Американский ученый-этолог Джон Кэлхоун в 1968 году начал свой знаменитый эксперимент по созданию рая на земле. В качестве объекта эксперимента он выбрал мышей, поскольку в естественной среде они ведут себя, как социальные животные. Опыт продолжался 16 месяцев и завершился катастрофой.
Почему для подобных экспериментов чаще всего используют грызунов? Дело в том, что более 90% из известных науке генов мышей, согласно последним исследованиям, совпадают с человеческими, то есть биологические процессы этих животных и людей весьма схожи. Кроме того, они очень быстро размножаются и жизнь их довольно коротка. Это значит, что, во-первых, эксперимент дёшево обойдётся, а во-вторых, можно будет увидеть результаты очень быстро.
Кэлхоун начал свою деятельность как зоолог, а продолжил как психолог и этолог. Он работал в Университете Джона Хопкинса. Его основной деятельностью было наблюдение за крысами, сначала в естественной среде (1947 — 1949 гг.), а затем в искусственно созданной (1958 — 1962 гг.) с целью исследования экологии грызунов.
Итак, Джон Кэлхоун на базе Американского национального института психического здоровья (NIMH), поставил впечатляющий эксперимент. Кэлхоун, провел аналогию социума мышей с человеческим обществом и на этом сходстве попытался предсказать будущее для всего человечества. Для этого ученый создал так называемый «рай» для белых мышей.
В лабораторных условиях, был выстроен квадратный загон 2х2 м., высотой — 1,5 м., откуда подопытные не сумели бы выбраться. В конструкции поддерживалась благоприятная температура, присутствовали в изобилии корм и вода, постоянно пополнялись материалы для строительства гнезд. В помещении поддерживалась комфортная температура, в колонии не было эпидемий и болезней – Кэлхоун использовал особый штамм лабораторных мышей с повышенным иммунитетом. Грызуны находились под беспрерывным контролем ветеринаров, которые отслеживали состояние их здоровья. Были предприняты все необходимые меры безопасности: исключалось присутствие хищников и распространение массовых инфекций. Загон очищали раз в неделю и поддерживали в постоянной чистоте. То есть, для мышей было создано идеальное жизнеобеспечивающее пространство.
Свой эксперимент доктор Кэлхоун назвал «Вселенная-25», а его результаты превзошли все ожидания. Успех был настолько велик, что с исследователем изъявил желание встретиться лично сам папа римский.
По предварительным подсчетам ученых, места в загоне должно было хватить на 3840 мышей, еды — на 9500 и воды — на 6144 особей, потребляющих одновременно. Однако, размер популяции мышей не достиг этого числа. Максимальная численность составила 2200 особей, после чего началось уменьшение популяции — вымирание; забежим наперед и отметим, что максимальная численность популяции во время опыта достигла уровня 2200 особей и после только сокращалась.
Когда для эксперимента было все подготовлено, в мышиный рай запустили 4 пары грызунов (в июле 1968 года).
С этого момента отсчитывается стадия А — период освоения, рождение первого потомства. Через 55 дней мышиные семьи начали давать потомство. С момента усиленного размножения началась фаза — В. Каждые следующие 55 дней, численность грызунов удваивалась. Уже через 315 дней скорость размножения уменьшилась, теперь количество популяции умножалась вдвое каждые 145 дней — фаза С. К этому моменту численность популяции составляла 600 особей, которые вели активную социальную жизнь и уже начали разделяться на иерархические группы.
1) Появилась каста «отверженных».
«Отверженные» - более слабые особи, которых сообщество мышей изгоняло в неудобную центральную часть загона. Все другие мыши проявляли к ним агрессию. Их отличали по выдранным клочкам шерсти, следам крови, обкусанным хвостам. Это были молодые мыши, по мнению Кэлхоуна, не нашедшие для себя места в иерархии, так как с увеличением продолжительности жизни пожилые мыши не освобождали места молодым сородичам. «Старички» нападали на молодых и побеждали их благодаря своему большому опыту, а молодые самцы психологически ломались. Они больше не защищали беременных самок, и те становились все более нервными.
2) «Феминистки», или одинокие самки — брошенные самцами, были вынуждены сами защищать детенышей, и в конце концов проявляли агрессию не только к другим самцам, но и к собственному потомству, а то и вовсе отказывались от размножения. Рождаемость в популяции упала, а смертность среди молодняка возросла до критического уровня.
В результате рождаемость упала, а смертность молодняка достигла высоких результатов. В фазу вступила стадия D — смерть мышиного рая. На этой стадии появилась новая категория мышей — «красивые».
3) «Красавчики», или «красивые» - молодые самцы, которые не проявляли интереса к размножению и социальной жизни. Они не дрались за территорию и самок, вели пассивный образ жизни – ели, спали и чистили шерстку.
Кэлхоун также писал, что среди отверженных самцов и самок было замечено гомосексуальное поведение. В то же время, «красивые» мыши вообще не делали попыток к взаимодействию. Также в мышином социуме, несмотря на изобилие пищи, процветал каннибализм.
В последнем поколении мышей большую часть молодых особей составили пассивные «красавчики» и одинокие агрессивные самки, не желающие размножаться. На последней стадии эксперимента средний возраст мыши составлял 776 дней, что на 200 дней больше границы репродуктивного возраста. Беременности сошли на нет, а молодых особей совсем не осталось, их смертность составила 100%.
В 1972 году, незадолго до конца эксперимента, Кэлхоун перенес несколько одиноких самок и «красавчиков» в отдельный загон, по сути, создав им идеальные условия для размножения, какие были в начале. Несмотря на улучшение условий, мыши не сделали ни одной попытки к размножению и впоследствии умерли естественной смертью. Последний обитатель «мышиного рая» умер на 1780 день эксперимента.
Мышиный социум самоуничтожился. Рай превратился в ад.
Эксперимент назвали «Вселенная-25», потому что это была 25 (последняя) попытка создать мышиный рай, результат которой был как все предыдущие.
Таким вот образом, на примере мышиного социума, ученому удалось отследить поведение «общества» в условиях сытой беспроблемной жизни. Выявить прямую связь с людьми не составит труда.
Сам Джон Кэлхун на бесчисленные вопросы о том как же так получилось, всегда отвечал: «Если ваш мир без проблем, то ваш мир без будущего».
Также исследователь разработал согласно результатов эксперимента теорию, которую он назвал «теория двух смертей». «Первая смерть» — это деградация естественных поведенческих паттернов: отказ от участия в социальной иерархии, от размножения, от защиты территории и потомства. После этой моральной смерти, неминуемо наступает вторая — физическая. Вымирает вся популяция.
Опыт Кэлхоуна и его выводы были очень тепло приняты консервативными католиками. В 1974 году он даже лично познакомился с Папой Римским. Однако сам ученый, как ни странно, не разделял этих консервативных взглядов. Он не соглашался с тем, что единственным выходом является ограничение воспроизводства человеческой популяции. Также он был очень огорчен тем, что его исследование стало материалом для спекуляций пессимистов, а не стимулом для развития и поисков выхода.
Кэлхоун говорил:
«Я не могу поверить, что появление на свет нового человека может нести остальным какую-то угрозу. Это позитивное событие. Ограничение рождаемости только ослабит нашу популяцию. Ее могут спасти только новые люди и новые идеи!»
Источники:
https://kulturologia.ru/blogs/050925/65358/
https://www.kp.ru/daily/26486.4/3355637/
https://psychosearch.ru/napravleniya/social/832-experiment-universe-25