнике, приводим название материала: "Inside Ukraine’s Daring 'Operation Spiderweb' Attack on Russia".
Вся операция, по информации издания, координировалась парой агентов, собравших более сотни дронов. Речь идет о супругах Тимофеевых, Артеме и Екатерине.
По информации издания, оба участвовали в "Революции достоинства" в 2014 году, то есть скакали на майдане, но в 2018-м самостийно переехали в Челябинск. Тут Артём Тимофеев вместе с отцом вел мукомольный бизнес.
После начала СВО Тимофеев с супругой понадобились СБУ. Чтобы убедиться в их лояльности, СБУ организовала их приезд во Львов, чтобы проверить на детекторе лжи.
Проверку они прошли, и офицеры СБУ поняли, что диджею Артему и тату-мастеру Екатерине можно доверить участие в спецоперации на территории России.
Возвращение из Львова в Россию далось Тимофеевым нелегко. Им пришлось пройти дополнительную проверку силовиков, ведь в их российских паспортах было указано, что родились они на Украине. После трёх часов расспросов Тимофеевы попали-таки в Россию.
Точка сборки
Вернувшись в Челябинск, 37-летний Тимофеев «создал логистическую компанию, арендовав большой склад и офис в промышленной части города». Он начал покупать грузовики и нанимать водителей.
Артём разместил объявление на сайте по поиску работы и найму сотрудников и провел собеседования с 20 кандидатами. WSJ пишет, что "водители должны были быть надежными, но не дотошными ".
Дроны супруги собирали самостоятельно в течение недели на арендованном складе. С охотничьими домиками мраковали там же, но дольше.
"Крыша одного из домиков постоянно срывалась с тонких петель, однажды чуть не ударив Екатерину. Они перемонтировали ее по инструкциям кураторов из СБУ" - приводит WSJ зарисовку из жизни террориристов.
В итоге восемь домиков были собраны и начинены дронами.Их было больше сотни. У квадрокоптеров было по четыре винта, а каждый из них "был размером примерно с большую обеденную тарелку" и мог нести до 1,8 кг взрывчатки. Она должна была сдетонировать при ударе.
В материале говорится, что СБУ создала специальные FPV-дроны "с усиленной системой связи и боевым зарядом, который прожигал корпус самолетов" и взрывался внутри, чтобы спровоцировать возгорание топлива.
Кроме того, дроны были разработаны для автономного полета до района, где находился аэропорт-цель. Далее пилот из Незалежной, который до последнего момента не знавший об итоговой цели , брал на себя управление.
Для этого планировалось использовать соединение через местные вышки сотовой связи и сигнал с камеры на дроне.
"Водители вышли из строя"
В статье говорится о том, что все необходимое для операции было готово к концу апреля 2025-го. СБУ планировала, что операция пройдет 9 мая, в День победы.
Однако в те дни, по информации WSJ, "из строя вышли" сразу несколько водителей. Издание объясняет это "российскими национальными традициями": чрезмерным потреблением алкоголя в течение длительного праздничного майского периода.
В конце концов, в период с 23 по 26 мая, пять грузовиков, в некоторых из которых было по два домика (всего домиков, напомним, было восемь, выехали из Челябинска в разных направлениях. При этом водители не подозревали, что внутри домиков есть еще что-то.
"Это для контроля за животными"
Вскоре после выезда у одного из домиков поехала крыша, после чего чуть не сошли с ума и офицеров СБУ и Тимофеев, которого они курировали.
Операция, планировавшаяся в течение 18 месяцев, могла сорваться из-за излишней бдительности одного из водителей.
Водитель увидел, что под крышей "домика" есть что-то. И это ему не понравилось.
"Это какой-то бред. Под крышей дроны", — цитирует WSJ реплику дотошного водителя и Тимофеева.
"Что за черт?" — лепил горбатого Артём Тимофеев
Артем пообещал уточнить информацию и перезвонить, а сам бросился звонить куратору в СБУ, Тот попросил время на раздумье и обратился к главе СБУ Василию Малюку с извечным русским вопросом:
"Что делать?!"
Малюк сказал что надо замоложивать, что, мол, эти БПЛА используются для отслеживания животных на больших территориях.
Водителю фуры эта версия странной не показалась, а сломанную крышу домика за толику малую ему помог починить местный тракторист.
Проблемная фура
Иная проблема возникла с другой фурой. У грузовика, который вез два домика на Дальний Восток, поломался компрессор. Его пришлось заменить.
Затем с этим грузовиком впоследствии возникла еще одна проблема: были проблемы с электричеством. Дальнобойщику пытались объяснить, как привести всё в порядок, но в итоге ура пропала, а водитель перестал отвечать на звонки.
Позже выяснилось, что и он, и фура сгорели. По одной из версий, дроны с этого грузовика должны были ударить по авиабазе "Украинка" Амурской области.
К 1 июня четыре фуры находились в опасной близости к военным аэродромам. В СБУ решили действовать.
1 июня Малюк, собрав операторов дронов, рассказал, какие объекты они будут атаковать.
"Им показали карты и схемы самолетов, чтобы пилоты знали, куда наносить удары",
— объясняет WSJ.
"Не было никакой тревоги. У нас была конкретная цель, и мы знали, что ее достигнем,
— приводит слова одного из участников операции "Паутина".
Пилоты заняли свои места, крыши домиков раздвинулись, и 117 дронов вылетели наружу.
"После первых попаданий, не было ничего сложного в том, чтобы понять, куда лететь [другими дронами]. Просто набираете высоту, видите черный дым и понимаете, куда лететь,
— сказал WSJ один из пилотов".