Найти в Дзене

Интересные факты о «Щелкунчике»

С чем ассоциируется Новый год? С ароматом свежей хвои и мандаринов, со светящимися гирляндами в витринах и на окнах, с салатом оливье и брызгами шампанского, ну и конечно, с балетом «Щелкунчик»! Поставленный на музыку П.И. Чайковского, этот шедевр музыкально-хореографического искусства сегодня известен во всём мире. А вот историю его создания знают не все. Мы собрали самые интересные факты об этом балете. Нотный автограф Петра Чайковского, набросок партитуры балета «Щелкунчик». Правообладатель фото Президентская библиотека Факт 1. В 1990 году директор Императорских театров Иван Всеволожский решил заказать Чайковскому оперу и балет, которые можно было бы демонстрировать за один вечер. Решили, что сюжет для оперы композитор выберет сам, а вот тема балета будет предложена театром. В итоге для оперного спектакля Чайковский взял пьесу Генриха Герца «Дочь короля Рене» и написал «Иоланту». А для балета Всеволожский предложил сказку немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик

С чем ассоциируется Новый год? С ароматом свежей хвои и мандаринов, со светящимися гирляндами в витринах и на окнах, с салатом оливье и брызгами шампанского, ну и конечно, с балетом «Щелкунчик»!

Поставленный на музыку П.И. Чайковского, этот шедевр музыкально-хореографического искусства сегодня известен во всём мире. А вот историю его создания знают не все. Мы собрали самые интересные факты об этом балете.

Нотный автограф Петра Чайковского, набросок партитуры балета «Щелкунчик». Правообладатель фото Президентская библиотека
Нотный автограф Петра Чайковского, набросок партитуры балета «Щелкунчик». Правообладатель фото Президентская библиотека

Факт 1. В 1990 году директор Императорских театров Иван Всеволожский решил заказать Чайковскому оперу и балет, которые можно было бы демонстрировать за один вечер. Решили, что сюжет для оперы композитор выберет сам, а вот тема балета будет предложена театром. В итоге для оперного спектакля Чайковский взял пьесу Генриха Герца «Дочь короля Рене» и написал «Иоланту». А для балета Всеволожский предложил сказку немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Директор императорских театров, князь Иван Всеволожский
Директор императорских театров, князь Иван Всеволожский

Факт 2. В основу либретто «Щелкунчика» положена не оригинальная сказка Гофмана, а её интерпретация, созданная Александром Дюма-отцом, который переписал мрачную историю в более лёгком и оптимистичном ключе. Такой вариант, по мнению Всеволожского, лучше соответствовал требованиям балетного театра. Чайковский же, прочитав либретто, усомнился, что спектакль получится удачным, и даже хотел отказаться от работы. Но Всеволожский всё же сумел его переубедить, сказав, что в балете заинтересована царская семья.

 Французский писатель, драматург Александр Дюма-отец
Французский писатель, драматург Александр Дюма-отец

Факт 3. Всеволожский стал автором костюмов для первой постановки «Щелкунчика». Он не только рисовал эскизы, но и следил за реализацией проектов, подбирая материалы и фурнитуру. Именно благодаря ему пышные белые пачки, в которые были одеты танцовщицы «Вальса снежных хлопьев», стали классическим женским балетным костюмом.

Иван Всеволожский, эскизы костюмов к балету «Щелкунчик», 1892 г.                              Правообладатель фото Санкт-Петербургская Государственная Театральная библиотека
Иван Всеволожский, эскизы костюмов к балету «Щелкунчик», 1892 г. Правообладатель фото Санкт-Петербургская Государственная Театральная библиотека
Иван Всеволожский, эскизы костюмов к балету «Щелкунчик». 1892 г.                                 Правообладатель фото Санкт-Петербургская Государственная Театральная библиотека
Иван Всеволожский, эскизы костюмов к балету «Щелкунчик». 1892 г. Правообладатель фото Санкт-Петербургская Государственная Театральная библиотека
Сцена «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», 1892 г.                                        Правообладатель фото Мариинский театр
Сцена «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», 1892 г. Правообладатель фото Мариинский театр

Факт 4. Начав работать над хореографией спектакля и создав его концепцию, Мариус Петипа довольно скоро потерял к балету интерес. В итоге весь второй акт ставил балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов. Несмотря на то, что ему пришлось подстраиваться под чужое либретто, он сумел справиться с этой задачей. Знаменитый «Вальс цветов» и другие танцы в Конфитюренбурге до сих пор демонстрируются в его редакции.

Русский артист балета, балетмейстер и балетный педагог Лев Иванов
Русский артист балета, балетмейстер и балетный педагог Лев Иванов

Факт 5. С приходом советской власти оригинальная хореография «Щелкунчика» была утеряна, поэтому сегодня существуют разнообразные реконструкции балета. Например, в Большом театре ставится версия Юрия Григоровича. В Мариинском театре - вариант Василия Вайнонена. А в постановке Кремлевского балета используется либретто Петипа в редакции Андрея Петрова.

Факт 6. Изначально в партитуре фигурировали французские революционные песни. С их помощью Чайковский и Петипа хотели показать колорит Франции. Однако в царской России включить такую музыку в спектакль было совершенно невозможно, поэтому в балете остались лишь её отголоски. Любопытно, что в номерах, олицетворяющих другие страны и регионы, например, в индийском, китайском и арабском танцах, соответствующих фольклорных цитат нет. В основу арабского танца вообще положена грузинская колыбельная «Спи, фиалка».

Арабский танец. Артисты Королевского балета. ©ROH, 2018. Фото Аластера Мьюира
Арабский танец. Артисты Королевского балета. ©ROH, 2018. Фото Аластера Мьюира

Факт 7. В оригинальной сказке Гофмана главную героиню зовут Марихен. Дюма переименовал её в Клару, и под таким именем она вошла в балет. Лишь позже, в советское время, девочку начали называть по-русски Машей. На премьере в 1892 году партии детей исполняли юные артисты. В роли Клары выступила двенадцатилетняя воспитанница Театрального училища Станислава Белинская. Партию Щелкунчика танцевал семнадцатилетний Сергей Легат.

Щелкунчик -  Сергей Легат, Клара - Станислава Белинская
Щелкунчик - Сергей Легат, Клара - Станислава Белинская
-11

Факт 8. Вместе с премьерой «Щелкунчика» в России состоялась и премьера нового музыкального инструмента – челесты. Этот своеобразный клавишный металлофон Чайковский привёз из Франции в тайне от всех. Композитор опасался, что, услышав и оценив по достоинству необычное хрустальное звучание, Римский-Корсаков или Глазунов включат челесту в свои партитуры раньше него. Однако опасения были напрасны: именно в танце Феи Драже этот инструмент впервые прозвучал со сцены в России.

Челеста
Челеста

Факт 9. Трудно поверить, но балет «Щелкунчик» был холодно принят публикой. Критики и зрители посчитали сюжет слишком затянутым, а музыку - посредственной. Тем не менее спектакль оставался в репертуаре Мариинского театра ещё 30 лет.

Программа спектакля Мариинский театр, 1900 год
Программа спектакля Мариинский театр, 1900 год

Факт 10. Зарубежная премьера «Щелкунчика» состоялась в Лондоне в 1934 году. В 1967-м свою версию в Англии представил Рудольф Нуреев. Его постановка позже была показана в итальянском театре Ла Скала и Парижской опере. В 1954-м «Щелкунчик» в интерпретации Джорджа Баланчина появился в Нью-Йорке. А в 1976-м свою версию в США предложил Михаил Барышников.

«Щелкунчик» в интерпретации Джорджа Баланчина, 1954 год
«Щелкунчик» в интерпретации Джорджа Баланчина, 1954 год
«Щелкунчик» в постановке Григоровича, 1966 год
«Щелкунчик» в постановке Григоровича, 1966 год

Сегодня во многих музыкальных театрах сложился обычай демонстрировать балет «Щелкунчик» 31 декабря. Концертный зал «Москва» поддерживает эту традицию и приглашает вас на этот чудесный волшебный спектакль в канун Нового года!

Балет «Щелкунчик» С.Петербургский классический балет в КЗ Москва 31.12.2025 11:00:00 31.12.2025 15:00:00 купить билет