Найти в Дзене

Мы и наша уязвимость

Уважаемые читатели, сегодня я хочу поговорить об уязвимости. Все мы сталкиваемся с ней регулярно и вопрос, как обходиться с этим состоянием, актуален для каждого. Свой разговор я хочу начать с самого понятие и этимологии слова. Я начинаю именно с этого, потому что мне важна ясность. С пациентами в терапии мы часто встречаемся с ситуациями, когда ими используются некие распространённые или трендовые термины, которые в своей сути человеком не осознаются. Постараемся этого избежать. Образ Итак, в первую очередь я хочу обратиться к русскому языку. В корне слова мы слышим слово язва. И здесь, обращаясь к этимологическим словарям, мы находим такие переносные значения как зло, вред. Сам корень несёт в себе значения раны, ущелья, прорехи и даже дыры. Зачем нам всё это? С места в карьер: с тем, чтобы уже на этом этапе иметь возможность работать с состоянием уязвимости. Слово уязвимость может вызывать у нас ассоциации, а может и не вызывать. Но смотрите, сколько образов нам даёт одно лишь знани
Оглавление

Уважаемые читатели, сегодня я хочу поговорить об уязвимости. Все мы сталкиваемся с ней регулярно и вопрос, как обходиться с этим состоянием, актуален для каждого.

Свой разговор я хочу начать с самого понятие и этимологии слова. Я начинаю именно с этого, потому что мне важна ясность. С пациентами в терапии мы часто встречаемся с ситуациями, когда ими используются некие распространённые или трендовые термины, которые в своей сути человеком не осознаются. Постараемся этого избежать.

Образ

Итак, в первую очередь я хочу обратиться к русскому языку. В корне слова мы слышим слово язва. И здесь, обращаясь к этимологическим словарям, мы находим такие переносные значения как зло, вред. Сам корень несёт в себе значения раны, ущелья, прорехи и даже дыры. Зачем нам всё это? С места в карьер: с тем, чтобы уже на этом этапе иметь возможность работать с состоянием уязвимости. Слово уязвимость может вызывать у нас ассоциации, а может и не вызывать. Но смотрите, сколько образов нам даёт одно лишь знание этимологии: ущелье, прореха, дыра! Как только мы можем представить своё состояние в виде образа, то мы уже можем с ним работать. Мы можем посмотреть на этот образ со стороны, прикоснуться к нему, почувствовать его температуру и так далее. В этот момент в психике происходит отделение Я от состояния. Это уже работа. Это уже способ в моменте справиться с ощущением уязвимости, не впадать в ступор и действовать.

Страх

Обращаясь к энциклопедическому словарю по психологии, мы находим похожие объяснения, которые, однако, мы можем прорабатывать иначе. Здесь мы находим ранимость, повышенную чувствительность, внутренние факторы, усиливающие влияние рисков. Помните про зло и вред как переносные значения корня язва? Вот это оно и есть, только это внутренний фактор страха. И тогда мы работаем со страхом. Мы можем пользоваться и образами, как в предыдущем случае. Мы можем исследовать корни страха в истории пациента / своей истории. Мы можем пользоваться провокативными методами, доводя страх из уязвимости до финала, до того ужаса, которого мы бессознательно боимся и проживать катастрофу. Мне нравится в краткосрочной стратегической терапии техника, когда пациенту прописывается, например, 30 минут ужаса в день. Он обязан сесть и 30 (или 60 минут) проживать ужас своей катастрофы. По практике моих пациентов, весь ужас испаряется максимум через 5 дней. Однако, напоминаю, что такие «жёсткие» методы применимы лишь к пациентам на невротическом уровне организации личности и НЕ в депрессии (клинической).

Контейнер

Это уже более высокоуровневый подход для продвинутых нас и наших пациентов. Это понимание своего состояния, это его принятие и способность контейнирования, то есть удерживания этого состояния как отдельного от себя при способности к эффективной деятельности в объективной реальности. Завернула 😊. Простым языком: я чувствую себя уязвимой, я понимаю, что это нормально, я принимаю свои чувства и реальность своей уязвимости (никто от кирпича на голову не застрахован) и я могу быть с этим состоянием, переваривать его внутри себя (без отреагирования, соматизации, вытеснения). Здесь обратите внимание на заголовок моей статьи: мы И наша уязвимость. В способности к контейнированию одним из основополагающих навыков будет опять-таки навык разделения себя и своих состояний. Я – это не моя уязвимость. Я гораздо больше неё. Она существует как некий артефакт внутри меня, не являясь мной. Точно также психолог контейнирует чувства пациента, принимая их в своё психическое пространство, но не сливаясь с ними.

Жизнь

В заключении я бы хотела поговорить об уязвимости как о признаке жизни. Согласитесь, только с трупом ничего (значимого для самого трупа) уже не может случиться. Как невозможно быть в отношениях и познавать любовь, отказываясь от уязвимости. Мы развиваемся именно в отношениях, самые прекрасные моменты в нашей жизни случаются в связи с другими людьми. А там, где есть связь с другим, всегда есть уязвимость, ведь всегда есть страх получить рану. В этом состоит правда и многогранность жизни. Чтобы жить наполненную реальную жизнь нам важно принять собственную уязвимость как необходимый параметр жизни.

Я желаю нам проживать наполненную и искреннюю жизнь!

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог

Моя страница на сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/