Мой эпиграф
"Внучку вольных казаков понесло на лихом вороном коне, да с попутным ветерком в наши степи русские, где душа поёт, заливается.
А упав на землю-матушку, и зарыв лицо в траву-муравушку, -надышаться нету сил этой свежестью, из груди рвётся сердце птицею и объять желает необъятное."
Что я хотела этим сказать? Тянет меня к нашему отечественному, не смогла я долго ходить с мыслями о современных реалиях показанных
в "Черном зеркале" (забугорья) и перенеслась в красно-белые наши времена.
Вспоминая детство, никак не могу внять, откуда мы детсадовские знали тогда множество анекдотов что-то типа этого:
и старались перещеголять друг друга в рассказах. Явно не из журналов "Мурзилка" и "Весёлые картинки" 🤔 , родители (мои) тоже "отметаются" т.к дома у нас никогда не травили ни баек, ни анекдотов.
Так вот сегодня на повестке фильм
"Чапаев" 1934г.
! Небольшая ремарка (в данном кратком обзоре Вы не увидите полного разбора фильма, описания главных героев (Петьки и Анки, а также "белого" генерала Каппеля их характеров, реальных фактов жизни и смерти Чапаева- это лишь краткая заметка не претендующая на оценку и критику, но имеющая место личных изливаний)
Целенаправленно фильм не искала , попался в рекомендациях. Ну я и включила, стала смотреть.
И наперед скажу:- фильм я оценила. Достойный, увлекательный, художественный, не претендует на истину первой инстанции , но смотрится очень достоверно.
Сценарий,основанный на книге комиссара Дмитрия Фурманова (который и сам является персонажем), формально повествует об одном из эпизодов борьбы 25-й стрелковой дивизии Чапаева с белыми на Урале в 1919 году. Однако суть фильма не в исторической хронике, а в создании архетипа.
Василий Чапаев (Борис Бабочкин) — это гениальное перевоплощение. Его Чапаев — не идеализированный памятник, а живой, харизматичный, стихийный, порой грубоватый и малообразованный человек из народа.
-Чапаев: - ранен?
-ранен Василий Иванович.
-Чапаев:- ну и дурак!
-Чапаев: -ты есть комбриг один, мой боевой заместитель и подставляешь свой лоб всякой дурацкой пуле, не имеешь права!
-так, так-ить пуля то, Василий Иваныч, пуля она ведь не разбирает кто комбриг, а кто ...
-Чапаев: - пуля-то не разбирает, а ты сам разбираться должен.
Голова то есть на плечах?
Он стратег от интуиции, а не от академий. Его знаменитые сцены — «Мысленная атака» (объяснение тактики с помощью картошки)
и «Атака психологическая» (легендарная сцена с тачанкой) на фоне рядов красноармейцев
— показывают не столько военного гения, сколько лидера, понимающего душу своего крестьянского войска. В его образе есть трагическое одиночество (сцена «Куда же деваться?.. Воевать буду!» в темноте) и даже обреченность.
Режиссура и новаторство:
От немого кино к звуковой эпике
Братья Васильевы, прошедшие школу монтажного кино, создали визуально насыщенную ленту.
· Батальные сцены сняты с невероятным для того времени размахом и динамикой.
Атака «каппелевцев» в психологических атаках — это чистой воды экспрессионизм: безликая, почти сверхъестественная сила, надвигающаяся стеной.
· Работа со звуком была прорывной. Звук не просто сопровождает картинку, он работает на драматургию: гул, нарастающий топот «психической» атаки, тишина перед боем. Легендарная песня «Черный ворон» становится лейтмотивом обреченности и главным музыкальным символом фильма.
· Монтаж точен и выразителен. Контраст между мирными, почти идиллическими сценами в избах и адом войны создает мощное эмоциональное напряжение.
Недостатки и спорные моменты
· Упрощенная картина Гражданской войны: Это взгляд строго с одной стороны. Сложность, многогранность и братоубийственная трагедия войны сводятся к ясной схеме «народные герои и его офицеры-угнетатели».
· Романтизация насилия: Война показана как героическое, почти спортивное состязание, где есть «наши» храбрецы и «их» достойные враги. Реальная жестокость и ужас братоубийственной бойни остаются за кадром.
· Культ личности в зародыше: Хотя Чапаев показан со слабостями, общая тональность ведет к созданию образа непогрешимого народного вождя, что полностью соответствовало духу наступающей сталинской эпохи.
Почему этот фильм стоит посмотреть?
«Чапаев» — это ключевой культурный артефакт XX века. Его ценность давно вышла за рамки политической агитации.
· Как великое кино: Это блестяще сделанный, динамичный, эмоционально заряженный фильм с выдающимися актерскими работами (особенно Бабочкина и Певцова).
· Как урок мифотворчества: На его примере видно, как из исторического персонажа и реальных событий создается мощный, живучий национальный миф.
· Как историческое свидетельство: Фильм красноречиво показывает, как сталинское общество хотело видеть свою революционную историю: героической, ясной и ведущей к неизбежной победе, несмотря на жертвы.
Ну и в завершение вставлю слова из фильма, которые будут актуальны во все времена.
-Белые пришли -грабют, Красные пришли -грабют. Ну куды крестьянину податься?
!!! Отличный фильм. «И всю хандру, как рукой, сняло».
!!! А Вы смотрели, помните фильм "Чапаев"?
!!! Спасибо, что дочитали до конца, буду рада обсудить с Вами.