Найти в Дзене
Внутри антиутопии

«Живые люди» Яны Вагнер: на острове отчаяния и предательства

Погружение в мир «Вонгозера» оказалось настолько глубоким, что я, едва закончив первую книгу, сразу же начала слушать её продолжение — роман «Живые люди». И если первая часть была историей бегства, дорогой к спасению, то во второй, казалось бы, люди должны наладить быт и ждать, когда эпидемиологическая ситуация нормализуется. Однако на деле всё оказывается гораздо сложнее. Голод, теснота и апатия Ожидаемое спасение — уединенный остров на легендарном озере — оборачивается психологической ловушкой. Одиннадцать человек, переживших невыносимый ужас бегства от вируса, теперь заперты в тесной избушке, где каждое слово, каждый сантиметр пространства и каждая крошка еды становятся причиной для раздражения. В этих условиях за счастье — просто побыть наедине с собственными мыслями. Места нет, припасы тают с пугающей скоростью, а до весны, кажется, не дожить. Яна Вагнер показывает, как под гнётом голода, холода и абсолютной безысходности распадаются не только быт, но и тонкие нити человеческих о
Оглавление

Погружение в мир «Вонгозера» оказалось настолько глубоким, что я, едва закончив первую книгу, сразу же начала слушать её продолжение — роман «Живые люди». И если первая часть была историей бегства, дорогой к спасению, то во второй, казалось бы, люди должны наладить быт и ждать, когда эпидемиологическая ситуация нормализуется. Однако на деле всё оказывается гораздо сложнее.

Голод, теснота и апатия

Ожидаемое спасение — уединенный остров на легендарном озере — оборачивается психологической ловушкой. Одиннадцать человек, переживших невыносимый ужас бегства от вируса, теперь заперты в тесной избушке, где каждое слово, каждый сантиметр пространства и каждая крошка еды становятся причиной для раздражения. В этих условиях за счастье — просто побыть наедине с собственными мыслями. Места нет, припасы тают с пугающей скоростью, а до весны, кажется, не дожить. Яна Вагнер показывает, как под гнётом голода, холода и абсолютной безысходности распадаются не только быт, но и тонкие нити человеческих отношений.

Главная героиня, Аня, медленно тонет в трясине апатии и бессилия. Её муж Сергей, взваливший на себя бремя добытчика, настолько поглощен вопросами физического выживания своей общины, что постепенно перестает замечать проблемы жены. Их связь, и без того надломленная обстоятельствами, даёт всё более глубокие трещины.

Серёга на Вонгозере: ожидание и реальность
Серёга на Вонгозере: ожидание и реальность

Незванные гости и крушение отношений

И в эту хрупкую, накалённую до предела атмосферу врывается новая угроза. На берегу появляются трое мужчин, чей вид не сулит ничего хорошего. И роман смещается из жанра драмы в психологический триллер. Опасность здесь исходит от людей, а потому она особенно непредсказуема и страшна. Чувство тревоги нарастает с каждой главой, а предостережения звучат как глас вопиющего в пустыне, потому что для Серёжи голод — это реальная угроза, а соседские мужики с виду кажутся вполне мирными. И тут сложно его в чём-то обвинять — он делал для семьи, что мог. Но тем не менее, предательство свершилось: в виде недогляда, выбора пути наименьшего сопротивления, молчаливого одобрения чужих правил ради иллюзии спокойствия.

История Ани и Сергея становится пронзительным исследованием того, как любовь и доверие рассыпаются в прах под тяжестью тысячи мелких уступок и несказанных слов. Действия Сергея (а чаще — его бездействие) вызывают целую гамму противоречивых чувств: лично я пыталась понять его, но всё-таки его предательство по отношению к жене сильно меня разочаровало.

В первой части Ира, бывшая жена Серёжи, сказала Ане, что он ушёл от неё только потому что она перестала с ним делить постель из-за рождения ребёнка. Честно, я поначалу не поверила. Это казалось, просто слова, чтобы задеть Аню. Но в этой части я поняла, что она сказала абсолютную правду.

-3

Женская солидарность бывает (хотя бы в книгах)

На фоне этого всеобщего распада особенно удивляет тема женской солидарности. В мире, где, казалось бы, каждый должен бороться только за себя, способность женщин услышать, посочувствовать и поддержать друг друга становится не просто добрым жестом, а настоящим актом сопротивления хаосу. Финал книги, выстроенный на этой хрупкой, но прочной связи, оставляет после себя не чувство безнадежности, а горькое, выстраданное понимание. Это катарсис, добытый ценой огромных потерь.

«Живые люди» — это уже не антиутопия в ее классическом понимании. Это чистый, беспримесный постапокалипсис, где главный сюжет — не борьба с внешней угрозой, а битва человеческой психики с неподъёмной тяжестью нового мира. Роман безжалостен: мы теряем героев, к которым успели прикипеть душой в первой части. Эти потери не громкие и не героические — они тихие, бытовые, и оттого ранят ещё сильнее, напоминая, что цена выживания может оказаться непомерной.

Я слушала эту книгу, не в силах оторваться. Она не развлекает, а держит в напряжении и заставляет проживать каждый момент вместе с героями, ощущать их холод, страх и отчаяние. Это тяжёлое, умное и невероятно важное чтение. Рекомендую книгу «Живые люди» тем, кто готов к серьёзному разговору о том, что происходит с человеком, когда стирается налёт цивилизации.

Ну как, будете читать?

Я двигаюсь по своему списку из 100 антиутопий. Если вы любите читать и обсуждать прочитанное, приглашаю вас подписаться на мой канал. Меня зовут Екатерина: я автор, редактор, читатель. Здесь мы вместе разбираем фильмы и книги, которые помогают увидеть реальность чуть глубже.

Группа ВКонтакте (тут больше личного)

Мой свеженький ТГ-канал (тут больше новостей)