В IV тысячелетии до н. э. древние люди еще почти нигде на планете не ступили на путь цивилизации. А вот в Передней Азии уже создавались и набирали силу такие ранние государства как Шумер, Вавилон, Ассирия, Урарту и многие другие.
Шумер – это первая городская цивилизация в исторической области Южная Месопотамия (южная часть современного Ирака) в период ранней бронзы, то есть IV-III тысячелетиях до нашей эры. Ученые полагают, что это была первая цивилизация в мире.
Сегодня вы узнаете краткие сведения про шумеров и их уникальную цивилизацию. Любителям истории эта статья будет особенно интересна.
Прежде чем вы продолжите читать статью, подпишитесь, чтобы не пропустить следующую интересную публикацию.
Откуда пришли шумеры и причем тут Каспийское море?
Когда большая часть человечества еще жила в пещерах, шумеры уже создавали первую цивилизацию на юге Месопотамии – в междуречье рек Тигр и Евфрат (современный Ирак). Как здесь появился этот народ, до сих пор точно не известно.
Предположительно, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии. И скорее всего в горной местности, однако, расположена она была таким образом, что ее жители смогли научиться искусству мореплавания. Почему предполагали, что шумеры проживали именно в горах? Такой вывод был сделан из способа, которым шумеры строили храмы. Они возводили их на искусственных насыпях или же на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. К тому же в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Однако многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путем. Ведь они сначала появились в устьях рек, где сразу же занялись судоходством, ко всему прочему в их древнейших верованиях главную роль играл бог Энки, чей дом находился на дне океана. Как только шумеры обосновались в устьях рек, они сразу же овладели городом Эреду. Через несколько лет они двинулись вглубь Месопотамской равнины, где завоевывали и основывали новые города.
Возможно, шумеры пришли из прикаспийских областей и в Месопотамию попали около 5500 г. до нашей эры. На протяжении следующих 3000 лет они построили первые города, установили монархию и изобрели письменность.
В Шумере существовало около дюжины независимых городов-государств, каждое из которых состояло из одного или нескольких городских центров, окруженных деревнями и сельскими угодьями, и управлялось своим царем. Мелкие государства назывались «номами». Они постоянно воюют друг против друга. Правитель каждого нома хотел захватить власть над всеми остальными.
Как Гильгамеш создавал военный союз?
К 3400 году до нашей эры крупнейшим городом Шумера становится Урук, площадью в 20 гектаров. В 2750 году до нашей эры царю шумерского города Урука Гильгамешу и его преемникам удалось сплотить вокруг себя несколько городов-государств в военный союз. Этот союз объединял такие города как Урук, Адаб, Лагаш, Ниппур и т.д. Гильгамеш являлся героем «Эпоса о Гильгамеше», древнейшего из дошедших до нас литературных произведений. На Евфрате ниже Ниппура выросли города, которые хотели быть независимыми и боролись за источники воды.
Около 2350 г. до н. э. Саргон Аккадский, правитель семитского племени, обитавшего на севере Месопотамии, покоряет шумерские города. Впоследствии Саргон объединяет страну, основав первую империю, о которой знает история.
К 1950 г. до н. э. после захвата Ура пришедшими из Западного Ирана эламитами, роль шумерского государства в политике навсегда сходит. Шумеры утрачивают политическое могущество, но их письменность, законы и религия сохранились в пришедших им на смену цивилизациях Вавилона и Ассирии.
Шумерское государство процветало благодаря поливному земледелию. Обитатели этого региона строили водохранилища и каналы, превращая с их помощью засушливые земли в плодородные.
Повышению урожайности способствовало и появление других нововведений: плуга, тележки на колесах и парусной лодки. Все это изобрели шумеры.
Изобилие пищи повлекло за собой увеличение численности населения, рост городов и появление у людей возможности сменить сельские занятия на городские. Среди шумеров стали выделяться торговцы, начался обмен местной сельскохозяйственной продукции на металл, древесину и прочие ресурсы. Появилось много искусных ремесленников.
Поначалу шумерскими городами управляли советы старейшин. На практике это означало, что всеми хозяйственными работами руководили жрецы. Они же собирали в хранилищах храмов и всю произведённую продукцию, чтобы затем разделить её между общинниками согласно ценности того или иного человека. Очевидно, что ценность священника куда выше ценности обычного крестьянина или рыбака, а, значит, он должен получать лучшую пищу и одежду. «Близкими к богу» являлись и дети жрецов, которые должны были наследовать своим родителям их религиозные и хозяйственные функции, а также привилегии.
Большую часть своего времени «управляющие владениями бога» и их помощники занимались организацией строительных работ, планированием систем орошения и учётом.
Ранние документы фиксируют относительное равенство распределения продуктов и вещей, но по мере освоения новых земель, роста численности населения и углубления его специализации священники стали получать всё бо́льшие пайки. В определённый момент вместо натурального вознаграждения за свой труд жрецы стали получать земельный надел, который должны были обрабатывать общинники. Жизнь становилась всё менее справедливой, о былом равенстве уже никто не вспоминал.
Почему шумеры разделили час именно на 60 секунд?
Политически шумерский город-государство строился в условиях непрочного баланса сил между верховным жрецом с титулом энси и военным предводителем с титулом лугаль. В переводе с шумерского языка «энси» буквально означает «господин (или жрец) закладки сооружений», а «лугаль» – «большой (великий) человек (мужчина)». С экономической точки зрения существовало два хозяйства: традиционное общинное вокруг храма и новое дворцовое вокруг земель, присвоенных династиями лугалей. Власть энси, как правило, не выходила за пределы родного нома, лугали же претендовали на военное превосходство над несколькими городами-государствами или всем Шумером.
Шумеры были хорошими математиками. Они пользовались не только десятичной, но и шестидесятеричной системой счисления, именно оттуда пошло деление круга на 360°, час из 60 минут и минута из 60 секунд.
Богатые шумеры ставили в святилищах богов собственные изображения – маленькие глиняные фигурки с молитвенно сложенными руками.
Именно шумеры изобрели колесо, обожженный кирпич, систему орошения и пиво.
Но величайшим достижением шумерской цивилизации стало создание письменности, позволявшей фиксировать все, что угодно, от торговых сделок до законов и межгосударственных договоров.
Шумерская письменность ведет начало от примитивной системы подсчетов: торговцы и сборщики податей наносили значки и картинки (пиктограммы), обозначавшие количество и род предметов, на сырую глину.
Со временем сложилась система стилизованных знаков; их наносили заточенным концом стебля тростника на глиняные таблички. Знаки имели форму клиньев, отчего получили название «клинопись».
В ранней клинописи не было грамматических элементов, лишь после 2500 г. до н. э. с помощью знаков стали показывать, в каком порядке читать написанное. Со временем изобрели знаки, передававшие звуки речи. Вплоть до I века нашей эры клинопись была основной письменностью древних государств Ближнего Востока.
Территории древних народов, населявших Переднюю Азию, — не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых, зыбкие болота и частые наводнения, меняющие русла великих рек — Тигра и Евфрата. Чего там было в достатке — это тростника, глины и воды.
Культовым сооружением народов Междуречья до конца эпохи Древности оставался зиккурат — священный храм. Это слово вавилонского происхождения и в переводе означает «вершина». Такой храм был устроен гораздо проще египетских пирамид. Высокое башнеобразное сооружение состояло из нескольких ярусов и не имело внутренних помещений. Только на верхней платформе располагался небольшой храм главного божества — хранителя города. Вход туда был закрыт для обычных посетителей.
Шумеры строили храмы трехступенчатыми — в честь трех своих главных богов. У зиккуратов Вавилона ярусов было семь. Ярусы раскрашивались в символические цвета планет, известных в древности. Террасы храма (на них высаживали экзотические растения) соединялись между собой лестницами или пандусами. Есть предположение, что такой храмовый комплекс также мог служить небесной обсерваторией. Самый известный из ныне сохранившихся зиккуратов находится в древнем городе Ур.
Ряд ученых-библеистов считают, что один из зиккуратов Междуречья стал архитектурным прообразом знаменитой Вавилонской башни. Кто знает, может быть они и правы.
Напишите мне в комментарии, насколько статья вам интересна. А еще подпишитесь на этот канал, чтобы не пропустить следующую публикацию. С вами был канал «Почему в Истории? Посмотрите, обязательно, плейлисты, а я с вами встречусь в следующей статье.
Пишите свое мнение в комментариях и не забудьте поставить лайк)).