В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» автором существенно ослаблена любовная линия между Родионом Раскольниковым и Соней Мармеладовой. Их взаимоотношения строятся на идеологическом противостоянии. Поэтому в центре любовного сюжета оказывается сестра главного героя, Авдотья Раскольникова и трое мужчин: Лужин, Свидригайлов и Разумихин.
Дуня
Образ Дуни Раскольниковой занимает важное место в творчестве Достоевского. Писатель с опаской относился к ней, ощущая над собой некую силу, которую нельзя было объяснить. Эта женщина утверждала свою личность, оставаясь при этом чуждой эгоизма.
Дуня – это самостоятельная и сильная личность. Она сама зарабатывает на жизнь и принимает важные решения. В отличие от эмансипированных героинь XIX века, её характер определяется не только внешней самостоятельностью, но и внутренним достоинством. Дуня умна, красива и решительна, что привлекает к ней внимание мужчин. Её превосходство признают все, кто с ней знаком. Автор проводит Дуню через испытания, такие как нищета и унижение, но это не делает её мстительной или истеричной.
Хотя Свидригайлов, Лужин и Разумихин могут считаться соперниками, прямых столкновений между ними нет. Неприязнь Дуни к Свидригайлову проявляется ещё до начала основных событий, а её разрыв с Лужиным происходит быстро. Свидригайлов пытается завоевать её, но не вступает в конфликт с Разумихиным.
Свидригайлов
Свидригайлов очарован красотой Дуни. За время их совместного проживания в доме Марфы Петровны он узнал её характер и попытался манипулировать ею. Однако даже он, опытный знаток женщин, признаёт её уникальность. В отчаянии он думает о ней как о возможном спасении.
Отношения Свидригайлова и Дуни сложны и неоднозначны. Исследователи отмечают, что его чувства к ней не всегда ясны. С одной стороны, это может быть страсть, с другой – нечто более глубокое и чистое.
Свидригайлову 50 лет, он дважды был женат и имеет детей от первого брака. Он открыто признаётся Раскольникову, что он охотник до женщин. Однако его брак с Марфой Петровной был вынужденным, так как она спасла его из долговой тюрьмы. Между ними существовал своеобразный договор, который касался его увлечения другими женщинами.
Первая версия произошедшего между Дуней и Свидригайловым представлена матерью, Пульхерией Александровной. Она пишет Родиону, что Свидригайлов давно испытывал страсть к Дуне, но скрывал это под грубостью. В конце концов он сделал ей гнусное предложение, обещая награды и возможность уехать с ним.
Вторая версия представлена самим Свидригайловым. Он видит Дуню иначе, сравнивая её с раннехристианскими мученицами. По его мнению, она «намечтала» себе роль его спасительницы.
Обе версии не могут быть беспристрастными. Пульхерия Александровна не является непосредственным участником событий, однако она, конечно же выступает на стороне дочери. Свидригайлов тоже не может быть объективным. Более того, он преследует цель – своим рассказом вызвать у Раскольникова раздражение и негодование. Позже он применит ту же тактику в разговоре с Дуней, утверждая, что та поддалась его чарам и сама влюбилась в него.
Дуня категорически отрицает эти подозрения, хотя её реакция, по всей видимости, была не совсем равнодушной. Стремление «спасти» и «образумить» притупило её бдительность, а Свидригайлов, обладая значительным опытом, попытался втянуть Дуню в отношения, которые угрожали её чести и репутации. Свидригайлов был уверен, что Дуня не признаётся в своих чувствах из-за самолюбия и гордости. Однако Дуня недооценила своего противника, и её самоуверенность, помноженная на благородное желание «спасти мужчину от самого себя» и отсутствие опыта в отношениях, привела к опасной для неё ситуации. Свидригайлов поддался страсти и проявил недостаточное терпение, что быстро привело к разрыву: «Авдотье Романовне еще несколько раз и прежде (а один раз как-то особенно) ужасно не понравилось выражение глаз моих, верите вы этому? Одним словом, в них всё сильнее и неосторожнее вспыхивал некоторый огонь, который пугал ее и стал ей наконец ненавистен. Нечего рассказывать подробности, но мы разошлись. Тут я опять сглупил. Пустился грубейшим образом издеваться насчет всех этих пропаганд и обращений; Параша опять выступила на сцену, да и не она одна, – одним словом, начался содом».
Кроме того, Дуню могло отвратить от Свидригайлова чувство вины и косвенной причастности к убийству. Во время последнего свидания она намекнула, что знает об отравлении им своей жены. Свидригайлов же пытался сделать Дуню соучастницей преступления, чтобы манипулировать ею: «Если бы даже это была и правда, так из-за тебя же… все-таки ты же была бы причиной».
Свидригайлов также пытался использовать любовь Дуни к брату для манипуляции. Дуня любит своих близких, но её готовность к жертве имеет пределы, и она всегда отстаивает свою честь. Дуня не могла пассивно согласиться на унижающую её жертвенность, поэтому она выстрелила в Свидригайлова, хотя, по воле автора, не стала убийцей.
Лужин
Петр Петрович Лужин, жених Дуни Раскольниковой, руководствуется в своих действиях прагматизмом, самолюбием и стремлением к власти. Он мечтает о женщине, которая будет полностью зависеть от него. Лужин видит в Дуне не только потенциальную спутницу жизни, но и инструмент для укрепления своего положения в обществе и карьерного роста. Его привлекает её гордость, добродетельность и высокие моральные качества, что позволяет ему чувствовать себя сильнее и значимее.
Дуня вынуждена согласиться на брак с Лужиным, чтобы спасти свою семью от бедности. Она надеется, что сможет уважать своего мужа и найти в нём поддержку. Однако, осознав, что её чувства к Лужину не взаимны и что он не способен на уважение, Дуня разрывает помолвку. К тому же, после получения наследства от Марфы Петровны она обретает финансовую независимость и возможность выбора. В этот момент рядом с ней появляется Дмитрий Прокофьевич Разумихин, друг Раскольникова, который быстро завоёвывает доверие и уважение матери и сестры Раскольникова.
Разумихин
Сильная страсть Свидригайлова вызвала у Дуни отторжение. Чрезмерное чувство, которое она ощутила в Разумихине, также насторожило её: «С изумлением и почти даже с испугом встречала она сверкающие диким огнём взгляды друга своего брата, и только беспредельная доверенность, внушённая рассказами Настасьи об этом странном человеке, удержала её от покушения убежать от него и утащить за собой свою мать».
При первой встрече Разумихин был поражён красотой и внутренним достоинством Дуни. Он сразу оказался под её влиянием и не пытался этому сопротивляться. Однако и Разумихин не был безупречен. При знакомстве он выглядел как эксцентричный молодой человек, который «впрямь явился с какой-то попойки». Но его преданность Родиону и помощь Дуне и Пульхерии Александровне в Петербурге заслужили уважение девушки.
Разумихин был влюблён, но при этом очень самокритичен. Он осознавал свои недостатки и даже пытался их подчеркнуть: «И… и главное, он такой грубый, грязный, обращение у него трактирное; и… и, положим, он знает, что и он, ну хоть немного, да порядочный же человек… ну, так чем же тут гордиться, что порядочный человек? Всякий должен быть порядочный человек, да ещё почище, и… и всё-таки (он помнит это) были и за ним такие делишки… не то чтоб уж бесчестные, ну да однако ж! А какие помышления-то бывали! гм… и это всё поставить рядом с Авдотьей Романовной! Ну да, чёрт! А пусть! Ну и нарочно буду такой грязный, сальный, трактирный, и наплевать! Ещё больше буду!»
Разумихин проявлял интерес к противоположному полу и обладал глубоким пониманием женской психологии. В нём присутствовала чувственность, но без цинизма. Он рассказывал о своём романе с хозяйкой коморки, которую снимал Раскольников. Признаваясь в использовании мужского обаяния для решения проблем друга, он упрекал Родиона за неспособность правильно построить отношения с Прасковьей Павловной. Однако его окончательный выбор пал на гордую и решительную Дуню Раскольникову.
Разумихин был человеком деятельным и активным, его привлекал характер Дуни. Её выбор также был обоснован положительным отзывом Родиона о своём друге: «Он человек деловой, трудолюбивый, честный и способный сильно любить…» Важным аргументом для Дуни стала искренняя любовь Разумихина и его уважение к ней. Он предложил ей не только план совместной деятельности, но и, возможно, надеялся на партнёрский брак в будущем.
История Авдотьи Раскольниковой и Дмитрия Разумихина отражает идеи романа Чернышевского «Что делать?», но без иронии или пародии. Равенство в деловой сфере, предложенное Разумихиным, логично распространяется и на семейную жизнь. Хотя Достоевский не описал дальнейшую судьбу Дуни и Дмитрия, их отношения явно указывают на «новый» тип взаимоотношений.