Покупатели жалуются на тухлое мясо, бардак в залах и хамство персонала в сети «Лента», и команда «Гид 78. Супермаркеты» отправилась проверить, так ли это. В трёх магазинах наши эксперты нашли «снежные» морозилки, гнилые овощи, неисправные витрины, странное мясо с разными датами и нарушения, которые могут быть опасны. Что из этого — случайность, а что система? Ответ — в материале.
«Лента»: главное о компании
Сегодня «Лента» остаётся крупнейшей сетью гипермаркетов в России. Компания развивает несколько форматов торговли: гипермаркеты, супермаркеты, магазины «у дома» и дрогери. Покупатели могут совершать покупки как офлайн, так и онлайн.
Основанная в 1993 году в Санкт-Петербурге, компания к 30 июня 2025 года управляла 268 гипермаркетами, 353 супермаркетами, 3400 магазинами у дома и 1798 магазинами формата дрогери. Суммарная торговая площадь сети составляет около 2,8 млн «квадратов», магазины работают более чем в 650 населённых пунктах. Также «Лента» располагает 25 распределительными центрами по всей России.
Проверка в Петербурге начинается
Во время поверки сети «Семишагофф» один из покупателей пожаловался на «Ленту», рассказав, что там продают тухлое мясо. Команда «Гид 78. Супермаркеты» не могла пройти мимо. Тайный покупатель не нашёл просроченное мясо, а вот колбасу с истёкшим сроком годности — да. Что же происходит в этих магазинах? Проверка прошла по следующим адресам:
- Финляндский проспект, 4;
- Чкаловский проспект, 50;
- Социалистическая улица, 21.
Оценить условия в этих магазинах с точки зрения соблюдения законов и безопасности для покупателей ведущему Александру Гаврилову помогли эксперты: юрист Юлия Лапина, социолог Юлия Байер и маркетолог Елена Карлышева.
Отзывы о магазинах «Лента»
Общий рейтинг сети в интернете разнится. Например, на irecommend.ru он составляет 3,2 балла, на zoon.ru — 3,0 балла, а на «Яндексе» — более 4,6 балла. Всё зависит от места, города, времени и сотрудников. Например, магазин на Финляндском проспекте хвалят, но при этом покупатели указывают и на минусы.
«Купили куриные полуфабрикаты. Сроки годности не прошли, ещё 4 дня. Открыли дома упаковку. Запах просрочки».
У супермаркета на Чкаловском проспекте неплохой рейтинг. Множество положительных отзывов. Однако, если верить словам покупателя, после смены персонала всё изменилось в худшую сторону.
«Был нормальный магазин, но из-за сотрудников, которые поменялись, стал не магазин, а сброс отходов».
В магазине на Социалистической улице многие жалуются на небольшой ассортимент, а также хамство персонала.
«Прошу обратить внимание на персонал, была сегодня, обращение с покупателями абсолютно хамское».
Условия в магазинах «Лента»: сломанные холодильники, коробки и тележки повсюду и одни щипцы на всю выпечку
В первом магазине есть небольшой уголок, где можно перекусить и выпить кофе. Здесь даже стоит микроволновая печь для разогревания еды, однако нет никаких указаний о том, как пользоваться техникой.
При этом холодильники со снежным наростом. Огромный слой снега и льда во всех камерах. По словам ведущего, также не везде были лопатки.
Под стеллажами в отделе овощей и фруктов нашлось яблоко и виноград. Конечно, всё это должны убирать. Тем более что там и без того было грязно.
Ещё одна частая проблема в магазинах — захламлённость торговых залов. Товары стоят посреди помещения в упаковках, мешая проходу. При этом пространство супермаркета используются на максимум: коробки здесь находятся даже на холодильниках.
Коробки на погрузчике, как предположил ведущий, привезли недавно. В зоне выпечки контейнеры для хранения закрыты дверцами — это хорошо, но вот щипцы почему-то одни на всё. В итоге человек с аллергией может случайно «подцепить» вместе булочкой аллерген.
— Нет перчаток, — удивляется ведущий.
Во втором и третьем магазинах щипцов тоже было меньше, чем нужно. Кроме того, витрины были грязные и пыльные.
Табачные изделия, хоть и находились в специальном шкафчике, но были не закрыты шторкой. Впрочем, сотрудник тут же поспешил исправить нарушение.
Во втором магазине холодильник, в котором хранилось мясо, был неисправен. Техника находилась в режиме дефростации, то есть разморозки. Данная процедура важна, но должна проходить планово, а продукцию при этом должны были переместить в другое место.
— Вероятно, мясо, которому осталось лежать два часа, уже негодно к употреблению, потому что оно неправильно хранилось.
Похожая ситуация сложилась и с готовой курицей, которую нужно в идеале хранить при +4 градусах, но в витрине шёл постоянный подогрев. При этом за стойкой курица лежала просто на столе. Также почему-то внизу хранились бутылки с водой.
Позже сотрудница объяснила, что это специальная тепловая витрина для гриль-курицы, где поддерживается температура +50 градусов. Там изделия хранятся шесть часов, а потом списываются.
— Если её не купили, то мы её списываем, — рассказала работница.
Индикаторы в холодильнике с молочной продукцией показывали разную информацию о температуре. Вероятно, техника тоже сломана.
В последнем супермаркете тележки и коробки с товарами тоже стояли повсюду. Подойти к полке с крупами было просто невозможно. Всё это перекрывало и закрывало проходы.
Ассортимент и качество товаров: подгнившие овощи и фрукты, еда без маркировок и мясная просрочка
Просрочка — обычное дело для большинства супермаркетов. К сожалению, «Лента» — не исключение. В первом магазине ведущий сразу же наткнулся на тухлый перец, во втором — на грейпфрут. Насекомые же облюбовали виноград.
По словам ведущего, нарушено здесь и товарное соседство. Отдел с овощами и фруктами находится слишком близко с открытыми сухофруктами.
«Лента» славится своими скидками по карте лояльности, чем и пользуются маркетологи. Покупателям нужно быть внимательными при выборе товаров, так как ценник здесь строится следующий образом: крупно указана цена по карте, мелко — без неё.
— В голову закладывается: помни, что если ты постоянный покупатель, у тебя есть карта, то цена товара практически в два раза дешевле, — прокомментировала маркетолог Елена Карлышева.
Хлебобулочные изделия без упаковки, как сказано в объявлении, были изготовлены сегодня.
Во втором магазине Александр Гаврилов обнаружил странное мясо: из информации на этикетке совершенно не понятно, где дата упаковки, изготовления.
При этом все маркировки были с разным числом. Говядина — на грани срока годности: оставалось всего пара часов до того момента, как её нельзя будет есть. Однако по закону мясо всё ещё может лежать на прилавке, добавил журналист.
— Покупатель должен легко и свободно видеть всю информацию, которая находится на этикетке, — объяснила маркетолог.
В морозильнике с блинчиками и другими товарами на разновес не было маркировок. Снова для того, чтобы узнать информацию, нужно обращаться за помощью к сотруднику.
— Информация должна быть представлена рядом с продукцией, — напоминают эксперты.
При этом на маркировках кондитерских изделий нет указания точного времени изготовления. Это нарушение. В третьем магазине ценника не было на арбузах.
Персонал и соблюдение прав потребителя: нежелание говорить с покупателями и перекладывание ответственности
Во втором магазине по просьбе ведущего сотрудница предоставила ветеринарную справку на мясо. Это хорошо, потому что в сети «Верный» создателям программы отказали. О проверке этого супермаркета — в нашем материале.
Все замечания в первых двух магазинах «Лента» выслушали и пообещали исправить. В третьем же супермаркете сотрудница максимально избегала диалога с командой Гид78.
— Боятся ответственности, вступать в диалог. Моя хата с краю, это не мой функционал, позовите администратора, — прокомментировала поведение сотрудницы торговой точки социолог Юлия Байер.
В итоге тележки с товарами, мешающие проходу, убирали перед съёмочной группой. Ценники на товары тоже появлялись лишь после замечания.
Продуктовая корзина
Ведущий Александр Гаврилов собрал продуктовую корзину с любимыми товарами, чтобы узнать, где закупаться выгоднее. В корзину вошли яблоки, томаты, хлеб «Столовый», греча, молоко и курица. В магазине «Лента» этот набор потянул на 672 рублей 99 копеек, а с картой лояльности — 594 рубля 92 копейки.
Итоги проверки магазинов «Лента»
Плюсы магазина
- Расположение магазинов;
- Выгодные акции и приемлемые цены, если у вас есть карта лояльности;
- В магазинах, в целом, чисто;
- В первых двух точках сотрудники были вежливые.
Минусы магазина
- Яблоки и виноград под стеллажами;
- Грязь в отделе с выпечкой;
- Продавец не захотел разговаривать с нами, чтобы решить проблемы;
- Были гнилые фрукты и овощи;
- Неправильный температурный режим хранения мясной продукции;
- Неправильное хранение курицы-гриль;
- Ржавые стеллажи и снежный нарост в морозилке;
- Нет сроков годности на выпечку в открытом доступе, также нет щипцов и перчаток;
- Отсутствие времени упаковки на кондитерских изделиях;
- Нет ценников на торты;
- Хранение товаров повсюду;
- Отсутствие лопаток и маркировки на замороженной продукции;
- Открытый бокс с табаком;
Чтобы облегчить сравнение торговых сетей между собой, команда программы «Гид 78. Супермаркеты» разработала систему оценки по пяти критериям: чистота, клиентоориентированность, качество товаров, техническое оснащение и соблюдение прав потребителя. Оценка производится по шкале от нуля до десяти. Результаты магазина «Лента»:
Общая сумма составила 35 баллов из 50 возможных.
В итоге «Лента» в нашем рейтинге теперь занимает первое место, на второй позиции — «Магнит», дальше идёт «Пятёрочка», четвёртое место — «Дикси», пятое — «Верный», шестое — «Фасоль», седьмое — «Народный» и восьмое — «Семишагофф».