Найти в Дзене

Сестра царя, царица акварели

Первый раз живопись Ольги Александровны, сестры Николая II я увидела в нашем салоне "Антиквариат на Николаевском", когда в продажу поступило несколько ее работ. Совместно с Новосибиским художественным музеем мы сделали выставку, посвященную 400-летию дома Романовых. Были представлены картины Ольги, вещи эпохи, и предметы, принадлежавшие ей лично. В интерьере салона сняли фильм о судьбе этой удивительной художницы, на мой взгляд получилось просто отлично. Смотрите фильм, читайте статью: 400-летие царского дома Романовых – тема, трогающая отнюдь не только души монархистов. Романовы – не просто фамилия династии. Это формула целой цивилизации – полной блистательных деталей и противоречий, одновременно монументальной и филигранной. Романовская эпоха – еще и огромное сообщество ныне забытых поэтов, прозаиков, художников и скульпторов. Тогда казалось, что яркость талантов этих людей гарантирует им долгую славу – блистательную и незыблемую как сама империя. Но ее век вдруг с грохотом слома

Первый раз живопись Ольги Александровны, сестры Николая II я увидела в нашем салоне "Антиквариат на Николаевском", когда в продажу поступило несколько ее работ. Совместно с Новосибиским художественным музеем мы сделали выставку, посвященную 400-летию дома Романовых. Были представлены картины Ольги, вещи эпохи, и предметы, принадлежавшие ей лично. В интерьере салона сняли фильм о судьбе этой удивительной художницы, на мой взгляд получилось просто отлично. Смотрите фильм, читайте статью:

400-летие царского дома Романовых – тема, трогающая отнюдь не только души монархистов. Романовы – не просто фамилия династии. Это формула целой цивилизации – полной блистательных деталей и противоречий, одновременно монументальной и филигранной.

Романовская эпоха – еще и огромное сообщество ныне забытых поэтов, прозаиков, художников и скульпторов. Тогда казалось, что яркость талантов этих людей гарантирует им долгую славу – блистательную и незыблемую как сама империя. Но ее век вдруг с грохотом сломался, и многие звездные имена затерялись в этих обломках.

Одна из таких «потерянных жемчужин» – Ольга Александровна Романова-Куликовская. В предреволюционной России она слыла царицей акварели, признанным мастером этой изящной и сложной живописной техники. Открытки с репродукциями акварелей Романовой-Куликовской были, пожалуй, в каждой российской семье, как и портреты её царственных родных.  К понятию «романовская эпоха» эта женщина имеет самое непосредственное отношение: она приходилась младшей сестрой Николаю II, последнему российскому императору, а потому публике 1900-х была известна ещё и как великая княгиня, любимая дочь Александра III.

Впрочем, статусом великой княгини Ольга Александровна всегда тяготилась. Её детские годы если и походили на жизнь дочери монарха, то это скорее была жизнь весёлой девочки-принцессы из какой-нибудь трогательной литературной сказки. Александр III был замечательным отцом, настоящим папой-мечтой. Он придумывал для детей увлекательные игры, с восторгом разделял их секреты и шалости, а на именины дарил вещи, реально ценные для любого нормального ребенка – иллюстрированные сборники сказок и энциклопедии, аквариумы и коньки, английские наборы-конструкторы, заводные игрушки, волшебные фонари, цветные карандаши и краски.

В случае Оли именно карандаши и краски стали судьбоносным подарком – маленькая княгиня рисовала упоенно. Пейзажи любимой Гатчины, цветы, братья, старшая сестра Ксения, товарищи по играм, домашние животные  – всё попадало в её рисованные дневники-альбомы. Постепенно из детской жажды «всё-всё-всё нарисовать» вызрел-вырос дар – бойкость кисти и точность взгляда оценили профессионалы. Художник-передвижник Кирилл Лемох, учивший рисованию всех царских детей, счёл способности подрастающей Ольги нерядовыми и представил свою высокородную ученицу коллегам – художникам, преподававшим в Академии Художеств. Ольга Романова стала вольнослушательницей Академии, ученицей Виноградова, Жуковского и Маковского. Позже ее наставником стал талантливый пейзажист Крыжицкий.

Акварели Ольги Романовой – не «прелестные картинки», а именно профессиональная, эстетически выверенная живопись. От живописца-акварелиста требуется точность в подборе тонов и исполнении линий, ведь ошибку в рисунке трудно перекрыть: краски легки и прозрачны, но при этом быстро впитываются в бумагу. Только уверенный и умелый художник может избрать акварель «родной и любимой» техникой. У Ольги Александровны роман с акварелью, бесспорно, сложился счастливо.

Продолжение читайте на насайте салона: https://raritet-nsk.ru/blog/sestra-carya-carica-akvareli

Главными героями творчества Ольги часто становились цветы, как на этой картине.
Главными героями творчества Ольги часто становились цветы, как на этой картине.