16 июля 1054 года кардинал Гумберт вошел в собор Святой Софии в Константинополе прямо во время службы, прошагал к алтарю и швырнул на престол буллу(Папское послание) об отлучении патриарха Михаила Керуллария. Патриарх через неделю отплатил той же монетой, отлучил папских легатов и сжег буллу на площади перед толпой ликующих горожан. Формально они спорили о том, исходит ли Святой Дух от Отца и Сына или только от Отца, на латыни разница в словечке filioque (и от Сына). Но за богословием, как водится, стояла банальная борьба за власть между Римом и Константинополем.
Что накопилось за 400 лет
Христианская церковь начала расползаться на Восток и Запад задолго до 1054 года, процесс пошел с V века после того, как Западная Римская империя приказала долго жить. Рим оказался в окружении варваров, папы превратились в политиков и искали дружбы с франками против лангобардов. Константинополь оставался столицей живой империи с императором, который считал себя главой и государства и церкви одновременно.
Что насчет языкового барьера, то он усугублял проблему до невозможности. На Западе говорили на латыни, на Востоке на греческом, из-за чего священники буквально не понимали друг друга. Богословские тексты переводились отвратительно, потому и смысл их искажался, споры возникали из-за того, что одни и те же слова значили разное. Римская церковь добавила в Символ веры filioque на Толедском соборе в 589 году, византийцы назвали это ересью и искажением решений Вселенских соборов.
Обрядовые различия множились веками и бесили простой народ больше, чем все богословие вместе взятое. Западные священники брили бороды и не женились, восточные носили бороды и могли жениться до рукоположения. Запад служил на пресном хлебе,а восток на квасном. Для обычных людей это было важнее всех споров о природе Святого Духа. Папа Лев IX требовал, чтобы греческие церкви в южной Италии перешли на латинский обряд, патриарх Михаил в ответ закрыл латинские церкви в Константинополе в 1053 году. Была объявлена неформальная война.
Как два упрямца довели дело до разрыва?
Папа Лев IX в 1054 году сидел в плену у норманнов в южной Италии, которые грабили его земли. Он отправил посольство в Константинополь с предложением союза против общего врага, но во главе делегации поставил кардинала Гумберта. Гумберт был человеком жестким, бескомпромиссным и с характером, как у бульдозера. Он прибыл с требованиями признать главенство папы над всей церковью и принять filioque, что для греков звучало примерно как предложение сдаться.
Патриарх Михаил Керулларий был не менее упрям, плюс мечтал возвысить константинопольскую кафедру до уровня равного Риму, а лучше выше. Император Константин IX Мономах хотел союза с папой против норманнов и давил на патриарха, требуя уступок ради политики. Михаил отказывался встречаться с легатами, игнорировал их послания, распространял письма о латинских ересях среди духовенства и простого народа.
Переговоры закончились через месяц, Гумберт терял терпение, а 19 апреля пришла новость о смерти папы Льва IX. Формально легаты теперь не имели никаких полномочий, потому что действовали от имени покойника. Но Гумберт решил действовать радикально и плевать на формальности. 16 июля он вошел в Святую Софию, положил на алтарь буллу об отлучении и покинул город, отряхнув пыль с ног по евангельскому обычаю. Театральный жест удался.
Что было в булле?
Документ обвинял Михаила Керуллария в куче ересей, некоторые из которых были просто смешными. Греков обвиняли в том, что они выбросили filioque из Символа веры, служат на квасном хлебе, разрешают священникам жениться, не бреют бороды. Самое оскорбительное обвинение гласило, что греки "как пневматомахи отсекают Святого Духа от Отца и Сына", то есть они еретики хуже ариан, которых церковь клеймила уже 700 лет.
Булла завершалась проклятием в духе лучших традиций: "Михаил, ложно именуемый патриархом, и все его сообщники да будут анафема маранафа с симонианами, валезианами, арианами и прочими еретиками, более того, с дьяволом и ангелами его". Маранафа по-арамейски означает призыв Христа для Страшного суда. Это было максимальное церковное проклятие из возможных.
Патриарх через неделю созвал собор из 20 митрополитов, составили ответную грамоту об отлучении папских легатов. Документ был аккуратнее, отлучали не папу и не весь Запад, а конкретно Гумберта и его двух спутников за оскорбление. Буллу публично сожгли на площади перед Святой Софией, толпа ликовала и проклинала латинян. Народ воспринял это как победу православия над западной ересью и повод для гулянки.
Почему никто сразу не заметил катастрофу?
Современники особого значения событиям июля 1054 года не придали, потому что отлучения и анафемы между церквями случались регулярно. Папа Николай I отлучал патриарха Фотия в 863 году, потом мирились, анафемы снимали. Казалось, что это очередной конфликт амбициозных иерархов, который уладится после их смерти.
Новый папа Виктор II, избранный в 1055 году, вообще не упомянул о разрыве с Константинополем. Император Константин IX продолжал считать себя другом римской церкви. Обычные священники продолжали служить как служили, простые христиане вообще ничего не заметили.
Но процесс стал необратимым после 1071 года, когда Альп-Арслан разгромил византийцев при Манзикерте. Византия запросила помощи у Запада, папа Урбан II в 1095 году объявил Крестовый поход.
Крестоносцы шли через Константинополь, грабили греческие города, латиняне и греки ненавидели друг друга как еретиков и врагов.
Когда раскол стал окончательным
В 1204 году крестоносцы взяли и разграбили Константинополь, убивали греков, насиловали монахинь, грабили церкви и продавали реликвии как сувениры. Для греков это было доказательством, что латиняне не христиане, а враги хуже турок. В Константинополе говорили, что лучше турецкая чалма, чем латинская тиара. В 1453 году Константинополь пал под ударами Мехмеда II, Византия перестала существовать.
7 декабря 1965 года папа Павел VI и патриарх Афинагор одновременно в Риме и Стамбуле зачитали декларации о снятии взаимных анафем 1054 года. Формально раскол преодолен, проклятия отменены. Но церкви остались разделенными, потому что за тысячу лет накопились новые различия, создали разные традиции, разное понимание христианства.
Раскол начался с одного слова filioque, но причины были глубже: борьба за власть между двумя центрами христианского мира, культурное отчуждение, языковой барьер, политические интересы. Гумберт и Михаил были упрямыми людьми в неправильное время, их конфликт стал катализатором процесса, который шел веками. Если бы не они, разрыв случился бы позже по другому поводу, потому что Рим и Константинополь двигались в противоположных направлениях уже 500 лет.
Я завёл телегу, потому что туда можно писать проще и злее. Пока там немного людей, но атмосфера нормальная. Если хочется читать историю без школьного налёта — заходи.