Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

«Позорные зрелища»: как домашний театр покорил Россию

Тихо скрипнула дверь в гостиной, и на «сцену» вышла она — хозяйка дома в самодельной короне. Забыв на миг о звании и чинах, друзья и родные затаили дыхание. Так начиналось главное таинство светского вечера: спектакль, где играли не для публики, а для себя. Это и был домашний театр — явление, без которого нельзя представить русскую культуру. Как же он возник и почему на столетия покорил высшее общество? Куда пропал и, наконец, сложно ли сегодня устроить такой театр у себя в гостиной? «Комедийная хоромина» и придворные спектакли XVII – первой половины XVIII века Первый профессиональный театральный спектакль был поставлен в 1672 году во время царствования набожного Алексея Михайловича Тишайшего, который живо интересовался европейской культурой. Ради такого знаменательного события в его резиденции в селе Преображенское (под Москвой) была возведена так называемая «комедийная хоромина». Представление «Артаксерксово действо» по библейскому сюжету об Эсфири было срежиссировано лютеранским пас
Оглавление

Тихо скрипнула дверь в гостиной, и на «сцену» вышла она — хозяйка дома в самодельной короне. Забыв на миг о звании и чинах, друзья и родные затаили дыхание. Так начиналось главное таинство светского вечера: спектакль, где играли не для публики, а для себя.

Это и был домашний театр — явление, без которого нельзя представить русскую культуру. Как же он возник и почему на столетия покорил высшее общество? Куда пропал и, наконец, сложно ли сегодня устроить такой театр у себя в гостиной?

«Комедийная хоромина» и придворные спектакли XVII – первой половины XVIII века

Первый профессиональный театральный спектакль был поставлен в 1672 году во время царствования набожного Алексея Михайловича Тишайшего, который живо интересовался европейской культурой. Ради такого знаменательного события в его резиденции в селе Преображенское (под Москвой) была возведена так называемая «комедийная хоромина».

Представление «Артаксерксово действо» по библейскому сюжету об Эсфири было срежиссировано лютеранским пастором Иоганном Грегори. Спектакль длился 10 (!) часов, но царь досмотрел его до конца и остался очень доволен. За свой труд пастор получил 40 соболей и 100 рублей.

Насколько был успешен первый театральный опыт на российской почве? Несомненно, это было впечатляющее, но исключительно иностранное зрелище, так как все роли играли зарубежные актеры и служилые иноземцы. Но этот спектакль и последующие представления «комедийной хоромины» дали мощный толчок развитию театрального искусства.

-2

В следующем году Грегори поставил «Олоферново действо». До 1676 года в «хоромине» шли спектакли на самые разные темы: библейские, исторические, церковные и даже античные. Этот репертуар доказывает, что театр (называвшийся тогда «позорищем») прижился в России. Даже царица с дочерьми смотрели представления, правда, из-за специальной занавески.

При преемнике Алексея Михайловича, Фёдоре Алексеевиче, равнодушном к театру, придворные спектакли прекратились.

Но пример Тишайшего оказался заразительным. Некоторые богатые и родовитые особы, впечатлившись зрелищами «хоромины», стали устраивать спектакли в своих домах. Например, боярин Артамон Матвеев создал собственный театр – наподобие царского.

Его примеру последовали и другие знатные особы: боярин Милославский, князья Одоевский и Василий Голицын. Последний, увлечённый западноевропейской культурой, не только устраивал спектакли в своих усадьбах, но и сам играл в них. Домашние театры появились даже у придворных дам, например, у боярыни Арсеньевой.

Гравюра А. С. Янова с рисунка М. В. Нестерова «Представление "Юдифи" на сцене Преображенского театра 24 ноября 1674 г. в присутствии царя Алексея Михайловича»
Гравюра А. С. Янова с рисунка М. В. Нестерова «Представление "Юдифи" на сцене Преображенского театра 24 ноября 1674 г. в присутствии царя Алексея Михайловича»

При Петре I традиция получила новый импульс благодаря его сестре — царевне Наталье Алексеевне. Образованная и творческая, она не только покровительствовала театру, но и сама писала пьесы, среди которых была «Комедия Олундина» — история о путешествиях, отражавшая её мечты о Европе.

Наслушавшись в детстве увлекательных рассказов о чудном «тиатре» Алексея Михайловича, она загорелась желанием возобновить «позорные зрелища». Представления шли в Преображенском и её покоях, а играли в них придворные. Пётр I, несмотря на бережливость, поддержал сестру и выделил средства на костюмы.

Позже, при Екатерине I, интерес ко двору угас. Однако при Анне Иоанновне театральная культура оживилась благодаря выступлениям иностранных (особенно итальянских) трупп, а среди знати распространилась мода на крепостные театры.

Расцвет домашнего театра

Последняя четверть XVIII века ознаменовалась расцветом домашних театров. Богатые аристократы организовывали их в своих усадьбах. Одни подражали моде, другие считали театр высоким искусством и эффективным средством просвещения.

В старинных русских усадьбах домашние театры были почти таким же обязательным элементом праздника, как ёлка или рождественский ужин. Хозяева сами писали небольшие пьесы, шили костюмы, распределяли роли — и на один вечер превращали дом в маленькую сцену, где взрослые и дети создавали своё собственное чудо.

-4

Поэтому особенно приятно видеть, что идею семейного театра в своём новогоднем проекте возвращает ВТБ — на отдельной странице целый онлайнтеатр. Здесь есть всё, чтобы поставить пьесу дома в кругу родных и близких: кабинет режиссёра с переосмысленными сценариями детских сказок и распределёнными ролями; костюмерная, где за несколько минут подскажут, как собрать образ без выкроек; гримёрная со светом, блёстками и новогодними акцентами; музыка, которая включается в нужный момент, словно в настоящем театре; и даже идеи для праздничного стола, оформленного так, будто он тоже часть сказочного действия.

Дом снова становится местом, где можно сочинить свою историю — выбрать сказку, собрать близких, разделить роли и позволить вечеру превратиться в маленький спектакль, который запомнится надолго. Такой театр не требует подготовки, специальных знаний или реквизита: достаточно открыть занавес и волшебство начинается.

Кстати, самые известные домашние театры конца XVIII – XIX веков действовали в подмосковных усадьбах Кусково и Останкино графов Петра и Николая Шереметевых, Архангельское князя Николая Юсупова, Люблино богача и светского льва Николая Дурасова, Марфино генерал-губернатора Ивана Салтыкова.

Чарльз Хант «Дети играют в пьесе из "Гамлета"» /  Йельский центр британского искусства, коллекция Пола Меллона, Нью-Хейвен
Чарльз Хант «Дети играют в пьесе из "Гамлета"» / Йельский центр британского искусства, коллекция Пола Меллона, Нью-Хейвен

Для постановок строились целые театры-дворцы с оркестрами и роскошными декорациями. Основу трупп составляли талантливые крепостные актёры, самым известным примером которых стала Прасковья Жемчугова — позже графиня Шереметева.

К постановкам привлекались лучшие силы: на сцену выходили сами дворяне, приглашались столичные актёры и иностранные режиссёры. Успех был оглушительным — усадебные спектакли соперничали с императорскими сценами. На них присутствовали монархи: Павел I, Александр I и даже иностранные короли. В театре в Марфино водевили сочинял и сам играл Николай Карамзин.

Домашний театр нашел себе почитателей и в Петербурге. Представления в усадьбе Державина, дворцах Белосельских-Белозерских, графов Шереметевых, Юсуповых ставились со вкусом, большим знанием дела, а главное, – с огромной любовью к лицедейскому искусству. В любительских спектаклях играли и известные литераторы – например, Иван Крылов и Александр Пушкин.

-6

Появляются домашние театры и в провинциальных, удаленных от Москвы и Петербурга имениях. Например, бывший фаворит Екатерины II Семен Зорич создал свой «преогромный» театр в Шклове в Могилевской области; граф Александр Воронцов – в селе Алабухи Тамбовской губернии и в селе Андреевское Владимирской губернии; князь Николай Шаховской – в Нижнем Новгороде.

Под Казанью свой крепостной театр создал помещик-антрепренер Павел Есипов (крепостная актриса его театра Кузьмина стала прототипом героини известной повести Александра Герцена «Сорока-воровка»).

Насколько эти театры были успешны? Выдерживали ли они конкуренцию со своими подмосковными коллегами? Надо отдать должное их хозяевам: их детища не уступали столичным театрам.

Их репертуар включал драмы, комедии, пьесы отечественных драматургов и музыкальные спектакли – комические оперы и балеты. Организация театральной жизни была на высоте: в труппы входили не только актеры, но и музыканты, художники, портные, парикмахеры.

Серафима Дмитриевна Менделеева и Александр Блок в самодеятельном спектакле, 1898 год / commons.wikimedia.org
Серафима Дмитриевна Менделеева и Александр Блок в самодеятельном спектакле, 1898 год / commons.wikimedia.org

Конечно, такой размах был под силу лишь самым состоятельным вельможам. Но в этом и заключалась главная магия и универсальность явления: суть домашнего театра не в бюджете и не в масштабах сцены, а в камерности, обращении к «своему» кругу и радости совместного творчества.

Каков был репертуар домашних театров? Нетрудно догадаться, что отечественные театралы ставили и играли, в основном, произведения зарубежных авторов и музыкантов, в первую очередь, – французских и итальянских (Джованни Паизиелло, Никколо Пиччинни, Андре Гретри).

Домашний театр в XX веке: от инструмента пропаганды к оазису свободы

Революция уничтожила усадебный быт, но идея коллективного творчества не исчезла. В СССР любительский театр стал массовым явлением, пройдя путь от инструмента пропаганды до пространства для свободы. В 1920-30-е годы создавались народные театры, чьей главной задачей была идеологическая агитация (агитбригады, ТРАМы).

Перелом наступил в период «оттепели» (1950-60-е). Любительские студии, подобно дореволюционным кружкам, стали оазисом эксперимента и смелого высказывания, как легендарный театр МГУ «Наш дом». Эти коллективы существовали благодаря духу независимости.

Однако расцвет сменился давлением цензуры. Власть, поощрявшая самодеятельность как досуг, пресекала неконтролируемое творчество, и многие студии были разогнаны.

А.Виноградов «Проделки Скапена». Постановщик: Кожич Владимир Платонович. Премьера: 20.06.1935. Ленинградский театр рабочей молодежи (ТРАМ)
А.Виноградов «Проделки Скапена». Постановщик: Кожич Владимир Платонович. Премьера: 20.06.1935. Ленинградский театр рабочей молодежи (ТРАМ)

Новый всплеск пришелся на перестройку. С исчезновением идеологической цензуры начались смелые эксперименты, но экономический кризис 1990-х закрыл многие коллективы. Часть из них, однако, смогла стать профессиональными, стирая границу между любительским и профессиональным искусством.

Сегодня, когда нас окружают готовые цифровые развлечения, потребность в живом, совместном творчестве ощущается особенно остро. Перспективы у домашнего театра не просто есть он обретает новое дыхание.

Возродить эту традицию сегодня значит не поставить музейный спектакль, а создать в своей гостиной пространство для живого общения, смелых экспериментов и общей радости от процесса.

Это возможность, вслед за Шереметевыми, Мамонтовым или студийцами «Нашего дома», написать свою страницу в этой удивительной истории. Ведь, как и во времена Алексея Михайловича, все начинается с простого желания собраться и разыграть историю.