И так читатель, после нашего продолжительного перерыва, будем погружаться вновь в нашу любимую тему. Так уж, получилось, что в эту тему, я настолько втянулся, что мне даже не о чём писать, кроме как о Ганди. По мере чтения и изучения его биографии. Больше начинаешь испытывать симпатию и тягу к этому персонажу.
Ганди стал для меня примером подражания, и он, стал для меня самым любимым человеком, любимым другом, любимым философом, любимым учителем. Жаль только, что я о нём раньше ничего не знал.
Конечно, может я слишком его возвеличиваю и возвышаю. По крайне мере, он достоин своего внимания и интереса точно также, как и любой другой человек живущий или живший когда-то. Разница лишь в том, что не всякий человек способен на такие поступки и свершения дел, какими прославился Ганди.
На протяжении долгого разбора. Мы сформировали в себе образ Ганди. Подчеркнули его образ тем, кто есть этот человек и что из себя представляет этот человек. Чем он жил, чем он дышал, чем он был одет, о чём думал, чем занимался в повседневной жизни и чем руководствовался по жизни. Как он выстраивал свою позицию и логику мышления.
Действительно, становится понятно. Ганди до глубины души и мозга костей был простым и скромным человеком, ни обделённый ничем. Заметно это было по тому, какими вещами он пользовался в повседневной жизни, и в какой обстановке он предпочитал находиться, чтобы побыть на едине собой.
Ганди любил йогу, любил тишину, любил покой, любил медитацию и предпочитал заниматься размышлением о мироустройстве Вселенной. Но, Ганди не был лютым одиночкой, он предпочитал долго не засиживаться в темноте, а иногда, выходить на свет – выходить в окружающий мир, в природу, в людях.
Как говорил однажды Ганди: «Я не желаю, чтобы мой дом был обнесён со всех сторон стеной и чтобы мои окна были наглухо заколочены: я хочу, чтобы культура всех стран свободно проникала в мой дом».
И действительно, а мог ли у Ганди быть свой дом в классическом нашем понимании? Безусловно, для Ганди дом – это была среда, улица, природа, деревни, поселения, храмы. И сам, он предпочитал не засиживаться на одном месте, предпочитая странствовать по улице и взаимодействовать с внешним окружающим миром. Всё это накладывало на Ганди настолько, что он способен был приспосабливаться под любые жизненные условия и обстоятельства, потому что в нём была жилка.
Что такое жилка? Думаю, что жилка – это то, что позволяет организму и сущности, пробуждать в себе процесс, расцвет, рассеивание, движение, преобразование, направляя собой бесконечный поток энергии и сил.
Между тем, Ганди представляет собой несколько иной образ, чем принято закладывать о нём. Отчасти, он был противоречивой фигурой личности. Заметно это было по тому, какие выдвигались из его уст мысли и идеи. Какими убеждениями и взглядами придерживался. В целом же, Ганди был последовательным человеком. И не всегда то, что он говорил – может говорить о его лишь буквальной приверженности. Одно нам известно, что Ганди больше полагался не на мысли или эмоции, а на истину.
Истина – это то, на чём необходимо основывать своё существование, побуждая нас полагаться на Бога, как на источника духа, жизни, любви, права, воли, совести, судьбы.
Истина распространяется на всех. Для истины мы все равны и неделимы, потому что у истины нет начала и конца, нет границы, нет рамок и условий, потому истина вечна, дающее нам то, что дозволено постигать грань науки, приоткрывающее нам дорогу к жизни, любви, космосу, Вселенной.
Сколько людей, столько и мнений. Правда у всех своя. Истина на всех одна. Ни мысль, ни мнение, ни правда, ни честь, ни идея, ничего не способно скреплять людей так, как истина.
Истину можно охарактеризовать так: «совершенству нет предела».
Совершенство – это путь истины. Судьба человека – достичь такого совершенства, чтобы приблизиться к истине, потому что, только истина способна возвысить душу человека до небес.
Ганди постоянно проводил эксперименты с истиной. Понимая, что только так, возможно наставить людей на совершенство. Только так, можно приоткрывать миру свою энергию души, энергию силы, энергию тепла, энергию света.
Ганди был человеком застенчивым – это заметно было по его детскому и юношескому периоду. Любил уединение, отстранение, спокойствие, тишину. Был довольно медлительным, движения были плавными, имел отставания в учёбе, неохотно ходил в школу. Но, в тоже время, его энергия и сила была мощная настолько, что он мог легко превзойти себя самого, став лучшей версией себя. Он пытался бороть внутри себя страхи и стеснения. Старался не замыкаться на одном, предпочитая приоткрываться этому миру, меняясь, подстраиваясь, но, оставаясь самим собой, следуя истине.
Ганди говорил: «Не важно, насколько робок и боязлив человек. В час испытания он может оказаться способным на высочайший героизм». Это показывает то, что человека трудно познать, пока он не раскроется во всей своей красе.
Да, жизнь она такая. Она, эта жизнь, способна повернуть судьбу человека в диаметральную противоположность, которым ты вынужден будешь измениться так, словно ты пойдёшь на встречу самим с собой – на встрече с человеком тобой, ставшей другой версией. Это называется судьба. И судьба, меняет человека, но, сохраняет те копии человека, которыми он был. И эти копии позволяют человеку опираться на самого себя.
Как говорил Ганди: «Человек – хозяин собственной судьбы в том смысле, что у него есть свобода распоряжаться своей свободой. Но к чему это приведёт – человеку неизвестно».
Ганди считал, что судьба зависит от убеждений и ценностей человека. По его словам, убеждения становятся мыслями, мысли – словами, слова – действиями, действия – привычками, привычки – ценностями, ценности – судьбой.
Что делает человека совершенным? Медитация, йога, пост, молитва, истина. Формулой жизни должно служить кротость, радость, счастье, смех.
Ганди не был злым или добрым человеком, не был плохим или хорошим человеком, не был глупым или умным человеком, не был святым или тёмным человеком.
Ганди был кротким человеком. Вот, что нужно знать об этом человеке. Именно кротость составляло его основу жизни, мышления, образа, развития, характера, поступков. И только кротостью, человек способен управлять собой, направлять свою энергию и свои силы в нужное русло, полагаясь на истину.
Мощным стимулом истины может служить любовь. Та любовь, которая позволяет нам пробуждать в себе энергию и силу.
Невозможно выражать любовь, развивать любовь, практиковать любовь, обменивать любовь, если не научимся усмирять свой пыл, свой гнев, свой эгоизм. Необязательно человеку подходить ко всем и бросаться в объятиях.
Важнее то, если человек своим примером сможет вдохновить ближнего. Важнее ещё то, чтобы человек сумел в нужный для себя момент истины открыть своим сердцем дорогу к тому, куда направит его судьба.
Бхагавад-Гита учит нас тому, что корнем всех страданий и бедствий является возбуждённый ум. Единственным благом человека является контроль ума. Смысл жизни человека заключается в том, чтобы он освободил свой ум от изощрённой материальной деятельности, сосредоточив себя на трансцендентном уровне через посвящение всех действий Богу.
Бхагавад-Гита – книга сложная для понимания, она большая и объёмная. Это древнеиндийская поэма и священное писание. Глупо будет вырывать от туда некоторые мысли из контекста, не поняв суть всего того, что описывается в этой книге. Одно известно, что книга описывает законы мироздания, истории деятелей, проекции космоса, мироустройство Вселенной.
Кришна – великий деятель, всемогущий в своём деле. Но мне, трудно осознать Кришну, когда меня воспитывали в духе христианина. Между тем, он достоин своего уважения. Кто знает, может быть, Кришна – есть воплощение божьего духа, который символизирует собой любовь, сострадание, безопасность, способный отстаивать защиту и гарантировать права всех подвижных форм жизни. Если это так, то вне сомнений, он достоин того, чтобы поклоняться ему и отдавать ему дань памяти и уважения.
Кришна – представляет собой ту фигуру личности, способный укорачивать в себе зло и поражать зло у своего оппонента, одерживая над ним победу. Победу в том смысле, чтобы превратить противника в друга, наставив его на праведный путь.
Победить противника – это значит то, чтобы усмирить его пыл, его гнев, его эгоизм. И эта черта характера способна оседать в каждом человеке, каким бы этот человек не был.
Победить противника – это благое дело. Вопрос в том, что будет победой? Уничтожение или Остановка?
Остановка противника! Способность связать все его руки и ноги, проникнуть в его мозг, чтобы он перестал совершать действия, чтобы заглушить в нём зло.
Ганди говорил, что, невозможно познать Бога, если не пробудим его силу и энергию – любовь. Любовь – есть источник жизни и сущности, есть источник наблюдения и любознательности. Это даёт нам право освоить мироустройство Вселенной. В основе, которого, служит истина.
Послушаем Ганди:
«Любовь, основанная на доброте тех, кого ты любишь, есть не истинная любовь, а корыстная сделка. Истинная же любовь скромна и не требует ответа».
«Любовь – это величайшая в мире сила, но трудно вообразить себе что-либо более скромное, чем она».
«Любовь никогда ничего не требует, она всегда дает. Любовь страдает, но не обижается и никогда не мстит».
«Если мы не любим наших соседей, то никакие перемены, сколь бы революционными они ни были, не принесут нам пользы».
«Я знаю, что для чистой любви нет ничего невозможного».
«Где любовь, там и Бог».
Ганди был неоднозначной фигурой личности. И отчасти, от его уст в словах проскальзывало противоречие, но это противоречие было не таким существенным, как то, чем он занимался.
Одно понятно, что Ганди максимально старался быть последовательным человеком, и он, активно выступал за равенство и справедливость. И вполне себе было логично придерживаться такой позиции, когда во круг тебя происходит сущий кошмар. И то, как жили простые обыватели и странствующие люди в Индии. Ганди попросту на это закрывать глаза не мог, он не мог спокойно смотреть на то, что кто-то хуже или лучше живёт человек, зная о том, что твой ближний испытывает боль, страдания, истязания, вызывая насилие.
Что такое насилие?
Ганди рассуждал так: «Любой человек, пытаясь достичь своей цели, пересекается своими интересами с интересами другого человека. И чаще всего не считается с ними, совершая насилие над тем, кто стоит у него на пути. Подобное поведение вызывает ответное ожесточение и желание отомстить. Так разворачивается конфликт, который растёт и развивается с каждым актом ответного насилия».
Выходит, что конкуренция и соперничество порождает столкновение интересов между людьми – нужно урвать себе побольше и оставить позади себя ближнего своего, обрекая его на краю пропасти и гибели. Всё это приводит к тому, что человека начинает переполнять самолюбие, обман, гордыня, зависть.
Человек начинает возвышаться над ближним своим, пытаясь его принизить, задушить, одолеть и принудить его к выбору на своих условиях. Всё это приведёт к тому, что победитель достигнет райского сада, а проигравший окажется в адском пепелище. Победителя будут превозносить, а проигравшего будут сбрасывать со счетов жизни. Видно это по тому, что происходит в политике, карьере, бизнесе, спорте, войне.
Играя в шахматы. Мне трудно принимать то, что ты кого-то побеждаешь или кому-то проигрываешь. Шахматы не превозносит ни победителя, ни проигравшего. Шахматы – это постоянное перевоплощение образа наших мыслей, идей, ошибок. Ты есть, а теперь нет. Теперь есть, ты нет. Истина шахмат заключается в том, чтобы освободиться от поле боя и понять, что поле боя хоть и закаляет тебя, но всё это бесконечная гонка, от которого нужно отрекаться. Нет смысла постоянно переигрывать в шахматы, когда ты освоил концепцию этой игры, поняв её сущность, её логику, её натуру, её суть.
Шахматы – это доска, это клетки, это фигурки, это шажочки, это ходы, призванные моделировать мироустройство Вселенной. И только в таком случае, человек будет способен познать истину.
Шахматы ценит свободу, ценит лёгкость, ценит творчество, ценит естественность, вот, что определяет эту игру. Не количество побед или поражений, а количество того, что ты усвоил и обнаружил в этой игре.
Ганди стремился упразднить систему, отметая перед собой бесконечную гонку, конкуренцию, соперничество, естественный отбор. И ничего, удивительного не было в том, что Ганди отдавал весь свой голос за нужды бедняг, дворняг, немощных, инвалидах, обездоленных, глупых, слабых... кто постоянно подвергался преследованию, страданиям, угнетению, насилии.
И даже, несмотря на своё нелёгкое положение жизни, и то, в каких условиях он прирастал и рос. Ганди был опечален тем фактом, что существовали те люди, которые жили хуже него – жили не просто хуже него, но и жили вообще ужасно с объективной точки зрения здравого смысла.
Ганди думал, что ужасная жизнь – это то, чего не хватает человеку, а это внимание, забота, любовь. Если человек думает о том, чтобы заполучить деньги и ресурсы, то к нему не может быть никакого сострадания, потому что он начинает думать о себе – о своём кармане и желудке, а не о ближнем своём.
Ганди однажды говорил, что он желал бы после своей смерти – оказаться в среде неприкасаемых, оказаться тем человеком, чтобы познать ту судьбу, которые испытывают на себе эти люди, то есть неприкасаемые.
Кастовая система – это самая болезненная тема для Индии. Можно сказать, что неприкасаемые – это самые многострадальные и угнетённые люди на Земле. И то, почему кастовая система всё ещё здравствует, почему существуют люди, которые вынуждены жить в трущобах и выполнять грязную работу. Не понятно.
Кастовая система – это тяжёлая и сложная тема для разговора. Необходимо тут погружаться в историю, учитывая все нюансы и аспекты тех событий времён, которые позволили ей утвердиться в Индии. Для неё следует отвести отдельное время.
Давайте, мы послушаем Ганди:
«Некоторые толкуют об отмене физической неприкасаемости, другие говорят о праве неприкасаемых пользоваться общественными колодцами, посещать школы и храмы. Но на самом деле, надо идти еще дальше. Надо полюбить неприкасаемых, как самих себя, чтобы каждый раз, когда вы их видите, вы могли бы почувствовать себя одним из них».
На месте Ганди, я бы ещё дальше пошёл – отменил бы кастовую систему, как пережиток прошлого, которая сбивает людей с толку, разобщает людей и отказывает людям в праве выбора.
Отношение Ганди к проблеме кастовой системы вызывает собой вопросы, касательно его высказываний и суждений. Был за равенство и справедливость. Но в тоже время, он приложил недостаточных усилий, чтобы положить конец кастовой системе.
Ганди был всё -таки иного мнения. Он считал, что кастовую систему невозможно искоренить в умах индийцев. Но что, тут можно сделать? Можно приравнять все касты в правах, чтобы каждая каста обладала бы общим доступом к плодам культуры.
Вы познакомитесь с одним человеком в следующем разговоре. И это будет вас ждать в следующей части статьи. Он станет главным критиком деятельности Ганди. Об этом, вы узнаете позже.
Одно ясно, что Ганди отнюдь хорошо или плохо не жил, если судить по меркам и нашего, и того времени. Прежде всего, он был человеком аскетичным и минималистичным по своему духу, рассудку и раскладу жизни. Ганди были чужды роскошь, мода и гламур.
Главным богатством Ганди считал не деньги, не недвижимость, не образование, не бизнес, не карьеру, а считал главным богатством человека – здоровье, пробуждение, энергию, силу, свободу, смысл жизни.
Знаю, что подобные высказывания могут вызывать недоумение у людей. Ведь, как жить в наше время без денег и всех перспектив, которые дают нам образование и карьера. Но вот, так устроена человеческая натура, что она стремится занять своё место, чтобы возвышать себя и ограничивать остальных людей, не давая им шанса достигнуть того, чего достиг этот человек.
Сама философия Индии гласит нам, что деньги – это кратковременный ресурс и кратковременное явление. Деньги способны моментально, как появляться, так и исчезать, в духе порыва ветра. И это, не должно омрачать нас. Но, с учётом того, в каком времени мы живём, подобные рассуждения бессмысленны, покуда в мире существует насилие.
Насилие невозможно победить, покуда существуют деньги, оружие, власть, способное омрачать человека и ввергать его в пучину ненависти.
Будда не зря говорил, что страдание есть и будет в этом мире, покуда существует привязанность. Победи привязанность, мы сможем освободиться от всех наших желаний и намерений, которые соблазняют нас и побуждают нас считаться со своими интересами в ущерб интересам остального мира.
Ганди придерживался восьмеричного пути в буддизме. Только вот, в основе своего мировоззрения. Ганди полагался больше на Иисуса: не сопротивление злу насилием и возлюби ближнего своего, как самого себя.
Если так подумать, то Будда – есть учитель Иисуса. Иисус – есть вдохновитель Ганди. Будда – учил смирению. Иисус – учил любви. Ганди – учил миру. И все они, были людьми кротостью, которых украшало медлительность, рассудительность, последовательность, вдумчивость, смышлёность, мудрость.
Несмотря на свою кротость. Ганди обладал колоссальной мощью, внутри которого кипело то пламя, которым его двигало – а двигало его чувство справедливости, в основе которого лежал принцип в преодолении страха, гнева, ненависти, насилии.
Главное овладеть кротостью. Кротость не означает собой держание всё внутри себя. Нет. Кротость означает то, чтобы ваша душа обрела бы покой и смирение подобно тому, если человек начнёт практиковать йогу и медитацию, держать пост и молитву за упокой всего мира, во имя мира и ради мира.
Дедушка Добры из Болгарии.
Кротость означает то, чтобы ваша душа обрела покой, гармонию, стойкость. Своей кротостью человек способен подавать пример и вселять надежду своим ближним, став частью целого мира. Чтобы ваша частичка смогла слиться с частичкой своего ближнего, совершив такой колоссальный обмен, чтобы приумножить общую энергию и силу.
Невозможно приумножать энергию и силу, пока не начнём возводить цену жизни, цену любви, цену живности, цену чувствам, цену сиюминутным моментам.
Одно дело всё держать внутри себя, а другое дело раскрывать свою душу, своё сердце, своё видение. Неважно, в кругу близких людей, как ещё это говорят на кухне, или явиться миру своими мыслями и идеями к улице, среде, ближнему, народу.
Ганди не обладал такой харизмой, и он, не был прирождённым оратором, что накладывало на него ещё и стеснительность, и скромность, но, ему ничего не мешало бороть свои страхи и стеснения.
И первое, что Ганди осознал – это то, что необходимо создать такое место, где люди смогут подчинять себе время, пространство, материю, черпая в нём энергию и силу, способствующей обмену и получению сведений, знаний, мудрости, любви. В таком случае, людям необходимо стать космосом. Ганди это понял, что необходимо создать школу данного формата, что он, и сделал.
Как Ганди смотрел на школу? И как мы смотрим на школу?
Все мы знаем, что индийские школы – самые своеобразные школы. По крайне мере, так можно предполагать, исходя из того, что их методика обучения смогла выработать в себе всё самое истинное, что было в истории Индии.
Одно известно, что индийская школа – это индийская школа, а не та школа, которая переманивает весь опыт от Великобритании, США, СССР, как это любят копировать всё заграничное, превознося их систему до небес.
Вот, думают, США и СССР возводили небоскрёбы, запускали спутники, производили машины и оружие, придумали компьютер и интернет. Значит, их система образования – лучшая. Но это, есть подмена понятия и манипулятивный ход искажения сути вещей.
Великобритания – это худшее всего того, что будет, если люди от туда начнут копировать: мышление, поведение, образ жизни. Можно ли копировать то, откуда был привнесён миру расизм, рабство, психиатрия, евгеника, дарвинизм.
Конечно, есть и много чего прелестного в Великобритании. Если возьмём то, какие были у них мыслители, философы, писатели, художники, архитекторы, учёные.
Если взглянуть на фильмы, мультики, сказки СССР – это лучшее творение, что было придумано, создано и реализовано.
Каждая разработка опирается на предыдущие разработки. И не каждая разработка служит благом для человечества. По крайне мере, так можно судить о том, что несут собой автомобили, роботы, искусственный интеллект. Упрощают жизнь, но создают новые преграды в этой жизни. Создают возможности, но отнимают рабочие места. Решают проблемы, но порождают новые вопросы, вызывая другие проблемы.
Лучшие разработки – это те разработки, которые позволяют людям выводить на свет новые материалы, продукты, лекарства, способы лечения болезней, выведения новых сортов растений, цветов, ягод – приумножения плодов жизней. Способы добычи, сортировки и переработки энергии и ресурсов. При условии, если всё это будет делаться без эксплуатации природы и без покушения на окружающий мир, минимизируя вред и боль.
Истинная разработка – это учение Иисуса, Будды, Ганди, способные привести весь мир к всеобщему благу, к всеобщему блаженству, к всеобщему счастью, к всеобщей радости, к всеобщей любви.
Идеи Ганди, касательно школы:
«Школа должна быть продолжением дома».
«Обучение должно вестись на родных языках».
«Обучение нужно соединять с произвольным трудом и профессиональной подготовкой детей».
«Труд необходим для физической закалки и укрепления здоровья».
«Извлекать всё лучшее, что есть в детях, обращаясь к их сердцам и разуму».
«В человеке, как и во всём, нужно искать не недостатки, а достоинства и развивать их».
«Сведение принуждения к минимуму, полный отказ от применения физических наказаний».
«Ахимса (ненасилие)».
«Готовность переносить боль и страдания».
«Конструктивность».
«Активность».
«Понимание».
«Уважение».
«Любовь».
«Истина».
Школа Истины – это школа, где отсутствует эгоизм, насилие, принуждение, и главное, без имитации бурной деятельности.
Школа Истины – это школа, где возвеличивают родственную душу и близость души, укрепляя всеобщее доверие, понимание, уважение.
Школа Истины – это школа любви и семьи, где каждый сможет вносить и получать свою частичку души, ауры, силы, энергии.
В чём проблема современных школ?
Когда голову человека захламляют – это насилие. Насилие, как и то, если бы мы человека вводили в заблуждение, заводя его в те рамки и границы, которые приносит выгоду и пользу системе.
Одно дело, принуждать человека что-то учить. Другое дело, если этот человек сам будет учить по своему велению сердца. Нет ничего хуже в том, если человеку навязывать факты и советы, если того сам, не придерживаешься и не показываешь людям так, а сработали ли на тебе те рекомендации, которые ты выдаёшь обществу.
Нужна ли такая школа, которая отнимает энергию, силу, волю, время, возможности?
Свобода, самостоятельность, самоотверженность, самопожертвование, самодисциплина, вот, что служит развитием человека, вот, что служит спасением и благом человека.
Главное, не терять фокус – в каком направлении вы хотите двигаться, как того учит нас Садхгуру (философ и йогин):
«Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребёнок расцвел, сначала вам нужно преобразовать себя в любящего, радостного, безмятежного человека».
«Если вы создаёте атмосферу вдохновения, наполненную любовью и окрашенную радостью, вам не нужно многому учить детей – они естественным образом расцветут до своего высшего потенциала».
Садхгуру – добродушный, сердечный и мудрый человек Индии. Очень интересно наблюдать за его деятельностью, и тем, чем занимается. Интересно с ним поближе познакомиться. Фактически, он занимается благотворительностью, просвещением, обучением, вдохновением, наставлением, помощью. Что, только стоит его фраза: «Йога – это процесс сонастройки себя с космической геометрией. Ваш выбор – быть частью творения или частью источника творения».
Будет плохо, если я забуду упомянуть одного важного человека. Это близкий друг, товарищ и сподвижник Ганди. И говорю я о том человеке, который стал первопроходцем в становлении образования Индии – и это Абул Калам Азад.
Абул Калам Азад довольно известный человек в Индии. Знаю, что в честь него названы многие училища и учреждения Индии, где будущие граждане получают своё образование. И в честь его рождения 11 ноября – отмечается, как национальный день образования, подчёркивая его огромное значение для просвещения нации.
Вообще, в деле становления независимости и развития Индии вложили большое количество людей в свою копилку. И пожалуй, стыдно мне, что о этих людях я знаю мало или ничего не знаю. Зато, я знаю то, что именно Ганди сподвигнул всех этих людей на такую борьбу – на борьбу с тем, чтобы отстоять свою жизнь и приумножить жизнь своих ближних.
О этих людях мы поговорим и обсудим, поскольку среди них было много тех, кто последовал примеру Ганди. Именно поэтому. Ганди – это человек формы, масштаба и объёма. Он стал источником вдохновения для всей Индии в деле борьбы. Он и вдохновитель, и учитель, и лекарь, и психолог, и мудрец, и советчик, и друг, и опора, на которого можно полагаться, ибо Ганди своим делом и долгом способствовал установлению мира, сплочённости и просвещения всего человечества.
Обязательно вернёмся к остальным людям, кто оставил свой след в тех событиях. Ибо, Индия – страна многолюдная и многоликая. Интересно обсудить всех людей, кто принимал участие в те годы, внося себя в копилку общего дела и долга.
У Ганди очень большие заслуги перед отечеством, перед человечеством, перед миром, перед всеми, кто его окружали по жизни. Все свои мысли и домыслы, он не просто выговаривал в слух или в уме, но и подкреплял всё это своими делами и поступками, и сам, он побуждал своих ближних следовать общему курсу, который приведёт всех людей к спасению – в царство божие.
Источником царства божия служит наше счастье, и что, только счастье способно укорачивать насилие, ложь, лицемерие, предвзятость и предрассудки. И как, говорил однажды Лев Толстой: «Настоящее счастье не зависит от внешних обстоятельств, а находится внутри человека».
Лев Толстой утверждал: «Любовь – это высший и единственный закон человеческой жизни, а непротивление – точное и неискажённое выражение любви».
Лев Толстой писал о Махатмы Ганди: «Деятельность Ганди – есть самое центральное и важное дело из всех, какие делаются в мире, и участие в нём неизбежно примут не только народы христианского, и народы всего мира».
Лев Толстой, Мартин Лютер Кинг, Абдул Гаффар-Хан, Ланца Дель Васто... и все-все люди, кто организовывается в профсоюзы, в движения, в протесты, чтобы выразить интересы, вопросы, ответы, задачи, которые затрагивают жизнь, права и свободу человека.
Ганди был великим человеком. Он был, есть, будет, и останется легендой. О нём будут слагаться в летописях и книгах нашей истории. И пожалуй, никто не способен превзойти Ганди в его деле.
Ганди – есть зачатка жизни Будды и Иисуса. Только от человечества будет зависеть то, захотят они принять в себе эту зачатку жизни от своих проповедников, которые следуют внешне, но забывают их внутренние дела?
Ганди может показаться нам человеком слова, и что, он предпочитал больше говорить, чем делать, как того нам может показаться, только это не совсем так. Иначе, как вы объясните то, что Ганди постоянно оказывался в тюрьме?
Не потому ли, что власть британского владычества, британской монархи, британской диктатуры боялись самого Ганди. Боялись его фигуры личности, который может сподвигнуть всю Индию на баррикады, бойкоты, боестолкновения, протесты.
Неудивительно, что Ганди был угрозой для Британии. Ведь, он активно побуждал индийцев, чтобы они перестали выходить на работу, платить налоги, подчиняться законам, отказываясь от всех наград, почестей, товаров, денег.
Ганди – это довольно серьёзная и волевая фигура личности, а значит, уже тогда, в расцвете своих сил молодости, он начинает набирать бешеную популярность, и всё больше, он обретает голос поддержки в среде народа.
Англичане боялись, они боялись, что потеряют власть, потеряют влияние, потеряют хитрость, потеряют богатство, потеряют мощь.
Разумеется, в силу различных факторов. Ганди не смог, весь свой потенциал, реализовать на практике, как того, он ещё хотел при жизни.
Все свои задумки, идеи, предложения, которые стояли на повестке дня у Ганди разбивались об стену, и этой стеной было британское владычество, британская монархия, британская диктатура в основе которого лежал принцип подавление воли человечества. Что подавляет волю людей? Насилие! Что служит насилием? Запугивание, устрашение, шантаж, власть, террор. Этим, и занимались англичане всю свою жизнь. Всю свою жизнь это определяло историю человечества.
И только Ганди, и только движение, возглавляемое индийским народом – ИНК, способно было переломить эту ситуацию и оказать сопротивление этой безумной машины смерти.
Ганди за свою активную деятельность и позицию, нередко оказывался в «камере перевоспитания», чтобы оказывать воздействие и влияние на человека через его психику и навязыванию ей воли, через прививании чувства сожалении и чувства вины перед властью. Как бы устрашающее это не выглядело, это не смогло подавить моральный дух и внутренний стержень Ганди, ради чего, он существовал и боролся всю свою жизнь. Между тем, это оказало значительное влияние на Ганди. То, как это повлияло на его след, на его склад ума, на его психику, всё это отразилось на Ганди через заточения, которые ему пришлось пройти свои испытания на стойкость духа.
Ганди в своё время всё повидал в этой жизни, и совершенно, не смог предугадать свою жизнь настолько, что ему придётся хоть раз в жизни побыть в «камере перевоспитания».
Ганди, однажды говорил: «Мы должны входить с таким чувством, с каким входит новобрачный в свадебные покои. Только пройдя через стены заточений, человек может добиться мира, правосудия и свободы»
С одной стороны, такие стены заточений являются устрашающим местом. С другой стороны – это служит тем местом, где человек способен осознать свою жизнь, понять, что не так получилось, как, почему, откуда, зачем... это случилось. Таким образом, является некой философией места, заставляя человека задумываться о мире и понять, что не так, с этим миром, который формируется системой.
Система, которая позволяет весь мир лежать во зле – лежать во власти злого, как ещё говорил Иисус Христос.
Ганди вынужден был беспрекословно выполнять все правила. В шутку, Ганди называл «камере перевоспитания», как гостиницу его величества короля Англии. В этом моменте и на этом месте, у Ганди сложатся такие впечатления, откуда он выдаст свои фирменные и знаменитые мысли:
«Живите так, будто завтра умрёте. Учитесь так, будто собираетесь жить вечно».
«Простить – это значит не наказывать, когда есть возможность наказать».
«Между средствами и целью такая же связь, как между зерном и вырастающим из него деревом».
«Сила – в отсутствии страха, а не в количестве мускулов на нашем теле».
«Чем меньше имеешь, тем меньше хочешь».
Поняв, что представляет собой Ганди. Власти разрешили ему читать религиозную литературу, чтобы он мог смириться с судьбой и осознать свою «жалкую жизнь», как выражались сами англичане.
И тут, Ганди понял. Почему бы не написать мемуары или записи о том, как он проводит свои будни в тюрьме. Так, у него затесалась мысль о том, чтобы представить свою книгу, как автобиографию о себе. На это дело – написание автобиографии о себе, сподвигнет собеседник, с кем сидел в заточении Ганди, а это его товарищ адвокат.
Именно по настоянию своих ближайших товарищей по работе, как ещё выражался Ганди, и сподвигло его проделать работу в том ключе, чтобы написать книгу о себе – свою автобиографию. Вести скажем, свой личный дневник, записывая в блокноте – на бумаге, все свои мысли и фиксировать весь процесс своей жизни.
Однако, когда в Бомбее вспыхнули волнения. Ганди пришлось отложить свою долгую и трудную писанину, как он ещё говорил сам. После всего случившегося, что произошло в Бомбее. А я, могу напомнить, что Ганди постоянно потворствовал протестам и митингам людей, поднимая их дух, их пламя, их борьбу. Англичане быстро поняли что к чему, и какие тут дела разворачиваются, и чьих, тут рук дел, и, на этом моменте. Ганди отправляют в заточение – в тюрьму – в «камеру перевоспитания».
Ганди искренне не понимал что такое автобиография, и то, каков был в этом смысл. В чём был смысл вести мемуары и записи о себе. Ганди этого искренне не понимал, как и не поймёт среднестатистический и обывательский индиец. Обычай вести личный дневник или блокнот был присущ Западу. И, как выражался Ганди, он не знал лично ни одного человека на Востоке, кто этим бы занимался.
Зачем заниматься тем, что и так, предвещает твою судьбу свыше. Зачем делать то, что и так задумывается судьбой свыше. Так, может выдать вам фразу совершенно любой индиец, если столкнётесь с ним по жизни. Индийцы искренне верят, что не к чему тут вершить свою судьбу и добиваться чего -то в этой жизни, когда свыше за тебя могут решить, что тебе делать, и куда, направлять свою энергию и силу. Может быть, даже сама судьба будет направлять вашу энергию и силу, а вам, просто нужно за этим наблюдать и делать плавные шажочки и ходы.
Думаю, карма, сансара, нирвана знакомы вам.
Судьба – это жизнь. Жизнь – это частица. Частица – точка.
Садхгуру (философ и йогин), однажды говорил: «Мироздание не сосредоточено на человеке. Вы – лишь крохотная частица этого космоса».
Человек думает, что он хозяин жизни и мира, и что, только он способен вершить судьбу. Это говорит о том, что человек считает себя богом, и что, только он, может влиять на судьбу человечества. Реальность такова, что от человека ничего не зависит. Важнее то, чтобы человек своей зависимости никому не приносил вреда, страданий, боли. Тогда, человек осознавая всё это, уже будет способен побороть свою зависимость.
Что такое жизнь?
Жизнь – это то, откуда произрастают те наши ростки и корни, которые закладывают наше дыхание. И это, земная пыль, через которого вдыхается дух истины.
Садхгуру (философ и йогин) говорил: «Почва – это живая сущность, а не наша собственность. Это наследие, которое мы получили. Мы должны передать её будущим поколениям живой».
Жизнь – это самое ценное, что у нас есть. И мы, должны дорожить тем, что у нас есть. Исходя только из этого, Ганди понимал, что необходимо написать о себе книгу. И он, это осознал довольно в преклонном возрасте – ближе к шестидесяти своим годам.
Жизнь – это время. Давайте посмотрим на время, и, обратимся в вспять прошлого тех событий времён.
Есть XIX век. Именно тут, Ганди застал своё младенчество, своё детство, свою юность, свою молодость. Это был период времени, когда Индия утопала в тяжёлых проблемах, которая испытывала на себе целые всплески потрясений: разруха, голод, нищета, безработица, денежная нестабильность, дефицит продуктов и товаров, антисанитария, нехватка еды, скачки цен, бешенная инфляция.
Ганди был вынужден не просто застать свою жизнь в таком тоне, но и начать действовать так, чтобы учиться преодолевать углы, края, скалы, трудности. Всё с тем, через что, приходилось проходить всему народу Индии – существовать и выживать, чтобы жить.
Ганди был обыкновенным обывателем, который часто путешествовал и странствовал по селам, районам, регионам. Ему приходилось менять обстановку места времени и событий. Только это, не мешало ему понимать всю суть происходящего, что отражалось в простом народе Индии. Думаю, каждый тогда жил мелкими и личными себе интересами – добыть себе пропитания и питья, одеться, обуться, помочь своим близким, закончить школу, поступить в училище, освоить профессию.
Лишь только Ганди своим примером показывает нам то, насколько важно пробуждать в себе душу и сердце. Садхгуру говорил: «Быть преданными друг -другу вне контекста взлётов, падений, болезней или здравия, жизни или смерти – вот, что делает вас семьёй».
Семья – это истина. Истина, которая даёт нам семя.
Семя – это структура и строения организма, призванная приумножать клетки, зачатки, зародыши плодов жизни, распространяя повсюду след, укрепляя своё влияние и своё начало.
Семя представляет собой точку мироздания нашего космоса, определяя нашу сущность, нашу жизнь, наше дыхание, что предопределяет и определяет мироустройство Вселенной.
Индия – это страна, цивилизация, география, карта?
Индия – это гораздо глубже, чем нам может показаться. Она представляет собой высокоорганизованную структуру жизни, из которой произрастают зачатки, ростки, корни. В этом плане, она является отдельной планетой, отдельным космосом, отдельной Вселенной.
Индия – это целое общество людей, разрозненных между собой по укладу, привычкам, взглядам, вкусам, рецептам, идеям, но так, всё это действует и выглядит гармонично, что на этом можно строить прочный союз, фундаментом которого служат общечеловеческие ценности и традиции.
Индия – это гнездо жизни. И никакое разделение, никакое смещение, никакой порыв ветра не способно сломить, покорить, завладеть целым гнездом жизни, которое представляет собой нам Индию.
Все мы знаем, что XX век – это эпоха перемен. Та эпоха, где максимально накалялись настроения и менялась обстановка человечества. Тогда уже, становилось понятно, что будет ждать это человечество.
Все тогда испытывали определённые надежды на перемены. Тогда, по всему миру разворачивались антиимпериалистические и антиколониальные настроения. Пока крупные державы начали выяснять отношения и мериться своими мускулами, внутри народов обострялись классовые разногласия, которые выливались социальными кризисами, протестными столкновениями и гражданскими войнами.
Все мы знаем, что империи начали рушиться. Вся система, которая столетиями держалась на монархии, феодализме, крепостном праве, на принудительном труде – казалось бы, всё это должно было остаться в прошлом с наступлением XX века.
Отнюдь то нет. Новый век никак не смогло решить многие базовые проблемы, которые оседали в душе каждого человека. Более того, XX век и без того, усугубило ситуацию внутри человечества, породив новые вопросы, новые задачи, новые проблемы, новые препятствия, новые переплёты, новые решения.
Иначе говоря, старый век сменившийся новым веком, сменились лишь временем, лозунгами, вывесками, а людская натура осталась прежней – погоня за успехом, за престижем, за властью, за капиталом.
Что может являться временем?
Время – это прошлое, настоящее, будущее, представляя собой перевоплощение жизни.
Время – это то, что диктуется трендами и модой, загоняя человека в определённые рамки и границы. И только это составляет основу системы. Только истина способна выветривать перед собой эту систему.
Империи рухнули, монархии упразднили, рабство победили, феодализм отменили, капитализм начали замещать социализмом, но что могло тут пойти не так в таком случае?
Человечество никак не могло осознать, что камнем преткновением тут является насилие. И ничего более, чем насилие, не способно приносить за собой уничтожения, разрушения, опустошения, страдания, боль.
Человечество отменила систему прежнюю, создала новую систему. Упразднили один строй, сменив его на другой строй, а проблемы… проблемы оказались теми же, что происходили до этого, то есть в XIX веке.
Постоянный всплеск неурожая, голода, инфекций, болезней, мучений – всё это есть, было и будет происходить, пока люди не начнут осознавать весь тот масштаб проблем, которые могут, и на себя, и на своих ближних обратить.
Почему планета горит, природа погибает, леса вырубают, воздух загрязняют, воду отравляют? Потому что, человек считает себя хозяином, и думает, что он вершитель судьбы людских жизней.
Все ломают головы над тем, как улучшить экологию. Улучшать ничего не надо. Достаточно сократить потребления. Можно остановить добычу нефти и мазута, сократить производство техники, машин, оборудования, ибо они служат источником загрязнения мира и обогащения элиты.
Вот и весь секрет, которому никому не суждено понять, осознать, принять в себе эту истину. Многие скажут, что я безумец и желаю остановить прогресс. Но это реальность, а реальность необходимо или принимать, или отвергать.
От компьютеров не откажешься, но можно отказаться от их безумного количества, что есть и производится в этом мире. Зачем покупать новый компьютер, если у вас есть компьютер. Зачем производить компьютеры для домашних владельцев, если можно установить несколько компьютеров в библиотеку. Библиотека и десять компьютеров – этого достаточно, чтобы люди приходили, занимались, развивались, просвещались, наполнялись информацией.
Отними и забери компьютеры у домашних владельцев, они начнут посещать библиотеки. В библиотеках будут больше знакомиться, общаться, спрашивать, помогать, выручать, вместе делать домашние задания и выполнять проекты.
Зачем нужен интернет, если можно всю информацию перенести в файлы, папки, документы, книги в компьютер на жёсткий диск.
Зачем нужен интернет, если есть телевидение, телеграф, почта.
Если человеку нужна информация, то он может распечатать и сделать копии.
Зачем нужны водопроводные трубы и канализация, когда можно соружить и установить колодцы, направлять речные потоки, устранения загрязнения.
Зачем людям нужна машина, когда можно ходить пешком, дышать воздухом, смотреть на мир, наслаждаться окружающей средой. Слышать, как поют птицы, открывать свою душу солнцу и небу.
Если сократить количество транспорта на планете. Наша планета просто очистится и отдышится от всего того, что захламляет нашу окружающую среду, почву, воздух, воду.
Меньше транспорта, меньше дорог, меньше топлива, меньше нефти, меньше мазута, меньше металла, меньше загрязнения воздуха, меньше выведения отходов.
Экономика – это экономия. Что является экономией? Экономия – это то, что позволяет человеку проявлять бережливость и бережность, минимизируя те расходы, которые приносят вред и боль.
Экономика даёт нам извращённое понимание: больше произвести, больше продать, больше получить денег, больше выделить денег на недвижимость, машины, роскошь.
Вот и вся причина всех кризисов, инфляций, дефицитов, девальваций, обесценивании, безработицы, бездомности.
Удивительно такое говорить, учитывая то, что я писал статью про капитализм. Оказывается, до меня просто доходит элементарная логика, позволяющее понимать, как устроена эта система.
Человек – это винтик системы. Человек – это механизм системы. Человек – это материал системы. Ничего он добиться в своей жизни не сможет, он вынужден подчиняться этой системе, которая задаёт ему правила и законы.
Наша жизнь и вовсе, нам не принадлежит. Она принадлежит тем, кто создал и возглавляет эту систему.
***
Человечество вступает в новую эпоху, возникает неопределённость и неясность перед будущим в глазах людей. Обостряются противоречия, возникает почва для конфликтов, которая заставляет людей преследовать свои интересы, переделывая мир так, чтобы расшатать прежнюю систему. Затем, появляется новая система, сменившейся лозунгами и вывесками, но возникает апатия и депрессия внутри человечества. От этого у всего сносится крыша настолько, что возникает план развития – всё быстро нужно выполнить и реализовать, наращивая мощь страны, что велит нам партия и вождь. Обостряется новый виток рисков и кризисов внутри человечества. После всего случившегося, наступает самая смертоносная война из-за того, что крупные дяди решили показаться умными, и что, только они способны менять историю и вершить судьбы человеческие.
Так, можно охарактеризовать XX век – бесконечная гонка, конкуренция, соперничество, естественный отбор, заставляя людей следовать своим желаниям и аппетитам. Так, можно охарактеризовать всю историю человечества, но XX век можно назвать высшей апогей всего этого.
В случае с Индией. Там совсем другая история. Для неё это эпоха сложиться в прогрессивном ключе. Хоть, и с определёнными потерями и жертвами, которые понесёт на себе индийский народ. Всё это закалит индийский народ настолько, что они добьются своего – добьются свободы, справедливости и независимости.
Что представляло собой Великобританию? Великобритания представляло собой модель системы, служащим звеном которым служили промышленные магнаты, приумножение капиталов, разрушение природы, эксплуатация людей, присвоение чужих результатов труда, времени и сил у этих самых людей.
Великобритания – это государство, построенное на слезах, бедствий, разрушениях и страданиях людей, отнюдь, не имеет никакого морального права диктовать условия этому миру. То, что она имеет голос в ООН – это преступление.
ООН давно утратил свой имидж, свою значимость, свою ценность перед человечеством. Она перестала заниматься тем, чем должна была заниматься всё это время – заглушать конфликты, войны, всплески насилия. Останавливать голод, болезни, бедность, разруху, потопы, наводнения, пожары, землетрясения.
ООН – это только лозунги и обсуждения, и ничего более… Не ждите серьёзности от организации по типу ВОЗ, ВТО, МВФ… которые только и занимаются тем, что обслуживают интересы транснациональных корпораций, продвигая свою власть через фонды, активы и инвестиции. Не ждите от них ничего. Лучше, если они перестанут навязывать свою волю человечеству.
Необходимо понимать, что полагаться нужно в первую очередь на себя, а не надеяться на кого-то. Доверяй, но проверяй сам. Надейся, но полагайся на себя. Следуй, но действуй всё по велению сердца.
Главным достоянием народа является независимость и суверенитет. Что делает свободу подлинной? Может ли народ быть самостоятельным и определять судьбу своей страны, когда верхушка власти начинает владеть богатством, перемещать деньги, хранить сбережения, покупать недвижимость в Европе.
Великобритания – это логово хищников. Англичане – это представители хищников.
Если вы запустили к себе домой англичан. Готовьтесь к тому, что англичане завладеют вашим домом, а вас, выдворят на улицу во двор. Спросите это у ирландцев и шотландцев – они знают, кто такие англичане.
«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека».
Есть ли свобода у болгар, румын, греков, словаков, венгров?
Что представляет собой Евросоюз?
Формализированный союз, центрами влияний и принятии решений которого является Брюссель, Берлин, Париж, Лондон.
Вам не кажется странным, что у каждой страны есть столица?
Не приведёт это к тому, что столицу начнут облагораживать и воздвигать в центр цивилизации, а регионы рассматривать, как пещеру и деревню.
Не приведёт это к тому, что все богатства будут утекать в центр цивилизации, тогда как, регионы вынуждены будут отдавать всё своё последнее, лишь бы угодить аппетиты своей метрополии.
История очень циклична. История нам показывает то, что любая империя, на какую бы мощь она ни опиралась, но этой империи приходит конец.
Рим, Греция, Ассирия, Византия, Вавилон, Османы, Халифат, Британия…
Внешние рамки и очертания – постоянно подвержены изменению на карте, как и перерождению всякой оболочки, которые представляют нам жизнь в виде земли, пещеры, горы, деревни, город, страны.
Если начинаешь эксплуатировать человека и пользоваться его свободой, будь готов к тому, что он восстанет, отвернётся и убежит от тебя, где в лучшем случае плюнет в тебя, в худшем случае покалечит тебя.
Если начинаешь видеть вокруг себя мифических злодеев и идеализировать себя, будь готов к тому, что на тебя будут смотреть подозрительно, неодобрительно и косо.
Если начинаешь подрывать права человека и продвигать свою повестку дня, будь готов к тому, что этот человек будет оказывать сопротивление вам, подвергать сомнению вашим словам и поступкам.
Евросоюз – это Римская империя XXI века.
Впрочем, в свете последних событий. Данная аналогия соответствует действительности.
Странно слышать, что Европа способна сплачивать народы, когда она всю историю разобщала Америку, Африку и Азию, разбивая их на более мелкие этносы и племена, чтобы стравливать их между собой.
Жозеп Боррель заявлял: «Европа – это сад, мы создали этот сад… Всё работает, это лучшая комбинация политической свободы, экономической перспективы и социальной сплочённости… Остальной мир – это не совсем сад. Большая часть остального мира – это джунгли. А джунгли могут вторгнуться в сад».
Давайте разберём это высказывание.
Политическая свобода – это когда у тебя отнимают голос и принуждают к выбору, решая за тебя, кто ты есть и кто тобой будет управлять.
Экономическая перспектива – это когда у тебя нет работы и дома, и ты, вынужден ехать на заработки в другую страну.
Социальная сплочённость – это когда люди подчиняются одному центру принятии решений.
Вот и вся Европа, которую переворачивает своим представлением правящая там элита.
Если скажу так, то у Европы никакого будущего нет и не будет никогда. Весь потенциал Европы давно исчерпан. История доказывает, что всё развитие Европы опирается только на раздувание войн, конфликтов, насилий, чтобы по больше завладеть деньгами, влиянием и территорий.
Самые смертоносные войны и страшные геноциды происходили именно в Европе. Европа – это не Эпоха Возрождения. Европа – это суровая реальность, которая диктует этому миру свои законы и порядки.
Европа – это воплощение лицемерия. Громче всех кричит о свободе и равенстве, и при этом, принижает роль и значимость других народов, конфессий и стран.
Вешание ярлыков, культура отмены, подмена понятий, цензура, пропаганда, субкультура – это то, что переполняет Европу. И делает Европу такой, какая она и была это Европа.
Неудивительно, что отучившись на юриста в Лондоне. Ганди ещё больше воспротивился тому навязанному индийцам образу жизни, начав подражать ещё больше своей среде и родному краю. Видно это по тому, что Ганди после поездки в Лондон – отказался от классической одежды, сменив пиджак на халат.
В следующей части темы – мы это обсудим ещё.
***
4-5 декабря 2025 года.
Путин совершает визит в Индию, чтобы встретиться с Моди, обсудив партнёрство и развитие между двумя крупными странами.
Мне очень понравилось то, как Моди тепло встретил Путина. И то, как Путин отозвался о Ганди. Посещая мемориальный комплекс Ганди – Радж-Гхат. Путин возлагает ему дань памяти, оставив следом своим почерком запись в книге почётных гостей.
Путин, говоря о Ганди: «Один из основателей современного индийского государства, великий философ и гуманист – Махатма Ганди внёс неоценимый вклад в дело мира на всей планете. Его идеи о свободе, добродетели и человеколюбии – не теряют актуальности и по сей день. Махатма Ганди, по сути, предвосхитил тот новый, более справедливый многополярный миропорядок, который сейчас находится в стадии формирования».
Ганди возводил интересы мира, любви, народа. И его учение, никогда не потеряет своей актуальности, покуда есть насилие, которое формирует эту систему. Он, действительно, был великим философом и гуманистом. Был тем человеком, кто способствовал установлению многополярного мира, чтобы на общей планете мирно уживались бы и непринуждённо сосуществовали бы все народы и конфессии.
Ганди сумел своей философии жизни сплотить во круг себя не только Индию, но весь остальной глобальный мир – всю планету.
Ганди привил человечеству о том, что людям нужно перестать цепляться за историю, за обиды, за территории, а вместо этого, нужно усмирять в себе эгоизм, жадность, гордыню, нужно уметь находить общие точки соприкосновения и учиться жить на ошибках прошлого, а не пытаться реставрировать старое забытое.
Ганди был не просто противником насилия, но и противником был всякого разделения людей на категории и признаки, которое и формирует то неравенство, что служит разобщением людей по классовому, имущественному, статусному, внешнему признаку.
Что может служить основой человеческого развития?
Это может быть свобода, рост, обмен.
Это может быть капитал, соперничество, хищничество.
Ганди прилагал большие усилия, чтобы не просто сплотить во круг себя огромное количество людей, но и чтобы поспособствовать сближению всех общин, этносов, племён, каст, конфессий в одно целое и неделимое, сохраняя своё начало, приумножив и укрепив начало всех своих ближних, став единым союзом.
Давайте послушаем Ганди:
«Я называю себя националистом, но мой национализм широк, как Вселенная. Он охватывает все нации Земли. Мой национализм подразумевает собой благосостояние всего мира. Я не хочу, чтобы моя Индия поднялась на костях других народов, не хочу, чтобы она эксплуатировала хоть одного человека на этой земле. Я хочу, чтобы Индия была сильна и давала силу другим. Однако современные европейские народы не таковы: они не делятся силой с другими».
Нация – это ячейка общества, основой которого служит то происхождение, которое позволяет ему жить на земле, накапливать свою энергию и делиться силой с другими.
Нация – это не история, не кровь, не язык, не внешность, не цвет кожи.
Нация – это наше древо, наше имя, наша фамилия, наша судьба, наша открытость.
Нация – это жизнь, это душа, это сердце, это энергия.
Наше предназначение заключается в том, чтобы своей силой вносить и сеять свою частичку, свою ауру, свою искру, свой голос, свой луч, свой след, своё семя.
Цивилизация – это плод общечеловеческих ценностей и традиций, побуждающее людей добиваться мира, гармонии, спокойствия, достигая в ней высокие жизненные идеалы.
Говорят, математика – это царица науки. Тогда, философия – это святыня науки.
Философия служит фундаментом науки, способная развивать многие области человеческой деятельности: любовь, помощь, право, семья, брак, быт, хозяйство, медицина, алхимия, естествознание.
Философия не раз выручала Ганди. Она помогала ему только мыслить, думать, размышлять о мироустройстве Вселенной. А также, побудило ему выработать общую программу развития. Советую на эту тему почитать Сатьяграха, Сварадж, Свадеши… К этому мы ещё вернёмся обязательно к обсуждению.
Ганди – это не тот человек, которого можно с кем -то сравнивать. Совершенно другой человек – он особенный и уникальный, но он тот человек, в которого нуждалась Индия в ту пору времени.
Да, может у Ганди и были недостатки. Одно известно, что он желал своему народу только любви, доброты, дружбы, мудрости, справедливости.
Ганди не был самовлюбленным, не был властолюбивым, не был одержимым или озабоченным. Он был простым человеком, кто следовал своему сердцу, совести, интуиции и истине. И он, не желал следовать системе или разрушать систему, чтобы потом сменилась и пришла другая система.
Ганди был человеком вне системы. Он желал воплотить ту модель жизнеустройства, где не будет никакой диктатуры, власти, денег, классов, собственности, переделов, конкуренции, соперничества.
Да, это слишком выглядит утопично. В будущем, почему бы и нет?
Если взять землю, пещеру или деревню, как источник человеческой жизни и цивилизации, в котором люди сосуществуют вместе, считаются вместе, воспроизводят общее потомство – общие плоды жизни, осознают друг -друга в себе цену жизни, цену любви, цену личности, цену сиюминутным моментам.
При таком раскладе жизни, рукой можно подать коммунизму, о чём, так мечтали классики марксизма-ленинизма. Впрочем, сам Ганди с глубоким почтением относился к Ленину, уважал его борьбу и целеустремлённость поменять общество – особенно, если это касается антиэксплуататорской деятельности Ленина, которым восхищался сам Ганди.
Ганди и Ленин уважали друг -друга, опирались друг на друга, и друг –другу служили источником вдохновения. Объединяло их одно – это переосмысление системы. Да, они имели некоторые расхождения по разным вопросам. Оба были революционерами, но, совершенно по разному смотрели на мир.
Ганди не отрицал близости своих идеалов – идеалам Ленина. Особенно, если мы говорим про социализм. Только Ганди был смышлёным и вдумчивым человеком, а значит, он легко мог разглядеть между собой два зёрнышка, которых могло отличать уровень расположения, место поверхности и формы подвижности.
Ганди сформулировал свои идеи в работе «Сварадж и Индия моей мечты», в которой он описывает индийское общество, где нет богатых и бедных, нет классовых конфликтов, где существует равное распределение ресурсов и самодостаточная экономика без эксплуатации и насилия.
Социализм Ганди – это пацифизм, солидарность, самоорганизация, антипотребительство, где основой материального процветания служит духовный рост и обмен.
Ганди видел разницу между собой и Ленином не в целях, а в средствах достижения цели. Если Ленин опирался на силовой захват власти и на решение проблем путём классовой борьбы, то Ганди был полностью противоположного мнения об этом.
Давайте послушаем Ганди:
«Я пока не знаю точно, что такое на самом деле большевизм. У меня не было возможности его изучить. Я не знаю, принесет ли он благо России в долгосрочной перспективе. Но я знаю, что сегодня он опирается на насилие и отрицание Бога, и это меня отталкивает. Я не верю в короткий насильственный путь к успеху. Те мои друзья-большевики, которые обратили на меня свое внимание, должны понять, что, несмотря на то что я им симпатизирую и восхищаюсь их благородными побуждениями, я все же остаюсь бескомпромиссным противником насильственных методов, пусть даже служащих благороднейшей цели. Из того, что я знаю о большевизме, я могу заключить, что он не только не препятствует применению силы, но и прямо его санкционирует ради экспроприации частной собственности и установления коллективной собственности на все. Если это так, то я без колебаний скажу, что большевистский режим в его нынешней форме не продержится сколько-нибудь продолжительное время, ибо нельзя построить ничего долговечного на насилии».
Нельзя построить общество, если ты делишь людей на богатых и бедных, на хороших и плохих, на добрых и злых, на героев и злодеев, на левых и правых, на верующих и светских, на здоровых и больных, на голубых и серых. Всякое разделение людей на категории и признаки – есть путь к расшатыванию и раздробленности общества.
Если человек верит в рай или ад, то и тут, он не сможет здраво смотреть на мир – этого человека будет переполнять искажение и сдвиги в голове.
Садхгуру (философ и йогин), не зря говорил: «Если вы разделяете мир на то, что вам нравится, и что не нравится, то вы становитесь неспособны воспринимать Истину. Нам не нужен авторитет, выдаваемый за истину. Истина сама является авторитетом».
Ганди говорил однажды: «Бесклассовое общество – идеал, которому и в самом деле следует стремиться. И что, идея неравенства, «высших» и «низших» есть несомненное зло, но я не верю в искоренение зла из человеческих душ острием штыка».
Насилие порождает только насилие.
Нужно это знать, принимать, понимать, полагаться на эту истину.
История показывает нам, что насилие – это самая разрушительная сила, способная подвергать сомнению реальности и объектам существования. Нельзя, ничего, долговечного, прочного, построить на насилии, ибо насилием общество пожирает самого себя, подобно тому, что если бы человек поедал самого себя.
Ганди уважал большевиков, но подчёркивал особо, что режим, основывающий на насилии – долго не продержится. Система, построенная на насилии ждёт конец. Лишь судьба определит, насколько этот конец станет приблизительным или продолжительным.
Ганди предполагал, что СССР потерпит крушение. Вопрос в том, насколько это государство протянет своё существование в том виде, в котором преподнесли большевики.
Секрет тут прост, никогда не следуйте курсу человеку, который прикрывается благими намерениями ради того, чтобы вынудить вас сделать выбор и побудить вас совершать насилие.
Насилие неизбежно приводит к разрушению, опустошению, исчезновению, страданию, где бы это не было – на свете, на земле, в космосе или во Вселенной.
Когда власть добивает своих оппонентов и оппозиционеров, то в дальнейшем, и внутри власти начнёт происходить драка – проявление нетерпимости и нежелание мирно сосуществовать, как ещё принято украшать подобную ситуацию формулировкой: «пауки в банке».
Политика – это постоянная грызня и драка о том, кто лучше и быстрее сделает своё дело, показав народу результаты. Всё это проявляется школами, колледжами, университетами, заводами. Необходимо показать красивую статистику и диаграмму о том, как ты классно и супер всё сделал, чтобы заполучить уважение и… деньги.
Сталин всех коммунистов и ленинцев подверг репрессиям за их убеждения и взгляды, а в дальнейшем, и 1937 год показал себя во всей красе. Иначе, как объяснить то, что Ленин совершенно боялся Сталина. И что, Ленин противился тому, чтобы Сталин получил власть.
Отнюдь, дело не в советской власти. Любая власть позволяет себе превышать лимиты дозволенного – нарушать границы и принципы человеческого развития, достоинства и духа.
Царская власть далеко была не идеальной. В ней было всё, и голод, и бедность, и бесправие, и беспредел, и отчуждение. Но то, что происходило после 1917 года – назвать это прогрессом нельзя. Нельзя называть прогрессом то, что возводится в абсолют насилие, разрушение, гибель, смерть – это полное кощунство.
Николай Второй не святой человек – много глупостей и необдуманных решений было сделано при нём. Одно чего стоит то, что он допустил давку на ходынском поле, и то, что он ввязался в бойню и разборки Европы. Глупо, делать из него культ личности, но при нём, больше ценилась жизнь и свобода, чем при Сталине. Надо это признать.
Ошибка Николая Второго в том, что он не хотел менять систему, которая изживала из себя. И при нём, проводились реформы с очень большим опозданием, что и вылилось в то, что получил на себе русский народ, не проявив достаточного терпения и стойкости в том, чтобы эволюционировать постепенно и плавно.
Николай Второй стал жертвой обстоятельств. Оказался не в том месте, не в том времени. Он оказался слабым человеком перед внешними вызовами. В нём не оказалось той силы воли, которым ему было необходимо проявить, что и привело к тому, к чему пришла Россия.
Что касается Сталина, то принижать его роль – глупо. Есть определённые заслуги перед отечеством. Проблема кроется в том, что Сталин всю власть подчинил себе, и он, пренебрегал чужим мнением. Когда человек пренебрегает чужим мнением, он начинает пренебрегать его жизнью. Когда человек начинает наводить порядки железной рукой, он начинает нарушать гармонию и спокойствие мира.
Доносы, заговоры, сплетни, слухи, спекулятивные подмены понятий – всё это составляло основу сталинского правления. Сталинской системы, которая держалась на страхе.
Ленин был прав, когда говорил, что государство – это аппарат насилия.
Многие люди используют этот аппарат насилия в своих корыстных целях, чтобы поражать своих соперников и конкурентов в правах, совести и чести, лишая их не только свободы, но и жизни.
Власть – это насилие.
Что побуждает человека стремиться к власти?
Оружие, деньги, престиж, слава!
Если вспомнить историю, право, отношения былых времён.
Возникновение государства – это результат передела зон влияния и сфер интересов. Внутри общества возникало деление на «высших» и «низших», зарождался институт собственности и имущества, формировались классовые группы, которые начинали преследовать свою выгоду и пользу в ущерб остальной части населения – в ущерб природы -окружающего мира.
Возникновение государства, возникновение институтов и классов, возникновение международных организаций – всё это порождение системы, которые преподносят нам политики, карьеристы, бизнесмены, корпорации, наживаясь на довериях людей, чтобы они больше несли деньги в их карманы.
Когда я говорю о всякой системы, я подразумеваю то, что мир лежит во зле – мир лежит во власти злого.
Иисус Христос не зря говорил, что он не от мира сего. И что, мой мир – это царство божие. И он, не желал подчиняться земному миру, от чего, он противился всяким законам и порядкам, которые несли собой римляне и евреи на своих столбах и табличках.
Революция – это борьба, внутри которого завёрнуто то, что видит только определённая группа людей. Что несёт собой борьба? Не получится так, что борьба окажется источником кровопролития и междоусобицы, доведя народ до беспредела и беззаконий. Общество просто разломается на кусочки, которые потом ты его не восстановишь – доверие, дружбу, любовь.
Если государство – это аппарат насилия. Выход, которым виделся Ганди, заключается в том, что государство самоликвидируется, как явление, как принцип, как устройство, уступив место ненасильственному самоорганизованному обществу.
Будут съезды, советы, собрания, конгрессы, коллективы, конференции, представляя собой целые групповые объединения людей, созданных для выработки решений, вопросов, задач.
Люди перевоплотятся в муравьёв, став более высокоразвитыми, сплочёнными, сильными в своём деле и духе.
Муравьи ходят по земле сотни миллионов лет.
Люди ходят по земле несколько тысяч лет.
Естественно, что муравьи превосходят людей во всех смыслах и отношениях. У муравьёв есть сплочённость, самоотверженность и организованность. Это делает муравьёв сильнее людей в разы.
Если между муравьями возникают войны и конфликты, то, только из -за территории и ресурсов. В остальном же. Муравьи способны сглаживать острые углы и края между собой в мелких вопросах.
Есть группы людей. Одни ладят между собой. Вторые ненавидят между собой. Одни любят друг -друга. Вторые поубивают друг -друга. Вот и весь фокус в том, что государство и общество, построенное на насилии сами себя изничтожат до основания.
Если злых людей поселить на остров. Они поубивают друг -друга из -за того, что они жадные, алчные, меркантильные – не умеют усмирять свой пыл, свой гнев, свой эгоизм.
Отношение Ганди к экономике, революции, материализму, капитализму, социализму – заслуживают отдельной темы разговора. К этому, мы ещё вернёмся обязательно.
Просто вопрос в том, а нужно ли людям изобретать велосипед?
Не лучше просто пробудить в себе сердце, совесть, мудрость, проложив дорогу к истине, как источнику божьего духа.
Если начнём придерживаться их философии жизни.
На земле прекратятся насилия, войны, конфликты, споры, делёжки, переделы зон влияния и сфер интереса.
Не лучше просто объединиться, а не устраивать бесконечную гонку и делать перегонки, а кто лучше, а кто хуже, а кто быстрее, а кто медленнее, а кто умнее, а кто глупее?
Каким бы человек не был выдающимся и успешным в своём деле, но все его достижения будут забыты и отвергнуты, потому что этот человек не вечный в своём существовании. Вечна душа, но не жизнь.
Оценки – это цифры. Диплом – это бумага. Училище – это здание. Человек – это душа.
Полагайтесь только на своё сердце, интуицию, истину. История доказывает, что только от человека зависит то, кем он будет по жизни и каким путём он пойдёт. Но знайте, только судьба направит вас на этот путь.
Человек ничего не изобретает, и мы, принципиально новое ничего не сможем придумать – мы только можем совершать открытия и совершенствовать эти открытия.
Жизнь – есть и будет, пока об этой жизни есть память. Как только, жизнь забывают, то эта жизнь уходит в небытие. И больше, эту жизнь никто, никогда и ниоткуда не узнают.
Многое ли нам известно то, сколько образовалось сперматозоидов, яйцеклеток, жгутиков, зародышей, плодов жизни за всю историю человечества?
Все конкурсы и соревнования, хоть и позволяют человеку показать миру, насколько способен в своём деле и осчастливить себя определёнными результатами, но всё это кратковременное удовольствие, которое никак не повлияет на дальнейшую жизнь – это окажется фиксацией результатов ваших стараний и упорств.
Насколько эти старания и упорства помогут человеку устроиться в жизни на хорошее место – это закономерный вопрос. Многие не учитывают то, что в мире жива предвзятость, жадность, зависть, а значит, каким бы вы не были успешным. Будьте готовы, что в отношении вас будет совершаться насилие. Никогда успешный человек не уступит своё место менее успешному человеку, ибо, он боится отдавать своё место кому-то, потому что это нарушит его зону комфорта.
Возникает вопрос. Не лучше просто наслаждаться процессом, а не результатом? Результат важен, процесс важнее. Нельзя результат ставить выше процесса.
Результат – материя.
Процесс – дух.
Карма хорошо раскрывает нам эту истину. И говоря об этом, есть что тут вспомнить: «Прошедшее – забыто, грядущее – закрыто, настоящее – даровано. Поэтому его и зовут настоящим».
Человек не придумывал воздух, воду, солнце, землю, дерево, цветы, растения, песок, глину… Все наши мысли и идеи – есть процесс выведения из базы данных Вселенной плод творения божьего замысла.
Значит, все технологические и творческие решения, которые выдаёт человек – есть результат того, чтобы упростить задачу, условия, быт жизни человечества.
Ганди был умным человеком? Безусловно, он был им. Только сам, он себя таким не считал. Он сам подтверждает это: «я не политик, я не святой».
Важно не то, что человек глупый или умный. Важнее то, чтобы этот человек никогда не возвышал себя, и чтобы, не принижал значимость всякой жизни.
Ганди ценил каждую душу, каждую жизнь, каждое его начало, каждое его сердце, каждое его мнение, его взгляд и точку зрения.
Вот это самое главное!
Ганди считал, что жизнь травинки, песчинки, снежинки, муравья, букашки, мушки, блоха – есть ценность своего существования, как и ценность существования животных, птиц, рыб, растений, деревьев…
Отними жизнь, мы перестанем существовать, как и перестанет существовать наша почва, наша земля, наша растительность, наша живность, наша планета, наша Вселенная. Потому что в этом мире всё взаимосвязанно между собой.
Эйнштейн восхищался Ганди. Эйнштейн глубоко вдохновлён был учением Ганди. Эйнштейн называл Ганди самым просвещённым политиком своего времени.
Эйнштейн: «Ганди показал, что можно добиться успеха без насилия, даже в отношениях с теми, кто не отказался от этого метода. Мы должны стремиться действовать в его духе… Не использовать насилие в борьбе за наше дело, а не участвовать в том, что мы считаем злом».
Эйнштейн говорил: «Возможно, грядущие поколения вряд ли поверят, что такой человек – Ганди, из обыкновенной плоти и крови ходил по этой земле».
О Ганди будут слагаться легенды и истории также, как и о Иисусе.
Иисус восхитился бы делом и подвигом Ганди.
И вы, это поймёте потом...
Вы поймёте это...
(Продолжение следует)