Ах, эти советские фильмы о первом романтичном чувстве между мальчиком и девочкой. Смотришь - и сердце сжимается: герои не бегают с улыбками до ушей, не устраивают романтические встречи под луной, а то и дело вздыхают, терзаются и вообще ведут себя так, будто влюбленность - это не праздник, а сплошные мучения.
Приведу конкретные примеры
...один грустнее другого.
"Вам и не снилось"
Рома и Катя влюблены, но взрослые видят в их чувствах "подростковую блажь". Итог? Препятствия, разлука, один шаг до фатальной трагедии (в книге и вовсе этот шаг сделан).
В фильме даже есть такая цитата: "Все влюбленные во все времена мучились… Такая уж у Господа традиция, замысел".
Печально!
Фильм про Клаву К.
Сергей любит Клаву с детского сада, а она… ну, она просто привыкла к его вниманию. Итог? Юношеский кризис, обида и мысли о самом страшном. Мораль: даже самая чистая любовь не гарантирует взаимности.
Как же больно смотреть за мучениями мальчика. Вот тебе и прелести первой влюбленности.
"А если это любовь"
Ксюша и Боря проводят время вместе, пишут друг другу трепетные письма с признаниями. Но тут на сцену выходит учительница - дама строгих правил и ещё более строгих взглядов на подростковую любовь. И вот уже вторая половина фильма превращается в наглядное пособие на тему "Как общественное мнение может превратить первую любовь в травлю".
Особенно красноречивы эпизоды, где Ксения, находясь рядом с Борисом, то и дело нервно озирается по сторонам. Любой смешок где‑то позади заставляет ее вздрагивать и искать источник насмешки. В финале Борис смотрит вслед уходящей девушке, оставляя их будущее неопределенным. Но ведь ясно - не может быть счастья в такой надломленной обстановке и, понятное дело, отношения затравленных молодых людей обречены.
Бедные детки!
"Валентин и Валентина"
Влюбленные студенты сталкиваются с родительским "нет". Взрослые уверены: они знают, как лучше. А чувства молодых - это "пройдет". Итог? Ревность, обиды, ссоры. И битва за право быть вместе, несмотря на мнение старших.
Жестоко!
"Дикая собака Динго"
Таня влюблена в горделивого Колю. Коля тоже влюблен в Таньку. Но она явно нравится и своему верному другу Фильке. И совершенно напрасно переживать за эту троицу - размышляя, какая пара в итоге сложится. В финале все они распрощаются и разъедутся по разным городам - никто не будет вместе.
Я лично была очень разочарована таким финалом.
"Шестнадцатая весна"
Славка бросает школу, чтобы быть ближе к Наташе, а она… старше его, да еще и влюблена в другого. Итог? Разочарование, переезд, но и новый взгляд на жизнь. Мораль: первая любовь не оправдывает ожидания, становится "пинком" к взрослению.
Грустно!
"Шла собака по роялю"
Таня мечтает о романтичном летчике, но она ему не нужна. А рядом - простой приземленный тракторист Миша, Итог? Конфликт сказочных фантазий и суровой реальности - и побеждает последнее, о мечтах приходится забыть.
Несправедливо, но жизненно!
"Школьный вальс"
Фильм о влюбленность, напрочь лишенный романтики. Тут первая влюбленность сначала окрыляет, а потом норовит подставить подножку, оставив девочку разбираться с последствиями мальчишеской безответственности в гордом одиночестве.
Жестоко!
"Все наоборот"
Киноистория о первой любви двух московских десятиклассников, Андрея и Наташи, которые, влюбившись, решают немедленно пожениться и съехать от родителей. Но совместное счастье длится пару деньков, а потом молодые сталкиваются с бытовыми проблемами и собственными иллюзиями. Фильм словно учит юных зрителей - нужно стать взрослыми, а потом уже искать себе пару.
Как-то это слишком прагматично!
"Клетка для канарейки"
Олеся сбегает из дома, чтобы встретить отца, а Виктор, из-за долгов, совершает кражу и скрывается. И вот в такой сложной ситуации молодые люди встречаются и влюбляются. Им сложно, они в кризисе. Но возникшая любовь вовсе не спасает, не дарит им надежды. Олеся узнает правду и возвращается с матерью, а Виктор впадает в отчаяние и сам идет сдаваться милиции. героям до самого финала плохо, в конце, пожалуй, им даже хуже чем в начале.
И никакая любовь не сумела спасти. Вот такая безнадега!
Зачем же нужна была такая суровость в кино
"И жили они долго и счастливы" в наших фильмах о первой любви встречается разве что в сказках и нереалистичных легеньких комедиях. Если ж речь идет о достоверной истории, то влюбленные в ней страдают до самого финала, а потом расстаются (хотя это не всегда показано прямо).
Знаю-знаю, смотреть историю без острой проблемы в основе - не интересно. Допустим, будет у мальчика и девочки все хорошо от начала до конца - зритель от такой приторности заскучает. Но в тоже время это не объясняет почему в советском кино юным влюбленным не дают право на последующее совместное счастье - ну переживали бы они весь фильм трудности, но в конце концов все б у них наладилось... Но нет же, советского кино такого не допускает.
Почему? У меня есть несколько версий!
Плохой пример. Предположу, что советские киноделы были одурманены силой "Ромео и Джульетты" и желали повторить успех классики. Вот и также мучали юных героев своих фильмов, даря им вместо счастливого финала полный крах, выдавливающий у чувствительных зрителей литры слез.
Социальные нормы. Допускаю, что в СССР тема подростковой любви часто воспринималась настороженно: "рано", "несерьезно", "надо учиться". Боялись показать первую влюбленность слишком радужной, чтоб молодому зрителю не повадно было.
Эстетика недосказанности. Советские режиссеры любили полутона: взгляд, пауза, молчание часто значили больше, чем слова. Отсюда - ощущение грусти, даже если финал условно счастливый (как в "Вам и не снилось" - герои вроде на последних секундах вместе сидят, обнимаются, а все равно не верится в их безоблачное будущее)
Моя дырявая память. Возможно, это я припомнила лишь фильмы про первую влюбленность, где все заканчивается для героев не лучшим образом. Может, я позабыла фильмы, где у мальчика и девочки все сложилось чудесно и прекрасно? Буду благодарна, если вы напомните мне такие романтичные кинопримеры о первой любви - с удовольствием признаю свою ошибку!