Найти в Дзене
Русская Академия

Весь мир — театр, а люди в нём... массовка?

Я мир считаю тем лишь, что он есть. У каждого есть роль на этой сцене… (В. Шекспир - перевод И. Мандельштама) Образ мира и человеческой жизни как тетра или пьесы принято относить к Шекспиру, хотя корни этой фразы можно легко обнаружить ещё в античной традиции. Более того, древние греки (когда бы они ни жили, и кем бы ни были) считали, что в этом заключено чуть ли не главное предназначение человеческого рода – развлекать богов, устраивая для них представление. Хорошо выступаешь – боги помогут тебе, независимо от того положительный ты герой или отрицательный. Если же твоя игра скучна и однообразна, то лучше бы тебе не занимать много места на сцене и стать частью массовки, не привлекая к себе лишнего внимания. А ведь есть у спектакля ещё и жанр. И одно дело быть героем в лирической комедии и совсем другое – в военной драме! Исход пути таких героев очевидно будет разным… Выходит, что мало сказать «театр». Нужно еще и с форматом разобраться. Вообще, понятие театра очень архетипическое. У

Я мир считаю тем лишь, что он есть. У каждого есть роль на этой сцене… (В. Шекспир - перевод И. Мандельштама)

Образ мира и человеческой жизни как тетра или пьесы принято относить к Шекспиру, хотя корни этой фразы можно легко обнаружить ещё в античной традиции.

Более того, древние греки (когда бы они ни жили, и кем бы ни были) считали, что в этом заключено чуть ли не главное предназначение человеческого рода – развлекать богов, устраивая для них представление.

Хорошо выступаешь – боги помогут тебе, независимо от того положительный ты герой или отрицательный. Если же твоя игра скучна и однообразна, то лучше бы тебе не занимать много места на сцене и стать частью массовки, не привлекая к себе лишнего внимания.

А ведь есть у спектакля ещё и жанр. И одно дело быть героем в лирической комедии и совсем другое – в военной драме! Исход пути таких героев очевидно будет разным…

Выходит, что мало сказать «театр». Нужно еще и с форматом разобраться.

Вообще, понятие театра очень архетипическое. У каждого человека оно формирует какой-то свой образ. И, конечно, у разных народов тоже. Ведь, находясь на общей сцене, мы все вместе разыгрываем некое общее представление, появляясь на свет уже по ходу спектакля.

Так уж повелось, что на русской земле традиционно разыгрывается трагикомедия… То ли природа такому жанру благоволит, то ли душа русская, но так было, есть и, наверное, будет. И отсюда становится понятно, почему на первые роли у нас мало кто рвётся! Уж лучше массовка… там, как правило, трагедии всё же поменьше, а комедии побольше.

Вообще, конечно, героически погибнуть у нас тоже всегда было в почёте. Но самое страшное для русского менталитета – это «вырваться из народа» (из массовки), но до первого плана не долететь, зависнуть между. Поэтому героями у нас становятся обычно вынужденно, по сюжетной необходимости.

И в этом, кстати, отличие того же «западного» архетипа. Там напротив, с детства мечтают о главных ролях.

Но это всё про наш общий спектакль, коллективный. А есть же ещё и другой, который каждый из нас разыгрывает индивидуально, в своём собственном внутреннем мире. Такой приватный «квартирник», где и режиссёр, и актёры, и зрители – всё одно. И он совершенно не обязан соответствовать коллективному. Более того, тут мы вольны выбирать для себя любые роли и писать свой собственный сценарий!

И в отличие от общей сцены, где все роли хороши (ведь количество героев первого плана строго ограничено), и нельзя осуждать осознанное решение быть в массовке, в своём собственном спектакле не быть героем чаще всего означает то же, что и просто не быть…

- Артём Сорокин, наставник Русской Академии

Бесплатный гид по 12 архетипам: Как осознать свой глубинный сценарий, понять себя и прочитать других