Найти в Дзене

Воспоминания врача о работе в Ухтомском дет/доме. Часть 2

Судьбе было угодно сохранить воспоминания детского врача Елизаветы Владимировны, работавшей в Ухтомском детском доме (п. Малаховка) в труднейшее время для нашего народа – военные и послевоенные годы (1943 – 1959 гг.). В Ухтомском д/д находились сироты: у кого родители погибли от рук врага, от голода и ран, а кого просто бросили на произвол судьбы. Дети, поступившие с прифронтовой зоны, были худые, истощённые, больные. Более того, каждый из них пережил трагедию. Елизавета Владимировна рассказала нам истории некоторых ребят. О себе же она пишет очень мало. Нигде не указана её фамилия. Мы знаем только, что она 10 лет работала ассистентом на одной из кафедр Омского медицинского института. В годы работы в Ухтомском детском доме это была уже немолодая женщина: она пишет, что помнит, какими были сиротские приюты ещё в царской России; а воспитанник Володя Тукмачёв, 1935 г.р., дружил с её внучками. Да и пишет Елизавета Владимировна, время от времени сбиваясь на старое правописание: "оне", "раз

Судьбе было угодно сохранить воспоминания детского врача Елизаветы Владимировны, работавшей в Ухтомском детском доме (п. Малаховка) в труднейшее время для нашего народа – военные и послевоенные годы (1943 – 1959 гг.). В Ухтомском д/д находились сироты: у кого родители погибли от рук врага, от голода и ран, а кого просто бросили на произвол судьбы. Дети, поступившие с прифронтовой зоны, были худые, истощённые, больные. Более того, каждый из них пережил трагедию. Елизавета Владимировна рассказала нам истории некоторых ребят. О себе же она пишет очень мало. Нигде не указана её фамилия. Мы знаем только, что она 10 лет работала ассистентом на одной из кафедр Омского медицинского института. В годы работы в Ухтомском детском доме это была уже немолодая женщина: она пишет, что помнит, какими были сиротские приюты ещё в царской России; а воспитанник Володя Тукмачёв, 1935 г.р., дружил с её внучками. Да и пишет Елизавета Владимировна, время от времени сбиваясь на старое правописание: "оне", "разсказать", "разстреляли" и т.д. Вероятно, она получила образование ещё до революции. Возможно, в будущем мы сможем узнать больше о её жизненном пути. Но главное - она была человеком большой души и не могла пройти мимо горя детей.

-2

Воспоминания врача о работе в Ухтомском дет/доме и о детях (продолжение)

Хочется рассказать об одном чудном мальчике – Тукмачёве Володе. Родился в 1935 г. В дет/дом поступил в октябре 1944 г. Отец, врач, умер на фронте, мать, тоже врач, умерла в 44 г. от туберкулёза, работая в военном госпитале в Дмитрове. Мальчика взял дядя, тоже врач, работающий в Москве в Химках. Оставить у себя мальчика дядя не хотел и определил его в детдом. Этот дядя оказался моим учеником по Омскому медицинскому институту, где я работала 10 лет ассистентом по кафедре нормальной гистологии. Чтобы несколько сгладить невыгодное впечатление, которое на меня произвело бессердечное отношение к сыну его родной сестры, он стал объяснять мне, что боится взять Володю из-за того, что живёт в большом доме, а там много плохих ребят, а Володя очень хороший мальчик. Володя действительно был очень хорошим: дисциплинированным, чутким, добрым и способным. Кроме того, у него был поэтический дар, у меня хранится целый ряд его стихотворений, а некоторые из них печатались в «Пионерской правде». Учился Володя отлично, мечтал закончить 10 классов и поступить в университет на литературное отделение. Но в 47-м году заболел диабетом, и директор дет/дома настояла, чтобы он после 7 класса поступил в гидрометеорологический техникум. В техникуме он учился на «отлично». Я научила его самого делать уколы инсулина, а в субботу и в воскресенье он приезжал ко мне [неразборчиво], он дружил с моими внучками, и его все очень любили. С 47-го года он состоял на учёте в МОНИКИ. В 53-м году вследствие нарушения режима и диэты у него началась диабетическая кома. В бессознательном состоянии он был направлен в больницу, но директор техникума знал, что Володя – диабетик, и своевременно были приняты меры. По окончании техникума и директор, и я настаивали на том, чтобы он остался работать в Московской области, но он уехал в Архангельскую обл., где оплата работы была значительно выше. Со мной он переписывался, писал, что очень доволен работой и условиями жизни, а через 5 лет после последнего письма я получила известие о его смерти от директора той станции, где он работал. Директор очень сожалел о его смерти, писал, что он был отличным работником, хорошим товарищем. Погиб от комы; не было инсулина, погода была нелётная, и достать из Архангельска инсулина не могли. Так и погиб чудный мальчик.

Много и ещё можно было бы вспомнить о детях, жизнь которых в это тяжёлое военное время не протекала гладко и, если бы не забота детдома, многие из них выросли бы несчастными и неполноценными. Хочется рассказать, как велась воспитательная работа в Ухтомском дет/доме и как вообще протекала жизнь детей дет/дома и как эта жизнь сирот Советского Союза отличалась от жизни сирот царских приютов. Я была знакома с этой жизнью – серенькой, безрадостной: скудное питание, сухое, казённое отношение воспитателей… Готовили питомцев главным образом в услужение к господам. В детских же домах главное внимание обращается на воспитание, обучение, на образование. Дети по окончании 7 классов поступают в техникумы, в Р. У., а наиболее одарённые кончают 10 классов и поступают в высшие учебные заведения. В 1945 г. в доме № 1 по Пионерской ул. было 60 чел. детей с 1 по 4 класс и старшие мальчики, а в доме № 2 по Рельсовой ул. были старшие девочки в количестве 40 – 50 чел. Домом № 1 заведовала воспитательница Е. И. Шелапутина, а домом № 2 Софья Владиславовна Калачёва. Заведующие домами были не только хозяйками, оне были настоящими любящими многодетными матерями. Дети любили их, уважали и шли к ним со всем своими нуждами и горестями. И я не помню ни одного случая, когда бы между заведующей и детьми возникали большие трения, недовольство; всё всегда улаживалось по-матерински.

Жизнь детей строится интересно, красочно; каждое лето дет/дом переходит на лагерный режим, усиливается питание, проводятся купанья, прогулки в лес за ягодами, за грибами, организуются различные игры, готовятся к спартакиаде, принимают в ней участие и почти каждый год возвращаются с неё с заслуженными кубками. Несколько раз в летнее время группа старших детей с воспитателем ездила по приглашению дет/домов в Киев, в Белоруссию, в Ленинград и в свою очередь принимала оттуда гостей. Всё это очень разнообразит жизнь детей дет/дома, делает её интересной, обогащает новыми богатыми впечатлениями. Кроме того, дети посещают парки культуры, зоопарки, театры и кино.

Но дети и работают. При детдоме организована слесарная мастерская для мальчиков и пошивочная мастерская для девочек. Старшие дети работают 3 раза в неделю, а младшие 2 раза. По успешном окончании работы дети получат разряды. В летнее время работа в мастерских превращается, но дети не менее 3 раз в неделю ездят на полевые работы в соседние колхозы; в рождественские каникулы ежегодно устраиваются ёлка, к которой готовят самодеятельность, ставят спектакли. На ёлку обязательно приезжают шефы, привозят детям подарки, а дет/дом дарит детям гостинцы; старшие дети каждое лето устраивают однодневные и многодневные походы по области, что очень хорошо влияет на здоровье, укрепляет и обогащает опытом и трудовыми навыками. Каждый месяц в течение всего года устраиваются семейные праздники: все дети, день рождения которых приходится в этот месяц, празднуют день рождения. Дет/дом подносит каждому сладкий пирог, а шефы привозят подарки. Эта традиция очень радует детей, и они с нетерпением ждут своего дня рождения.

Много лет над дет/домом шефствует министерство речного флота, и вот в 1950 г. министерство организовало поездку детей на теплоходе до Астрахани. Дети были старших классов сотрудников министерства речного флота и Госплана в количестве 250 человек. И в том числе было дано 20 мест для детей нашего дома с тем, чтобы я сопровождала эту поездку в качестве врача теплохода. Работа у меня была очень сложная и очень ответственная, но я была счастлива тем, что наши дети обогатятся новыми впечатлениями. Путешествие это длилось около месяца. Во всех городах Поволжья мы останавливались, осматривали достопримечательности, особенно интересно было детям в г. Ульяновске. Погода стояла хорошая, каждый день на остановках дети купались, вечером устраивались танцы, самодеятельность. Много удовольствия доставила детям эта поездка.

Старшие дети давно вышли из дома, окончили техникумы, ремесленные училища, институты, работают, и многие из них переписываются со старыми воспитательницами, выражая свою благодарность за их материнское отношение, за материнскую ласку, которой их лишила война. В 57-м и 58-м годах в августе месяце дет/дом устраивал слёт бывших воспитанников. Было очень трогательно встретиться с уже взрослыми людьми, которые по нашему кличу съехались с разных концов России. Большинство из них получили с работы командировки, некоторые прилетели с севера на самолёте, некоторые с жёнами, с мужьями и даже с маленькими детьми. Была проведена торжественная линейка, потом торжественное собрание, на котором семейных вызывали в президиум, подносили им цветы, а детишкам игрушки. Приехавшие со слезами на глазах обнимали нас, благодарили за внимание, за заботу о них. Всех на первом слёте было 80 чел., на втором 100 чел. Всё это главным образом дети военного времени, круглые сироты.

Я уже упоминала, что в военные годы среди детей дет/дома было много детей с туберкулёзной интоксикацией, и среди них 13 человек с инфильтратом в лёгких. Так: Валя Кондрашин, Аля Меркулова, Шура Пяткова, Валя Ефимова, Надя Глебова, Серёжа Алексеев, Миша Авдошин, Валя Хромина, Нина Полякова, Шура Маркина, Соня Андреева, Тамара Сорокина, Ваня Алёшин. Все эти дети были окружены исключительной заботой детдома. Все были сначала направлены в санатории, затем в лесные школы и, наконец, длительное время выдерживались в санаторном доме, где было значительно лучше питание и где сон проводился на воздухе. Из дет/дома эти дети выписывались только после того, когда процесс в лёгких окончательно ликвидировался. Все они получили среднее специальное образование, работают, приезжают в д/дом, и никто из них не состоит на учёте в туб. диспансере. Исключение составил только один Алёшин Ваня, которого родная тётка взяла из детдома, когда процесс в лёгких затих, но не зарубцевался, и через год он умер от туберкулёза в Москве у тётки. В отношении общей заболеваемости можно сказать, что всё было более или менее благополучно. Правда, первые годы военного времени было много заболеваний малярией, но мы успешно боролись с этим заболеванием; в 50-м году много детей переболело корью, а осенью 57-го года вспыхнула в детдоме тяжёлая форма гриппа; переболели почти все дети и сотрудники, и мне приходилось почти в единственном числе бороться с инфекцией, но кончилось всё благополучно. За все 16 лет моей работы в дет/доме прошло 741 чел. детей. За всё это время не было ни одного случая дифтерита, был один случай дизентерии, один случай брюшного тифа, один случай инфекционной желтухи и 2 случая скарлатины – благодаря тщательно проведённой профилактике.

Смертный случай был один: мальчик 10 лет неосторожно перебегал полотно железной дороги и попал под паровоз. Дет/дом тяжело переживал это несчастье – мальчик был круглый сирота.

Оставив в 57-м и 58-м годах работу в детдоме, я тяжело переживала разлуку с детдомом, с детьми, с сотрудниками. Составление этих записок как будто продлило мою работу в дет/доме, и мне стало легче.

В заключение хочу дать некоторые статистические данные:

С 1943 г. по 1959 г. прошло через дет/дом 741 чел.

С 1943 по 1959 выбыло 651 чел.:

· выведено в РУ, в ФЗУ, в ФЗО – 259 чел.

· к родственникам 228 чел.

· в другие дет/дома – 55 чел.

· в центральный приёмник – 10 чел.

· в трудовую колонию – 3 чел.

· в техникумы – 84 чел.

· в высшие учебные заведения – 4 чел.; всего 651 чел., да в доме 90 чел, всего 741 чел.

Среди мальчиков, окончивших РУ, ФЗУ:

· слесарей, токарей – 59

· строителей – 19

· фрезеровщиков – 4

· сварщиков – 4

· электромонтёров – 7

· столяра – 2

· лаборантов-химиков – 6

· штукатуров, маляров – 4

· комбайнёров – 3

· на заводе учеником – 1

· в артели слепых – 1

· учеников в типографии – 2; всего 115 чел.

Среди девочек:

· слесарей – 9

· ткачих – 54

· лаборанток химич. – 12

· маляров – 13

· керамичек – 12.

· чулочниц – 9.

· трикотажниц – 35; всего 144 чел.

В техникумы:

· гидро-метеорологический – 10

· керамический – 12

· педагогический – 7

· станко-строительный – 1

· сельскохозяйственный техникум – 13

· химический техникум – 1

· радиолокация – 6

· речное училище – 1

· артиллерийское училище – 1

· Суворовское учил. – 15

· музыкальное учил. – 15

· в техническое училище Ступина – 13; всего 84 чел.

Высшие учебные заведения:

· Институт международных отношений – 1

· Бауманский инст. – 1

· Энергетический инст. – 1

· Менделеевский инст. – 1; всего 4.

С каким образованием дети выписываются из дет. дома:

· с 4 кл. – 24 чел.

· с 5 кл. – 24 чел.

· с 6 кл. – 12 чел.

· с 7 кл. – 226 чел.

· с 8 кл. – 21 чел.

· с 9 кл. – 14 чел.

· с 10 кл. – 26 чел.; всего 347 чел.

Выведено к родственникам, в другие детские учреждения из младших классов всего 304 чел.: 347 + 304 = 651.

-3
-4