Найти в Дзене

История мебели: Школа Нанси́

«Наши корни в глубине лесов, на берегах ручьёв, в болотных травах». Эмиль Галле В период с 1890 по 1914 Школа Нанси́ (фр. L’Ecole de Nancy) объединила целое поколение художников, ремесленников, архитекторов, предпринимателей и промышленников, базировавшихся в городе Нанси (Франция). Своей миссией они видели реформу художественного образования, адаптацию искусства к современным методам производства и созданию творческой среды, которая впоследствии стала колыбелью движения ар-нуво. Школа Нанси возникла в результате драматических событий после поражения Франции во Франко-прусской войне в 1870 году, когда Эльзас и значительная часть Лотарингии были переданы Германской империи, но Нанси остался в составе Франции. Учёные, ремесленники, художники и предприниматели этого региона, отвергшие аннексию, переехали в Нанси, где царила творческая атмосфера. Среди её наиболее выдающихся представителей были Эмиль Галле, всемирно известный своими работами со стеклом, основатель школы и её первый презид

«Наши корни в глубине лесов, на берегах ручьёв, в болотных травах».

Эмиль Галле

В период с 1890 по 1914 Школа Нанси́ (фр. L’Ecole de Nancy) объединила целое поколение художников, ремесленников, архитекторов, предпринимателей и промышленников, базировавшихся в городе Нанси (Франция). Своей миссией они видели реформу художественного образования, адаптацию искусства к современным методам производства и созданию творческой среды, которая впоследствии стала колыбелью движения ар-нуво.

Школа Нанси возникла в результате драматических событий после поражения Франции во Франко-прусской войне в 1870 году, когда Эльзас и значительная часть Лотарингии были переданы Германской империи, но Нанси остался в составе Франции.

Учёные, ремесленники, художники и предприниматели этого региона, отвергшие аннексию, переехали в Нанси, где царила творческая атмосфера.

Среди её наиболее выдающихся представителей были Эмиль Галле, всемирно известный своими работами со стеклом, основатель школы и её первый президент; промышленник, декоратор и краснодеревщик Луи Мажорель, стеклодув Антонин Дом и архитектор и краснодеревщик Эжен Валлен.  В состав движения вошли 36 архитекторов, декораторов, художников, промышленников и искусствоведов, которые без колебаний приняли курс на обновление декоративно-прикладного искусства, который был вдохновлен природными формами Лотарингии.

Мебель, создававшаяся под эстетическим началом Галле - главного идеолога Школы Нанси, была исполнена невероятной фантазией и ощущением неразрывной связи с природными силами. Мебель делалась из экзотических пород или крашеного дерева, с тонко выверенной цветовой гаммой. Флора и фауна Лотарингии вдохновляла авторов на новые приемы. Так, например, предметы могли стоять на резных опорах в форме крыльев стрекоз, а инкрустации из фруктовых пород позволяли создавать флоральные композиции в виде листьев гинко, чертополоха и кувшинок.

Витрина Эмиля Галле (ок. 1900 года)
Витрина Эмиля Галле (ок. 1900 года)

В основе всех творений Эмиля Галле лежало романтическое видение природы, любовь к растениям и животным. Природные мотивы захватывают дизайн предметов, создавая фантазийные и экстравагантные композиции из экзотических растений, кленовых листьев, стрекоз и бабочек.

Кровать из красного дерева, известная как Ненуфар (от араб. цветок лилии) из-за мотивов водяных лилий, спроектированная и изготовленная Луи Мажорелем около 1902–1903 годов, выставлена в Музее Орсе в Париже.
Кровать из красного дерева, известная как Ненуфар (от араб. цветок лилии) из-за мотивов водяных лилий, спроектированная и изготовленная Луи Мажорелем около 1902–1903 годов, выставлена в Музее Орсе в Париже.
Чаша с летним пейзажем, около 1910 г.  Источник Аукцион Quittenbaum, Мюнхен.
Чаша с летним пейзажем, около 1910 г. Источник Аукцион Quittenbaum, Мюнхен.

Изделия Daum начала XX века считаются эталонными образцами стиля ар-нуво. Основными мотивами декора были пейзажи, изображения цветов и растений. В этот период технологии стеклоделия ушли далеко вперед от кустарного производства, активно создавались новые и возобновлялись старые, забытые способы декорирования и изготовления стекла.

-4

Гектор Гимар (1867-1942) - французский художник и архитектор. Широкому кругу известный, как автор надземных входов в парижское метро с эффектными металлическими оградами.

В период 1890—1930 годов Эктор Гимар построил около пятидесяти зданий, а также проектировал оформление интерьеров и мебель. Изобретенный им стиль стали называть органогенными, биоподобными и относили к флоральному течению в искусстве европейского модерна.

Эмиль Галле. Ваза с пестрым узором в технике clair-de-lune – «лунный свет», ок. 1884 года
Эмиль Галле. Ваза с пестрым узором в технике clair-de-lune – «лунный свет», ок. 1884 года
-6
Стулья Эмиля Галле, Луи Мажореля и Гектора Гимара
Стулья Эмиля Галле, Луи Мажореля и Гектора Гимара