Рассказ о реплике английского тяжелого танка Tank Mark IV, созданная для фильма War Horse и ныне находящегося в танковом музее Бовингтон
Несмотря на то, что в разных странах пытаются приписать себе первенство в создании танков, ни для кого не секрет, кто их реальный автор. Естественно, речь идет об англичанах. Придумать что-то мало, надо это еще реализовать, а также применить. И вот тут вопросов, кто создал танки, точно не возникает. Первые полноценные танки создали в Англии, причем под вполне определенную концепцию, которую впервые с успехом реализовали в сентябре 1916 года. Английский "сухопутный флот" открыл миру эру танков, став если не ультимативным средством против позиционной войны, то хотя бы частично ее решил.
Вплоть до появления Renault FT английские танки, имевшие характерную ромбовидную форму, были самыми массовыми в годы Первой мировой войны. Впрочем, вскоре после нее англичане постарались быстро избавиться от этих неуклюжих боевых машин. В результате ныне "ромбов" сохранилось совсем немного, а настоящих ходовых образцов осталось и вовсе два. Оба находятся в Бовингтоне, где стараются их не выкатывать, ибо ресурс совсем никакой. Поэтому обычно выезжает реплика английского тяжелого танка Tank Mark IV, созданная для фильма War Horse.
Созданные под руководством Уильяма Триттона и Уолтера Вильсона, первые английские танки оказались не только первопроходцами, но и образцами того, как надо делать новую технику. Концепция Little Willie, который больше напоминал бронированный трактор (на самом деле у него исходно была башня, которая, по разным причинам, не прижилась), прожила недолго. В декабре 1915 года на испытания вышел танк, известный как Mother (или Его Величества Наземный Корабль Многоножка). Это был первый полноценный танк, который задал общую концепцию.
Для преодоления траншей танку придали характерную ромбовидную форму, сильно вытянув вперед и назад ходовую часть. Вместо башни William Foster Co. использовала концепцию "огневого ежа", которая подразумевала установку вооружения по периметру танка. Считалось, что размещение большого числа огневых точек будет более эффективным с точки зрения противодействия вражеской пехоте. Часть вооружения оказалась вынесена в спонсоны.
Сама по себе концепция первых английских танков выглядела очень зрелой. Ибо англичане сразу продумывали ряд моментов, как эксплуатационных, так и тактических. С самого начала предполагалось, что действовать танки будут в больших количествах, ибо только так они имели возможность реально повлиять на ход сражения. Также сразу же продумывался вопрос транспортировки. Упомянутые выше спонсоны сделали съемными, дабы они вписывались в железнодорожный габарит.
Придумали англичане и название "Танк". Исходно это был Landship, то есть наземный корабль. Но в рамках секретности их именовали как "Водные цистерны для Месопотамии", уже позже название сократили до Tank. У нас, кстати, некоторое время танки именовали как "Лохань". Плюс одним из способов дезинформации стало нанесение надписей "Осторожно Петроград!" на Tank Mark I. Кстати, до Месопотамии (точнее, до Палестины) эти самые "цистерны" таки доехали. Причем как раз Tank Mark I, случилось это в 1917 году.
Исходный контракт подразумевал изготовление 50 Tank Mark I, основной объем выпуска пришелся на William Foster Co.. В общей сложности таких танков построили 150 штук, причем они разделились на две версии - самцы и самки. "Самцы" получили пушечно-пулеметное вооружение, а "самки" - чисто пулеметное. Определенный смысл в этом имелся, ибо основным противником виделась пехота. Впрочем, "Самцов"поначалу выпускалось больше, уже дальше их стали производить примерно поровну.
Развитие английских танков шло довольно быстро. Опытным путем выяснилось, что дополнительные колеса, которые использовались на Tank Mark I для облегчения поворотов, не нужны. На части танков их сняли, а дальше появилась промежуточная версия - Tank Mark II. Этих танков выпустили всего 50 штук (по 25 "самцов" и "самок"), столько же выпустили Tank Mark III. И если Tank Mark II всё же повоевали, "Тройки" использовались только для обучения экипажей.
По-настоящему массовым стал Tank Mark IV, чей выпуск начался в конце апреля 1917 года. При создании этого танка учитывался опыт использования танков предыдущих версий. Выяснилось, например, что толщина бортовой брони, составлявшей 6 мм, недостаточно, поэтому ее усилили до 12 мм. Использование пулеметов Vickers с водяным охлаждением признали неудачным, поскольку они получились громоздкими. Кроме того, выяснилось, что 6-фунтовые (57-мм) пушки имеют излишнюю длину ствола.
Боевая масса Tank Mark V составила те же 28,5 тонн, но сам по себе танк стал более удачным по конструкции. Например, спонсоны в транспортном положении утапливались внутрь корпуса, а не снимались, как это было на предыдущих версиях танк. Вместо громоздких пулеметов Vickers стали ставить ручные пулеметы Lewis, более компактные. Также переделали и основное вооружение "Самцов": пушки Hotchkiss стали выпускать с длиной ствола 23 калибра, этого хватало для поддержки пехоты. Противотанковая функция им пока не требовалась, ибо танки у немцев еще не появились.
На сей раз объемы выпуска оказались совсем иными, чем ранее. William Foster & Co. сдала всего 100 танков данного типа, а основной объем (820 штук) пришелся на Metropolitan Carriage Wagon & Finance Co. Это предприятие, принадлежавшее Vickers, с самого начала было в списке производителей танков. Но в случае с Mark IV это был его звёздный час. Всего же произвели 1220 танков данного типа - 420 "самцов", 595 "самок", плюс 205 танков снабжения (тендеров), не имевших вооружения.
Первые 72 танка данного типа прибыло в мае 1917 года на фронт, применили их в бою за Мессин в июне того же года. В сражении при Камбре, которое состоялось в ноябре 1917 года, использовалось 460 таких танков. Всё это сделало Tank Mark V самым используемым английским танком в годы Первой мировой войны. Их же англичане теряли больше всего, как раз Tank Mark IV стали первыми немецкими трофеями. Всего немцам удалось ввести в строй около 40 таких танков. Так что чужих танков у них было в разы больше, чем своих A7V.
Следует отметить, что в ходе выпуска Tank Mark IV постепенно дорабатывался, в частности, мощность мотора выросла до 125 лошадиных сил. Пулеметы Lewis перегревались, поэтому далее использовалась танковая версия пулемета Hotchkiss Portable. Но было понятно, что требуется более совершенный танк, с более мощным мотором, и управляемый одним человеком, а не четырьмя. Посему на свет появился Tank Mark V, самый совершенный английский танк в годы Первой мировой войны.
Сейчас известно 8 Tank Mark IV, доживших до наших дней. Из них на ходу только один - тот самый, что стоит в Бовингтоне. Этот танк, кстати, успел послужить еще и в годы Второй мировой войны. В 1940 году его включили в состав Home Guard, ибо танков не хватало. Ходовой он, впрочем, условно, поскольку ресурс у "ромбов" крайне низки, а управлять им - это натуральный цирковой номер. Дело в том, что танком управляло четверо - водитель, двое человек, которые управлялись бортовыми КПП, а также командир, который координировал их действия.
По этой причине не стоит удивляться, что на текущий момент построено уже 11 реплик Tank Mark V, из них 5 статичных и 6 ходовых. Основная масса ходовых реплик имеет схожие весовые характеристики (28-30 тонн), хотя бывают и более легкие образцы. Танк в Бовингтоне имеет массу около 15 тонн, в качестве базы использовался экскаватор. Создана была реплика силами Neil Corbould Special Effects Ltd специально для фильма War Horse. Сам фильм, вышедший в 2011 году, уже давно позабыт. А вот реплика, созданная в 2010 году, продолжает служить, уже во благо музейному делу.
Танк, к слову, сделан весьма убедительно, особенно когда немного поездит. Он получил характерные полозья на крыше, которые использовались для сброса фашин, а также для бревна самовытаскивания. По поводу маркировок, правда, советую не сильно смотреть. Он сделаны скорее по мотивам, причем B 56, близкий по системе - это Tank Mark V, из состава 2-го батальона, битва при Амьене, август 1918 года. Именно по фильму плюс-минус похоже, ибо там вторая битва при Сомме, это сентябрь 1918 года. Но это фильм, не стоит сильно придираться.
Ныне этот танк, на пару с другой репликой, A7V, является постоянным участником фестиваля Tankfest, который проводится в Бовингтоне. Как и оригинал, ездит машина неспешно, да и ей некуда торопиться. Данная реплика является отличным примером, когда кинореквизит становится вполне подходящим музейным экспонатом. И явно это не последняя такая реплика.