Найти в Дзене
Царское Село

Шедевры царскосельской коллекции – на выставке об Александре III в Гатчине

24 предмета из коллекции музея отправились в Гатчину, где начала работу выставка «Александр III и Чайковский. Царь и композитор». Экспозиция приурочена к двум датам 2025 года: 180-летию со дня рождения императора Александра III и 185-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Проект посвящен взаимоотношениям двух великих представителей своей эпохи, чьё влияние определило облик русской культуры второй половины XIX века. Наследник цесаревич Александр Александрович. Санкт-Петербург. До 1877 года. Неизвестный фотограф (с фотографии С. Л. Левицкого). Альбуминовый отпечаток. Из коллекции ГМЗ «Царское Село» Один из царскосельских экспонатов – бумажный кукольный театр. В состав комплекта входят декорации, сценарии и куклы к классическим германо-скандинавским эпосам и сказкам. Впервые настольные театры появились в Европе в начале XIX века. Из Германии красочные картонные коробки с уложенными в них пышно оформленными сценическими порталами, занавесами кулис, декорациями и прочим театральным

24 предмета из коллекции музея отправились в Гатчину, где начала работу выставка «Александр III и Чайковский. Царь и композитор». Экспозиция приурочена к двум датам 2025 года: 180-летию со дня рождения императора Александра III и 185-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Проект посвящен взаимоотношениям двух великих представителей своей эпохи, чьё влияние определило облик русской культуры второй половины XIX века.

Наследник цесаревич Александр Александрович. Санкт-Петербург. До 1877 года. Неизвестный фотограф (с фотографии С. Л. Левицкого). Альбуминовый отпечаток. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Наследник цесаревич Александр Александрович. Санкт-Петербург. До 1877 года. Неизвестный фотограф (с фотографии С. Л. Левицкого). Альбуминовый отпечаток. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Один из царскосельских экспонатов – бумажный кукольный театр. В состав комплекта входят декорации, сценарии и куклы к классическим германо-скандинавским эпосам и сказкам. Впервые настольные театры появились в Европе в начале XIX века. Из Германии красочные картонные коробки с уложенными в них пышно оформленными сценическими порталами, занавесами кулис, декорациями и прочим театральным содержимым начали проникать на мировой, в том числе российский рынок.

Настольный кукольный театр. Германия, Майнц (?). Около 1890 года. Дерево, картон, бумага, ткань х/б, металл, проволока; хромолитография, цветная печать; тиснение золотистое. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Настольный кукольный театр. Германия, Майнц (?). Около 1890 года. Дерево, картон, бумага, ткань х/б, металл, проволока; хромолитография, цветная печать; тиснение золотистое. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Об увлечении театром в семье императора Александра III вспоминала его дочь, великая княгиня Ольга Александровна. Она так рассказывала о своём наставнике, швейцарце месье Тормейере:

«Он мог играть с нами в любую игру и делал для нас с Мишей из бумаги совершенно необыкновенные наряды, которые мы надевали, когда ставили комедию или «живые картины». Он также делал новые куклы для нашего кукольного театра и шил новые одежды для старых кукол, да так, что их было не узнать».

Ещё один предмет, связанный с театром, – программа спектакля, который состоялся 9 мая 1902 года в «высочайшем присутствии Его Императорского Величества» в Китайском театра в Александровском парке Царского Села. Спектакль состоял из двух отделений – второго акта балета «Конек-Горбунок» с декорациями Константина Коровина и второго акта балета «Лебединое озеро» в оформлении Александра Головина – и стал частью грандиозного празднования императорского сезона. Головин в своих воспоминаниях писал, что Китайский театр в Царском Селе во время последнего царствования редко служил для спектаклей, однако был одним из самых привлекательных маленьких театров. Уютный и стильный, расположенный в Александровском парке, он, по мнению художника, обладал особым очарованием.

Программа балета «Конёк-Горбунок» и балета «Лебединое озеро». Царское Село. 9 мая 1902 года. Россия, Москва, Товарищество А. А. Левенсона. Бумага верже; хромолитография. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Программа балета «Конёк-Горбунок» и балета «Лебединое озеро». Царское Село. 9 мая 1902 года. Россия, Москва, Товарищество А. А. Левенсона. Бумага верже; хромолитография. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Наш музей представил в Гатчине также фотографии великого князя Александра Александровича – будущего императора Александра III. Они выполнены в технике альбуминовой печати в популярном формате «карт-де-визит». С появлением этой техники и запуском фабричного производства альбуминовой бумаги в моду вошло коллекционирование фотографических портретов знаменитостей, в том числе представителей императорских фамилий.

Великий князь Александр Александрович со своей супругой великой княгиней Марией Федоровной. Санкт-Петербург. Около 1870 года. Альбуминовый отпечаток. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Великий князь Александр Александрович со своей супругой великой княгиней Марией Федоровной. Санкт-Петербург. Около 1870 года. Альбуминовый отпечаток. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Выставка в Гатчине работает до 12 апреля 2026 года.