Житель села Солёного почти 20 лет назад лишился возможности ходить, но продолжает полноценно жить.
Моё знакомство с Евгением произошло случайно. Он – таксист и приехал по вызову. Сев в машину, я заметила, что транспортное средство у мужчины полностью на ручном управлении. «Я – инвалид!» - пояснил Евгений. По дороге таксист рассказал свою историю. Молодой здоровый парень, получив инвалидность, не сломался, а нашёл в себе силы полноценно жить и зарабатывать.
Трагедия, которая разделила жизнь Евгения Фодченко на до и после, произошла 11 февраля 2006 года. После окончания Новочеркасской государственной мелиоративной академии по специальности «инженер лесного и лесопаркового хозяйства» он в 1999 году устроился в солёновское лесничество. Начинал лесником, затем был мастером леса, в 2002 стал помощником лесничего. В тот роковой день Евгений ехал из Перевалки в Солёное. После дождя дорога покрылась коркой льда. Со стороны казалось, что асфальт просто мокрый и опасаться нечего. УАЗ, за рулём которого находился Евгений, занесло. Автомобиль съехал с дороги и перевернулся.
Было уже темно. Когда Женя очнулся, рядом собирался народ. Остановился автобус, пассажиры вышли, чтобы вытащить пострадавшего из автомобиля. Мужчина сразу понял, что не чувствует ног. Скорая привезла Евгения в больницу. Вызвать санавиацию и отправить его в Краснодар не представлялось возможным, поскольку заснежило так, что ни ехать по дороге, ни лететь вертолётом было нельзя. Оперировали в Мостовской ЦРБ.
- Тогда я ещё не знал, что у меня травма с полным разрывом спинного мозга. Верил и надеялся, что поправлюсь, - вспоминает Евгений. – Врачи говорили, что для восстановления нужно время. Для каждого оно разное. Кто-то может поправиться через год, кто-то через пять.
Позвоночник скрепили пластинами. Месяц Евгений провёл в районной больнице, затем – две недели в Краснодаре, а после его отправили домой.
- Для родных моя травма стала настоящим потрясением. Пока был прикован к постели, семилетний сын быстро повзрослел, - вспоминает Женя. – Стал главным мужчиной в доме. Дрова носил, выполнял другую работу. Было обидно осознавать свою беспомощность. Я злился на себя. Разные мысли и чувства одолевали в этот период: отчаяние сменялось верой в себя и наоборот. Но даже зная, что при переломе 12-го грудного позвонка (это нижний и самый крупный из грудных позвонков, расположенный в месте перехода грудного отдела в поясничный) шансы снова начать ходить крайне малы, я надеялся на чудо. Долгих 10 лет старался помочь себе выздороветь: занимался гимнастикой, соблюдал все рекомендации докторов. А потом понял, что чуда не произойдёт. И, смирившись со своей участью, направил внимание на то, чтобы научиться жить по-новому. За годы вынужденного затворничества освоил плетение из бисера, увлёкся работой с деревом, но стабильного заработка это не приносило. Дети к тому времени выросли и начали создавать свои семьи. Женить их на пенсию инвалида первой группы было сложно, требовался дополнительный доход.
Получив от государства легковой автомобиль с ручным управлением, Евгений начал таксовать. Первое время ездил по селу и псебайской зоне, затем увидел объявление о том, что районному такси требуются водители. Его взяли.
- Летом люблю выезжать на смену в ночь, когда не жарко. Кроме того, езжу в междугородные рейсы, - рассказывает Евгений. - Редко что может выбить меня из колеи и изменить рабочий график. Я не пью, что ценно для водителя. После травмы я сам себе дал слово, что как бы трудно мне в жизни не пришлось, я никогда не буду топить тоску в алкоголе. Могу выпить на праздник, но зависимости у меня не было и нет. Всё это ценит владелец службы такси Николай Николаевич Косовский, и я ему благодарен.
В свободное от работы время Евгений Фодченко занимается домашним хозяйством. Руками умеет всё, поэтому не делит бытовые хлопоты на мужские и женские. А если становится тоскливо, ведь такие периоды тоже случаются, как у всех людей, его поддерживают друзья.
Жизненные испытания оставляют рядом только самых верных людей, считает наш герой. Поэтому с гордостью и признательностью говорит о Владимире и Алексее Штельмахах и Андрее Полежаеве, Алексее Деревских, с которыми дружит почти 30 лет.
- Я человек простой и отзывчивый. Благодарен тем, кто также относится ко мне. Сейчас очень много злых, заносчивых, людей, и это плохо. Но я всё равно стараюсь отвечать добром на зло. В работе таксиста это важно.
Евгений Фодченко получил от государства уже третий автомобиль.
- Новые машины людям, которые стали инвалидами в результате производственной травмы, как было у меня, выдают каждые семь лет. Кроме того, государство обеспечивает необходимыми средствами реабилитации.
У Евгения есть коляска, на которой он передвигается по дому, и другая – с электроприводом, на которой ездит по селу. Сейчас он думает о том, как установить на крыше своего автомобиля специальный бокс, на который можно прикрепить коляску, чтобы в случае необходимости самостоятельно спустить её на землю и отправиться по делам. Кроме того, раз в год Евгению положены поездки в санаторий. Он этим правом пользуется, выбирая здравницы Анапы.
45-летний Евгений Фодченко является инвалидом первой группы почти полжизни. Он не стесняется этого, потому что себя таковым не считает. Были периоды, когда на вопросы «за что?» и «почему?» ответов не находилось. Но потом Женя решил: если ему было суждено прожить жизнь именно в таком качестве, то сделает он это достойно. И призывает всех, кто оказался в подобной ситуации, не падать духом. Судьба посылает испытаний ровно столько, сколько человек способен выдержать.
Наталья Черноволенко. Фото автора.