После окончания ВОВ прошло более 80 лет, а её история полна глупых мифов. Один из них гласит, что танковое сражение 12 июля 1943 г. под Прохоровкой:
а) крупнейшее в мировой истории;
б) безоговорочную победу в нем одержала РККА;
с) оно сыграло решающую роль в Курской битве.
Но на самом деле всё это не так. А доказательства я приведу ниже в статье.
Сколько бронетехники участвовало в сражении
В 1960 г. была издана книга маршала Ротмистрова "Танковое сражение под Прохоровкой". В нем он командовал 5-й Гв. танковой армией. Павел Алексеевич утверждал, что в бою сошлись 1.5 тыс. танков и САУ. По 700-800 с каждой стороны. Немецкие же потери в битве составили 400 машин. Но на самом деле у гитлеровцев в районе Прохоровки насчитывалось 294 танков и САУ во 2-м ТК и 120 в 3-м. Из них только 206 машин 2-го ТК приняли участие в сражении (из них 15 "Тигров", "Пантеры" отсутствовали). Ещё 119 дрались на 18 км южнее.
Это официальные цифры. И не немецкие, а из докладной Военного совета Воронежского фронта лично Сталину, за подписью Хрущева. Они почти совпадают с данными немецкой стороны. То есть Ротмистров большой фантазер. Согласно данным доктора исторических наук Замулина, наших танков было в 2 с лишним раза больше – 514. Ну а всего 5-я Гв. ТА с приданными ей корпусами насчитывала 951 танк и САУ.
Накануне они совершили беспрецедентный марш в 350 км. Более 100 единиц бронетехники отстали, еще 200 нуждались в ремонте. 158 машин выясняли отношения с противником на 18 км южнее. То есть под Прохоровкой с обеих сторон сражались всего 720 танков и САУ (514 и 206 соответственно). Что в 5 с лишним раз меньше, чем в крупнейшем танковом сражении в истории человечества, которое произошло в июне 1941 г. в районе Дубно – Броды – Луцк. Напомню, что в нем участвовало 3100 советских и 720 немецких танков.
Смелые планы руководства
Гитлеровцы не смогли прорваться к Курску с юга в районе села Яковлево. Поэтому 10 июля они решили атаковать на 35 км восточнее, под Прохоровкой. Там у них были неплохие шансы прорвать 3-ю линию нашей обороны и вырваться на оперативный простор. Спасти ситуацию должна была 5-я Гв. ТА Ротмистрова, которая до этого входила в состав резервного Степного фронта. Вот только фашисты её поджидали. Немцы уже заняли лучшие позиции на Прохоровском поле и основательно окопались.
Узнав об этом, представитель Ставки Василевский позвонил Сталину утром 12 июля. Но тот подтвердил: "Атакуйте!" Командованием планировалось устроить гитлеровцам второй Сталинград!. 5-я Гв. ТА должна была совместно с 5-й Гв. армией Жадова прорвать оборону врага под Прохоровкой. А затем южнее соединиться с 1-й Гв. ТА Катукова и 6-й Гв. армией Чистякова, которым предстояло западнее прорвать оборону фашистов. В "котел" должны были угодить более десяти вражеских дивизий. Ничто не предвещало беды.
Неудавшийся бой под Прохоровкой
Прохоровское поле было изрыто оврагами. Там не было места, чтобы использовать своё численное преимущество и развернуть 500 машин. Т.о. большей части танков (348) пришлось атаковать на узком пространстве в "коридоре" между рекой Псёл и высокой железнодорожной насыпью. Танковые бригады пришлось вводить по очереди в бой и немцы устроили им ловушку.
Гитлеровцы сосредоточили более 50 орудий на километр. Плюс 206 танков 2-го ТК, зарытых в землю. Надо сказать, что 2-й эсэсовский ТК был лучшим танковым подразделением в Третьем Рейхе. Ротмистрову же нужно было ударить во фланг врагу, но он погнал танки в лоб прямо на пушки. Те на расстоянии 1-1.5 км легко пробивали броню наших Т-70 и Т-34. Началось "избиение младенцев".
Когда до позиций фашистов оставалось 400-500 метров, часть наших танков уперлась в противотанковый ров длиной 2 км и глубиной 4.5 м. Они попытались через него прорваться. Около 50 машин скопились у моста через ров. И все они стали идеальной мишенью. В результате было уничтожено более ста наших танков. Небо почернело от горевшей солярки "тридцатьчетверок".
В радиоэфире творилось невообразимое. Причем наши танкисты больше ругали не немцев, а собственных командиров. Но вот Т-34 и Т-70 добрались до вражеских позиций. Начался танковый бой. И снова гитлеровцы имели преимущество. Не только их танки, но и пушки жгли нашу бронетехнику в упор. В 13.00 эсэсовская дивизия "Тотенкопф" ударила в правый фланг 5-й Гв. ТА. Она понесла наибольшие потери среди немцев – 43 боевые единицы. Всего вражеских машин было подбито около 80. Безвозвратные потери – 20 штук.
По официальных данным нами было потеряно 340 танков и 17 САУ. 194 машины сгорели (из них 36% – Т-70). 146 остались на территории занятой фашистами и те их взорвали. Огромные потери были и у пехоты. В 5-й Гв. ТА и в 5-й Гв. армии 4 тыс. пали в бою, а 3 тыс. были ранены. Потери немцев составили 840 человек с учетом раненых.
Почему простили Ротмистрова
Сталин пришел в бешенство от количества потерянной бронетехники под Прохоровкой. Комиссии под руководством Маленкова поручили разобраться в причинах. Ротмистрову грозил трибунал. Но пока шло следствие, Степной, Центральный и Брянский фронты перешли в наступление, а гитлеровцы перешли к обороне.
Здесь сыграла роль и высадка союзников на Сицилии. Это спасло Павла Алексеевича от решительной расправы. А также заступничество Василевского, т.к. часть вины лежала и на нём. Сталин сменил гнев на милость. Ротмистрову даже вручили орден Кутузова 1-й ст. Однако летом 1944 г. комфронта Черняховский настоял, чтобы малокомпетентного командарма навсегда сняли с командования войсками. Что и было сделано.
Чтобы оправдать свои потери, Ротмистров в отчете Генштабу сочинил, что немецких танков было в 3.5 раза больше, чем на самом деле. Позже наши историки поверили ему. Героическим сражение под Прохоровкой стали считать в конце 50-х годов, когда к власти пришел Хрущев. Летом 1943 г. он занимал должность члена Военного совета Воронежского фронта. А архивы открыли лишь в 90-е годы, когда не стало СССР. Вот тогда историки и докопались до горькой правды.
Друзья, я прошу Вас помочь выжить каналу, нажав тут или на кнопку чуть ниже. Давайте будем вместе продвигать отечественный патриотизм!