Найти в Дзене
СмоЧЬ

Не просто Последний, а Последний Выживший. «Икусагами» на закате эпохи самураев

Ох уж этот 1879-й! Холера терзает страну восходящего солнца, тысячи сидзоку пребывают в чрезвычайной бедности и еще большей растерянности. А в старинном и величественном храме Тэнрю-дзи при таинственном мерцании факелов и вовсе творятся небывалые дела... Рейтинг на IMDb - 7.6 Закат эпохи самураев - максимально благодатная тема для всяческих героических историй с уклоном то в любовь и преданность, то в благородство и самопожертвование. «Последний выживший самурай» («Икусагами: Последний самурай») - еще одна попытка выискать в уже казалось бы изведанной вдоль и поперек нише что-то новенькое и любопытное. «Икусагами» из оригинального названия можно примерно перевести как «бог войны, божество битвы», а если сформулировать на уровне идеи - некое состояние абсолютной боевой мощи, к которому стремятся герои. Главной фишечкой сериала становится некая вымышленная игра на выживание, а приятным дополнением к ней - красивая историческая картинка. Создатели не поскупились на вполне достоверные кос
Оглавление

Ох уж этот 1879-й! Холера терзает страну восходящего солнца, тысячи сидзоку пребывают в чрезвычайной бедности и еще большей растерянности. А в старинном и величественном храме Тэнрю-дзи при таинственном мерцании факелов и вовсе творятся небывалые дела...

Рейтинг на IMDb  - 7.6
Рейтинг на IMDb - 7.6

Закат эпохи самураев - максимально благодатная тема для всяческих героических историй с уклоном то в любовь и преданность, то в благородство и самопожертвование. «Последний выживший самурай» («Икусагами: Последний самурай») - еще одна попытка выискать в уже казалось бы изведанной вдоль и поперек нише что-то новенькое и любопытное.

«Икусагами» из оригинального названия можно примерно перевести как «бог войны, божество битвы», а если сформулировать на уровне идеи - некое состояние абсолютной боевой мощи, к которому стремятся герои.

Главной фишечкой сериала становится некая вымышленная игра на выживание, а приятным дополнением к ней - красивая историческая картинка. Создатели не поскупились на вполне достоверные костюмы (в постановке задействовано около 300 актёров, практически каждому из которых придумывали свой собственный), поставили зрелищные батальные и дуэльные сцены.

Сёго Имамура и его творчество

В основу сериала лег одноименный исторический роман 2022 года.

-2

О новой серии исторических романов Сёго Имамуру попросили еще в 2020 году. Первоначальная идея родилась быстро: «Самураи направляются в Токио и по дороге соревнуются за очки в эпоху Мэйдзи».

Сёго Имамура (1984) - японский писатель, лауреат 166-й премии Наоки, автор серии романов и манги «Икусагами»
Сёго Имамура (1984) - японский писатель, лауреат 166-й премии Наоки, автор серии романов и манги «Икусагами»

Стоит сразу оговориться, что Имамура хотел создать произведение в первую очередь развлекательное, поэтому вымысла и различных допущений в «Икусагами» довольно много.

Структура повествования, как признается сам автор, была частично вдохновлена мангой «Бег со стальным шаром», где герои участвуют в гонке по пересечённой местности в надежде получить приз - 50 млн долларов, но в процессе соревнования узнают, что истинная цель игры сильно отличается от заявленной.

У книги есть продолжения – 3 романа и цикл манги, а еще парочка спин-оффов о прошлом Сюдзиро Саги и кровожадного Кандзии Букоцу. Так что при желании материала шоураненрам сериала хватит и не на один сезон.

-4

Дзюнъити Окада и Сага

Самый ожидаемый претендент на роль «последнего выжившего» – естественно, главный герой - экс-самурай Сага Сюдзиро по прозвищу Палач Кокушу.

Откуда взялось «Кокушу»? Это вольная транслитерация японского слова, обозначающего «кухонный нож» (причем, имеется в виду не деликатный мелкий, а такой прям огромный - для разделки мяса или рыбы). В японском оригинале прозвище Саги «Хито-кири ботё» («убийца, человек, который рубит людей» + тот самый «кухонный нож»).

Японский актер, экс-участник бойз-бенда V6 Дзюнъити Окада (1980) в величественном храме Тэнрю-дзи при таинственном мерцании факелов в роли Саги Сюдзиро
Японский актер, экс-участник бойз-бенда V6 Дзюнъити Окада (1980) в величественном храме Тэнрю-дзи при таинственном мерцании факелов в роли Саги Сюдзиро

У бывшего поп-кумира японок начала 2000-х помимо актерских талантов есть и внушительные спортивные достижения. Окада - мастер боевых искусств, он владеет джиу-джитсу, джит-кун-до и филиппинским пекити-тирсия кали, а потому вполне закономерно, что помимо собственно игры он занялся также постановкой боевых сцен сериала, ну и заодно уж спродюсировал все, что вышло.

Вообще, Окаде играть самураев не в первой. Каких он только не успел сыграть за свою кинокарьеру!

-6

Рефлексирующий Содза из драмеди «Цветок» (2006), игрок в го, а по совместитульству математик и астроном Сибукава Сюнкаи в фильме «Тэнти: Самурай-астроном» (2012), грозный Исида Мицунари в «Битве при Сэкигахаре» (2017), офицер синсэнгуми Хидзиката Тосидзо в «Барагаки: Несломленный самурай» (2021), молоденький самурай-«детектив» Сёдзабуро Данно в «Дереве цикад» (2014). За роль последнего ему даже вручили награду Японской киноакадемии за лучшую мужскую роль второго плана. А теперь вот - чуть было не ставший пацифистом матерый воспитанник легендарной школы фехтования «Кёхати-рю».

Школа владения мечом «Восьми школ горы Курама» (Кёхати-рю)

Не только Сага Сюдзиро, но и еще несколько героев истории – бывшие воспитанники старейшей школы фехтования «Кёхати-рю», возникшей еще в конце периода Хэйан (794-1185). Вернее, одного из ее «филиалов» и довольно сурового.

По легенде, основателем этой школы стал некий монах-отшельник Киити Хогэн с горы Курама, что неподалеку от Киото. Основываясь на различных азиатских военных и философских трактатах, он придумал собственную систему тренировок духа и тела и обучил всему этому 8 учеников. Естественно, все было очень секретно и эксклюзивно. Его воспитанники в свою очередь захотели передать знания другим и создали собственные школы боя на мечах, так и вышло, что школ стало 8.

В рамках Кёхати-рю изучались военная стратегия на основе китайских трактатов, фехтование мечом, боевым веером и прочими подручными предметами, а также развивались особая легкость и прыгучесть (тёякудзюцу). Кто-то осваивал программу целиком, как легендарный полководец Ёсицунэ, кто-то довольствовался частью.

Но вот беда – начиная примерно с периода Муромати (1336–1573) сведений о Кёхати-рю почти нет, многие документы оказались утерянными, а само учение трансформировалось и интергрировалось в другие системы, поэтому точно описать специфику этой школы крайне трудно.

-7

Так что вопрос «А был ли Гэнтосай?» можно продолжать считать открытым)

Кодоку

Смертельный турнир, в котором должны сойтись герои сериала, организаторы называют «кодоку» или же «ядовитое проклятие».

-8

В японском фольклоре существуют сказания о древнем колдовском обряде, возникшем еще в период Нара (710-794) и не терявшем популярности вплоть до XIV века, когда сия практика была публична осуждена и запрещена.

В одну емкость помещали сотню насекомых, змей и лягушек, и ожидали, пока все они сожрут или прочими способами поуничтожают друг друга. Последняя оставшаяся в живых тварь признавалась наделенной огромной магической силой, способной помочь своему хозяину обрести богатство и сбычу мечт, а с помощью ее жизненных соков вполне можно было результативно травануть любого неприятного тебе человека.

Традиционно колдовство начинали проводить в пятый день пятого месяца. Вот и наши 292 самурая собираются в храме Тэнрю-дзи 5 мая.

Участники «Кодоку»

-9

Книжных участников кодоку в сериале лишь слегка подмарафетили и кое-где поменяли акценты, изменения тут минимальные.

-10

К примеру, Саге Сюдзиро у Имамуры всего лишь 28. А у Футабы был отец-полицейский, который погиб во время войны Сэйнан (об этом чуточку позже), к тому же девочка (по книге ей всего 12 лет) вполне неплохо владеет кинжалом. Ни Ироха, ни Цугэ Кёдзин в попутчики к нашей парочке не набиваются. А ниндзя и вовсе изначально едет в Киото, чтобы спасти некую женщину.

Японский певец и актер Каири Дзё (2006) в роли непутевого Саямы Синдзиро. В более юном возрасте его можно было увидеть в «Магазинных воришках», где он сыграл малыша Сёту
Японский певец и актер Каири Дзё (2006) в роли непутевого Саямы Синдзиро. В более юном возрасте его можно было увидеть в «Магазинных воришках», где он сыграл малыша Сёту

Последний из сериального квинтета Палача Кокушу - Саяма Синдзиро – у Имамуры тоже предпочел, пусть и вынужденно, иную компанию. По сюжету юноша отправляется в Тэнрю-дзи, хотя и не обладает сколько-нибудь внятными боевыми навыками, чтобы расплатиться с огромными долгами, оставшимися после разорения семейного бизнеса. Из-за эпидемии холеры их некогда процветавшая изакая (питейное заведение, что-то типа уютного бара) находится на грани банкротства, а ростовщики отнюдь не такие душки, как в самом начале первой серии адаптации, когда они просто так соли и прочего Саге отсыпают.

Кого мы не увидели

-12

Так как последняя часть тв-истории оставила нас фактически по середине пути в Токио, сложно сказать, кого из персонажей создатели сериала нам не успели показать, а от кого решили избавиться полностью. А там еще полным-полно любопытных личностей.

Бывший член элитарного отряда сегуната синсэнгуми - Канэко Дзиросаку, которому Сюдзиро некогда отрубил в бою правую руку (я то, грешным делом сначала посчитала, что Сага был на стороне Токугавы);

Врач-лудоман со скальпелем вместо катаны - Акаяма Сотеки и его якобы коллега-фельдшер, но на самом деле приставленный за ним следить бандит Кавамото Торамацу, боссу которого Акаяма задолжал уйму денег;

Выдающий себя за рыбака пират Банба Дайгоро (к нему в услужение и попадает неумеха-Синдзиро);

Три брата-акробата Токура - Гэнта, Сёдзи и Хейдза, владеющие «тайным искусством троицы»;

Загадачное тайваньское божество – миниатюрная Мифти;

И даже гайдзин - бывший драгун Британской армии Гилберт Кейпел Коулман.

И сама игра «Кодоку», и все ее участники, ну почти все – плод фантазии автора, а вот некоторые события, в которых они волею судеб принимают участие вполне себе реальны.

Дзайбацу

-13

За смертельной гонкой самураев азартно следят представители крупнейших промышленно-финансовых объединений – дзайбацу – по одному представителю самых главных, начавших свою историю еще в период Эдо (1603-1868) - Сумитомо, Мицуи, Ясуда и Мицубиси.

Война Босин

(27 января 1868 - 27 июня 1869)

-14

Многие из героев истории приняли непосредственное участие в Войне Босин, которая помимо всего прочего положила конец эпохе самураев.

Босин - обозначение 5-го года 60-летнего цикла в традиционных восточноазиатских календарях. И хотя формально война длилась больше года, это название прижилось и осталось.

После скоропостижной смерти императора Комэй 3 февраля 1867 года 14-летний наследный принц Муцухито Мэйдзи (1852-1912) формально вступил на хризантемовый трон. А спустя почти год - 4 января 1868-го юноша объявил о полном восстановлении императорского правления. Незадолго перед этим 15-й и последний сёгун Японии Ёсинобу Токугава (1837-1913) после долгих увещеваний согласился, оставив за собой титул и определенную толику власти, отойти от дел. Но не тут-то было. Как-никак 250 с хвостиком лет у власти (с 1603-го) – это вам не хухры-мухры, не прошло и недели как упрямец Ёсиноба передумал, а 24 января, узнав о диверсиях сторонников Мэйдзи, особенно о поджоге родного фамильного замка Эдо принял решение идти на Киото.

Спустя 3 дня войска сёгуната и сторонников императора – княжеств Тёсю и Сацума - сошлись в первой баталии Босин – сражении при Тоба-Фусими у южного входа в Киото. Войска императора существенно уступали численностью – их было всего около 5000 против 15 тысяч воинов Токугавы, но были полностью модернизированы, вооружены пулеметами и винтовками, а потому через 3 дня не имевшие к тому же внятной стратегии силы сёгуната были разбиты. Моральный дух их войска заметно упал, к тому же многие державшие нейтралитет даймё выразили преданность императору и предложили его сторонникам военную помощь.

4 июля произошла битва при Уэно, в которой сошлись элита самурайских войск - сёгитай - и императорская армия.

Сёгитай заняли позиции вокруг семейного храма Токугавы Канэй-дзи и близлежащего к нему храма Нэдзу. Силы княжества Сацума предприняли попытку атаки в лоб, но были остановлены превосходящими силами противника и понесли тяжелые потери. Но им на помощь пришло войско княжества Тёсю, которое ударило с тыла, используя пушки, что положило конец последнему очагу сопротивления в Эдо, несмотря на то, что сёгитай до последнего оказывали упорное сопротивление.

Последним крупным столкновением между правительственными войсками и силами сёгуната стала битва при Айдзу. На этот раз перевес сил был на стороне армии императора, которая окружила сердце княжества - замок Вакамацу. На его защиту встал не только гарнизон крепости, но и местное население. Несколько сот молодых самураев объединились в отряд Бяккотай (Отряд Белого Тигра). Все попытки штурма оканчивались неудачей. Тогда было принято решение взять замок в осаду. Спустя месяц – 6 ноября – гарнизон крепости был вынужден сдаться.

Сидзоку

Самым громким итогом Босин стало упразднение сословия самураев. В июле 1869 года имперское правительство добилось ликвидации отношений «господин — слуга» между даймё и зависимыми от них самураями и сформировала из последних новое сословие – сидзоку, которое просуществовало вплоть до 1947 года.

Какой-то части инициативных молодых людей эта реформа позволила занять важные административные или предпринимательские должности, но большинство других лишило былого престижа и обрекло фактически на нищету.

А 28 марта 1876 года в добавок вышел и встреченный отчаянным сопротивлением со стороны бывших самураев Указ о запрете мечей.

Такая ситуация привела к целой серии самурайских восстаний, самым крупным из которых стало выступление бывших самураев Сацумы под предводительством покинувшего правительство из-за разногласий по внешнеполитическим вопросам Сайго Такамори. Сацумское восстание, также известное как война Сэйнан, длилось долгих 8 месяцев - с 29 января по 24 сентября 1877 года. Оппозиционеры боролись за сохранение самурайского сословия и более добродетельное правительство. Завершилось все героическим, но полным поражением повстанцев в битве при Сирояме.

Так что и финансовых и идейных причин поучаствовать в кодоку у представителей сидзоку было предостаточно.

Холера

-15

В 1877–1879 годах в Японии произошла одна из самых серьёзных вспышек холеры. В стране было зарегистрировано более 160 000 случаев заболевания и более 100 000 смертей.

Эпидемия быстро распространилась по густонаселённым портовым городам, таким как Нагасаки и Осака, ситуацию усугубляла антисанитария и недостаточное понимание механизмов передачи заболевания.

Колонизация Хоккайдо и айны

Один из участников кодоку - искусный лучник айну Камуикотя с Хоккайду - вскользь упоминает о печальной судьбе своего острова и народа.

-16

Именно после реставрации Мэйдзи началась активная колонизация Хоккайдо. Японское правительство присваивало плодородные земли и богатые минералами регионы острова, рассматривая проживавших там айнов прежде всего как «отсталый» народ, нуждающийся в «цивилизации», то бишь как идеальных кандидатов для тяжелой работы за гроши. В добавок ко всему им запрещали исповедовать свою религию, говорить на родном языке, носить традиционные одежды. Мужчин заставляли стричь бороды, женщин карали за традиционные тату губ.

Чиновники правительства Мэйдзи

А теперь прошу любить и жаловать – троица, которая делает роман Имамуры и сериал по-настоящему историческим.

Окубо Тосимити

Окубо Тосимити (1830-1878) - министр внутренних дел Японии
Окубо Тосимити (1830-1878) - министр внутренних дел Японии
Современная версия Окубо от японского актёра и модельера Араты Иуры (1974)
Современная версия Окубо от японского актёра и модельера Араты Иуры (1974)

В романе – наш главный герой Сага Сюдзиро даже какое-то время был его телохранителем.

Окубо Тосимити заслуженно считают одним из основателей современной Японии. Бывший самурай из княжества Сацума, он стал одним из трёх великих дворян, возглавивших Реставрацию Мэйдзи. Участвовал в войне Босин, где после поражения сил сёгуната в битве при Тоба-Фусими выступил за сохранение жизни Ёсинобы.

В правительстве Мэйдзи он с самого начала занимал ведущие позиции, выступая за централизацию власти, а 29 ноября 1873 года возглавил вновь созданное министерство внутренних дел, которое сразу стало «сердцем и центром внутренней бюрократии».

Естественно, в его обязанности входило и подавление самурайских восстаний, в том числе и того самого громкого под предводительством Сайго Такамори. Вот оно-то и сыграло роковую роль в его судьбе.

14 мая 1878 года Окубо был убит по пути на заседание Кабинета министров Симадой Итиро и 5 другими недовольными самураями. Убийцы выволокли его из экипажа, перерезали горло и оставили тело с оружием и объяснительной запиской, обвинявшей министра в тирании, а также в смерти Сайго Такамори. Сразу же после этого они сдались и в июле того же года были казнены.

Кстати говоря - Кавадзи (про него подробнее чуть ниже) какое-то время подозревался-таки в причастности к убийству, несмотря на признательную записку и все дела. Так что Имамура не прямо на ровном месте воду, так сказать, мутил.

«Отец японской полиции» Тосиёси Кавадзи

Генерал, политик и самурай Тосиёси Кавадзи (1834 -1879)
Генерал, политик и самурай Тосиёси Кавадзи (1834 -1879)
Современная версия чуть более коварного и жестокого Кавадзи от Гаку Хамады (1988)
Современная версия чуть более коварного и жестокого Кавадзи от Гаку Хамады (1988)

Главгад истории, а по совместительству основатель современной полицейской системы Японии Тосиёси Кавадзи, как и Окуба, был родом из княжества Сацума. Во время Босин участвовал в битвах при Тоба-Фусими и при Айдзу, во время Сацумского восстания возглавлял одну из бригад императорской армии.

В 1873 году под юрисдикцией Министерства внутренних дел было учреждено устроенное по западному образцу полицейское управление, которое и возглавил Кавадзи. А 9 января 1874 года он получил должность дайкэйси (начальник полиции, генеральный суперинтендант), что соответствовало званию генерал-майора.

Своих бывших противников по Босин Кавадзи принимал на службу крайне осторожно, но планомерным истреблением самураев и всего с ними связанного отнюдь не занимался, наоборот в 1878 году (вместо организации кодоку) написал книгу о фехтовании «Гэкикэн Сайко-рон» («Возрождение фехтования»), в которой подчеркивал, что стили владения мечом не должны исчезать с модернизацией, а должны быть интегрированы в качестве необходимых навыков для полиции.

По состоянию здоровья прервав свою исследовательскую командироваку во Францию, отец японской полиции скоропостижно скончался в Токио 13 октября 1879 года.

«Отец японской почтовой системы» Маэдзима Хисока

Барон Маэдзима Хисока (1835-1919) – предприниматель, государственный деятель, директор Управления почтовой службы
Барон Маэдзима Хисока (1835-1919) – предприниматель, государственный деятель, директор Управления почтовой службы
Современная версия всюду поспевающего Хисоки от Тэцуси Танаки (1966)
Современная версия всюду поспевающего Хисоки от Тэцуси Танаки (1966)

В сериале это показали не очень внятно, в романе же Сага Сюдзиро познакомился с чиновником будучи телохранителем Окубо. Хисока даже предлагал Палачу Кокушу работу почтового служащего, когда тот отказался от меча.

Еще в юности Маэдзима прослыл радикальным реформатором и сторонником вестернизации. В 1866 году он сунулся к Токугаве Ёсинобе с предложением отменить использование кандзи (китайских иероглифов). В 1868 году посоветовал Окубо Тосимити перенести столицу из Киото в Эдо.

Окубо понравилась прямолинейность Маэдзимы, и он назначил его в новое Министерство народных дел, а в 1870 году на год отправил в Великобританию изучать работу Главного почтамта.

Вообще, из всей этой троицы Хисока, безусловно, самый деятельный и успешный. Занимаясь созданием национальной почтовой системы, он каким-то образом нашёл время, чтобы в 1872 году основать собственную газету, а в 1882-м принять деятельное участие в открытии токийского университета Васэда. Видя потенциал быстро расширяющейся железнодорожной сети, в 1886 году он основал ж/д компанию «Кансай» в Осаке, а затем «Хокуэцу» в префектуре Ниигата. Еще через пару лет, чтоб не заскучать на посту замминистра связи, создал государственную телефонную службу Японии. А став наконец бароном (это произошло в 1902 году), успел около 6 лет позасидать в Палате пэров.

Резюме без спойлеров

Скажу честно, немножко жаль, что за образом главного героя нет никакого реального крутого самурая, но, может, оно и к лучшему – все-таки «Икусагами» - материя тонкая, ей, как мне кажется, больше подходит дерзкий полет чистой, как горный ручей, спускающийся с вершины горы Курама, фантазии.

Вообще же сериал получился очень даже ничего! А для любителей восточных поединков с применением холодного оружия даже прямо очень ничего)

Да, иногда сюжетные повороты выглядят слегка наивно и капельку шаблонно, но в целом история затягивает, динамику не сбавляет, персонажей раскрывает, и сентиментальные отступления созданию атмосферы не мешают, скорее, наоборот, так что серии смотрятся без зевоты и поглядывания на часы )

При этом легкое погружения в исторические реалии и общую обстановку в стране – ка-а-а-апельку больше, чем дают нам субтитры сериала, идет только на пользу. Как-то картинка сразу немного объемней становится. Ну на мой взгляд)

По поводу продолжения «Икусагами» Netflix пока тактично молчит, но показывать шоу-раннерам, даже не выходя за рамки романной серии, есть еще, как минимум, на парочку сезонов. Так что я бы, конечно, 2-ю часть ждала. Оптимисты прочат ее к 2027-му и даже поговаривают о возможной третьей, но это все пока-что на уровне милых домыслов.