Найти в Дзене
КП - Новосибирск

«Она меня обзывала»: подросток зарезал 12-летнюю девочку на площадке

– Конечно, до сих пор очень тяжело. Пытаемся прийти в себя, – так прокомментировал отец 12-летней Юли Зыряновой оглашение приговора подростку, виновному в смерти его дочери. Эти слова, произнесенные спустя почти год после трагедии, исчерпывающе описывают состояние семьи, которая так и не смогла оправиться от потери. Трагедия, навсегда изменившая жизнь двух семей, произошла вечером 21 сентября 2024 года в иркутском селе Тарнополь. Местом действия стала многофункциональная спортивная площадка. Здесь встретились двое подростков: 15-летний местный житель и 12-летняя Юля Зырянова, которая ранее училась с ним в одной школе. По данным следствия, между ними произошел конфликт. Точная причина ссоры, как это часто бывает в подобных делах, так и осталась до конца невыясненной. Обе стороны трактовали все по-разному. Однако чем бы ни был спровоцирован спор, последствия были трагическими. В пылу ссоры 15-летний подросток достал нож. Что происходило в этот момент в его сознании, остается лишь гадать.
Оглавление
Юля осталась в памяти родных самой любимой дочкой. Фото: архив семьи
Юля осталась в памяти родных самой любимой дочкой. Фото: архив семьи
– Конечно, до сих пор очень тяжело. Пытаемся прийти в себя, – так прокомментировал отец 12-летней Юли Зыряновой оглашение приговора подростку, виновному в смерти его дочери.

Эти слова, произнесенные спустя почти год после трагедии, исчерпывающе описывают состояние семьи, которая так и не смогла оправиться от потери.

Убийство на спортивной площадке

Трагедия, навсегда изменившая жизнь двух семей, произошла вечером 21 сентября 2024 года в иркутском селе Тарнополь. Местом действия стала многофункциональная спортивная площадка. Здесь встретились двое подростков: 15-летний местный житель и 12-летняя Юля Зырянова, которая ранее училась с ним в одной школе.

По данным следствия, между ними произошел конфликт. Точная причина ссоры, как это часто бывает в подобных делах, так и осталась до конца невыясненной. Обе стороны трактовали все по-разному.

Однако чем бы ни был спровоцирован спор, последствия были трагическими. В пылу ссоры 15-летний подросток достал нож. Что происходило в этот момент в его сознании, остается лишь гадать. В итоге он пустил его в ход. Смерть Юли, как установили судмедэксперты, наступила в течение 10-15 минут.

Поняв, что натворил, подросток решил избавиться от улик: он перенес тело погибшей, думал, что не найдут. Однако план не сработал. Полицейские сработали как надо. Уже вскоре подозреваемый был задержан, а следственный комитет завел уголовное дело. Началось долгое и мучительное для всех причастных расследование и судебный процесс.

«Старательная девочка, своего добивалась»

Для своей семьи Юля Зырянова была самым младшим, любимым и, как говорят родители, очень светлым ребенком:

– Она была самая младшенькая из пятерых детей, – с грустью рассказывал отец девочки, Евгений. – В школе была хорошисткой, дома послушным ребенком, со сверстниками – верным другом, всем помогала.
Убийца нанес девочке 48 ударов. Фото: архив семьи
Убийца нанес девочке 48 ударов. Фото: архив семьи

Юля в своих увлечениях не ограничивалась только учебой. Она была активной и разносторонней. Как вспоминают близкие, она с удовольствием занималась танцами, спортом и даже стрельбой. У нее были планы и мечты, типичные для многих подростков, но от этого не менее важные:

– Старательная девочка была, своего добивалась, – продолжал отец. – А какая красавица!

С нетерпением она ждала момента, когда подрастет, чтобы получить водительские права. Ее заветной мечтой было купить собственную машину, символ взрослости и самостоятельности. Теперь этим планам не суждено сбыться.

Горе матери, Валентины Зыряновой, невозможно было выразить словами. За прошедший год боль не стала меньше, а лишь глубже въелась в ее жизнь и жизнь ее старших детей:

– Случившееся сильно по мне ударило, я до сих пор прохожу лечение у невролога и психиатра, – делится она, едва сдерживая эмоции. – Хожу к ним весь год, но легче пока не становится.

Боль не отпускала и братьев Юли. Боль не уходила, а время не затягивало раны:

– Сыновья, у меня их двое, тоже тяжело переживают случившееся, – рассказывала Валентина. – Старшему сейчас 24 года, он работает в Иркутске. Каждый раз, когда приезжаем к нам домой, не может сдержать слез. Второму сыну 20, он тоже замкнулся в себе.

Юля, которой сейчас могло бы быть 13 лет, навсегда останется в памяти семьи любимой дочерью и сестрой, чью жизнь оборвала бессмысленная жестокость.

«Он сидел и улыбался»

О самом подростке-убийце было известно мало. Сразу после трагедии, чтобы понять мотивы случившегося, журналисты обратились в администрацию села Тарнополь. Там о парне отзывались довольно нейтрально. Отметили лишь, что открытой агрессии он ранее не проявлял и даже участвовал в местных спортивных соревнованиях.

Однако журналистам удалось кое-что выяснить. Оказалось, что жизнь у школьника была не сахар. Родители его воспитанием не занимались вовсе:

– Парень жил с бабушкой и дедушкой, – сказали тогда в администрации. – Мама воспитанием сына не занимается, а отец судим за убийство и побои.
Юля увлекалась танцами, спортом и даже стрельбой. Фото: архив семьи
Юля увлекалась танцами, спортом и даже стрельбой. Фото: архив семьи

В ходе судебного процесса сам обвиняемый так и не смог внятно объяснить свой поступок. Он признал вину лишь частично, а полноценных извинений перед семьей погибшей, как отмечают пострадавшие, не принес. Его версия конфликта звучала размыто: в суде он утверждал, что Юля его как-то обозвала, и именно это, по его словам, вызвало волну ярости, с которой справиться он не смог.

А в суде школьник и вовсе вел себя вызывающе, чем делал и без того горюющим родителям Юли еще больнее:

– Он даже на суде сидел и улыбался. Я никогда не смогу его простить, – с горечью говорила мама Юли, Валентина. – Его мать ходит, как ни в чем не бывало, улыбается.

Приговор

Недавно завершился суд. Подростку вынесли приговор: 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Максимум, что ему могли дать – это 10 лет, парень был несовершеннолетним.

Помимо уголовного наказания, был удовлетворен и гражданский иск матери погибшей о компенсации морального вреда. С осужденного будет взыскана сумма в размере 1,5 миллиона рублей.

А семья Юли до сих пор теряется в догадках, поскольку, по их словам, девочка с этим парнем практически не общалась и не пересекалась. В версию об оскорблении они не верили. Это звучало просто как предлог:

– За что она на себя такую мученическую смерть приняла…? – с горькой риторикой восклицала бабушка Юли вскоре после трагедии.

Но это преступление имело резонанс не только на уровне села. Прокуратура Иркутской области провела проверку по факту случившегося. Проверяющие анализировали работу комиссий по делам несовершеннолетних, школ, органов опеки и полиции.

Выводы прокуратуры оказались неутешительными. В ходе проверки действительно были выявлены нарушения в работе указанных органов. Следствием этого стало привлечение к дисциплинарной ответственности 11 должностных лиц.

По материалам «КП»-Иркутск