Найти в Дзене

Случайный Ренессанс: почему современная фотография невольно возвращается к эстетике великих мастеров | Подборка для вдохновения.

Время от времени в ленте появляются фотографии, которые словно «выбрались» из музея. Это могут быть случайные кадры с телефона, репортаж на улице, семейный снимок или мимолётный жест в общественном пространстве — но визуальное впечатление таково, будто перед нами фрагмент полотна Тициана, Боттичелли или Караваджо. Этот неожиданный эффект сегодня называют случайным ренессансом (accidental renaissance) — сравнительно молодым термином, который описывает современную фотографию, непреднамеренно обладающую качествами живописи эпохи Возрождения и раннего барокко. Гас и Эми из австралийской группы Amyl and The Sniffers. Автор Jamie Wdziekonski Мы с сыном попали в грозу. Автор CLWsucks Дистанционное обучение. Фотограф shhhhnotsoloud И хотя многие такие кадры создаются без художественного замысла, их ценность для фотографа огромна. Они напоминают: искусство не обязательно создаётся — иногда оно случается. Почему этот феномен возник именно сейчас С появлением смартфонов количество фотографий в ми
Оглавление

Время от времени в ленте появляются фотографии, которые словно «выбрались» из музея. Это могут быть случайные кадры с телефона, репортаж на улице, семейный снимок или мимолётный жест в общественном пространстве — но визуальное впечатление таково, будто перед нами фрагмент полотна Тициана, Боттичелли или Караваджо.

Этот неожиданный эффект сегодня называют случайным ренессансом (accidental renaissance) — сравнительно молодым термином, который описывает современную фотографию, непреднамеренно обладающую качествами живописи эпохи Возрождения и раннего барокко.

Гас и Эми из австралийской группы Amyl and The Sniffers. Автор Jamie Wdziekonski
Гас и Эми из австралийской группы Amyl and The Sniffers. Автор Jamie Wdziekonski
Мы с сыном попали в грозу. Автор CLWsucks
Мы с сыном попали в грозу. Автор CLWsucks
Дистанционное обучение. Фотограф shhhhnotsoloud
Дистанционное обучение. Фотограф shhhhnotsoloud

И хотя многие такие кадры создаются без художественного замысла, их ценность для фотографа огромна. Они напоминают: искусство не обязательно создаётся — иногда оно случается.

Почему этот феномен возник именно сейчас

С появлением смартфонов количество фотографий в мире стало колоссальным — каждый день делаются миллиарды снимков. Бóльшая часть из них исчезает бесследно, но среди этого визуального массива неизбежно возникают кадры, наделённые удивительной композицией, светом и драматургией, напоминающими старых мастеров.

Веснушчатый мальчик. Автор Miquel Llonch
Веснушчатый мальчик. Автор Miquel Llonch
Спящая девушка, похожая на мраморную статую. Автор reddorical
Спящая девушка, похожая на мраморную статую. Автор reddorical
Молодёжное климатическое движение в Париже
Молодёжное климатическое движение в Париже

Три фактора делают это возможным:

1. Распределённость визуального опыта

Мы живём в эпоху, когда даже люди далёкие от искусства ежедневно сталкиваются с его цитатами: в медиа, кино, рекламе. Мировые музеи оцифровали коллекции, визуальный язык Ренессанса стал частью повседневности. И фотография реагирует на это — подсознательно.

Спящая леди в розовом платье. Автор ungnomeone
Спящая леди в розовом платье. Автор ungnomeone
Досуг амишей. Автор westondeboer
Досуг амишей. Автор westondeboer

2. Цифровой свет = современный «падающий свет Караваджо»

Источники света в общественных местах — от витрин до экранов — формируют яркие контрасты, мягкие рефлексы, сложные тени. Это невольно воспроизводит ту же драматургию света и тени, которая была основой живописи XVI–XVII веков.

Семья в рисоводческой общине, Юаньян, Китай. Фотограф Fong Chan Onn
Семья в рисоводческой общине, Юаньян, Китай. Фотограф Fong Chan Onn
Задремавший студент. Автор ohwellthisisawkward
Задремавший студент. Автор ohwellthisisawkward
Старик говорит по телефону в Иерусалиме. Автор adinosaurinspace
Старик говорит по телефону в Иерусалиме. Автор adinosaurinspace

3. Группы людей — как современные «сцены»

Автобус, очередь, спортзал, супермаркет — всё это создаёт многофигурные композиции, которые напоминают о «Тайной вечере» или площадных сценах. Человек стоит так, садится так, касается лица так, что жест становится ренессансным.

Какие признаки делают фотографию “ренессансной”

1. Свет, построенный по принципам живописи

Фотографы Ренессанса и барочных карваджистов работали с одним главным источником света.

Современный аналог — окно метро, дверной проём, лампа над кухней, экран ноутбука.

Когда свет падает под углом, выделяя объём и скулы, случаются кадры, напоминающие портреты Вермеера или Рафаэля.

Девушка с прямоугольной серёжкой. Белла Хадид и Адут Акеч на показе Jacquemus сезона весна-лето 2020
Девушка с прямоугольной серёжкой. Белла Хадид и Адут Акеч на показе Jacquemus сезона весна-лето 2020
Не знаю, попросить у неё автограф или сообщить в музей, что видел её в метро. Автор daft-punker
Не знаю, попросить у неё автограф или сообщить в музей, что видел её в метро. Автор daft-punker
Бутылка в заброшенном доме. Автор Shimizuspulse
Бутылка в заброшенном доме. Автор Shimizuspulse
Чтение в Макдональдсе. Автор Spinkedzzz
Чтение в Макдональдсе. Автор Spinkedzzz

2. Многофигурная композиция

Даже случайные уличные фотографии могут обладать структурой триптиха:

— центральная фигура,

— второстепенные персонажи по краям,

— диагонали, ведущие взгляд.

Так строились алтарные сцены эпохи Возрождения.

Двойной Ренессанс. Автор mattc1987
Двойной Ренессанс. Автор mattc1987
Лошадь, вставшая на дыбы в толпе. Автор wytworny
Лошадь, вставшая на дыбы в толпе. Автор wytworny

3. Жесты, которые живут в истории искусства

Поднятая рука, взгляд вверх, полуобращение корпуса, сложенные ладони — всё это архетипические жесты, тысячи раз повторённые в религиозной живописи.

Современный человек повторяет их неосознанно, но фотограф фиксирует то, что художники писали веками.

Рука ювелира после нескольких часов работы за полировальными кругами. Автор Minkiemink
Рука ювелира после нескольких часов работы за полировальными кругами. Автор Minkiemink
Шахматисты и канатоходец
Шахматисты и канатоходец

4. Насыщенность и глубина цвета

Даже цифровой шум иногда напоминает фактуру краски. Тёмные насыщенные тона, глубокие синие и красные, мягкие бежевые — всё это делает кадр «музейным».

Удачный свет. Автор Мэтью Робин
Удачный свет. Автор Мэтью Робин
Случайно попал на ярмарку в Брюсселе. Автор jotwing13
Случайно попал на ярмарку в Брюсселе. Автор jotwing13
Замороженные листья. Автор slowersea977
Замороженные листья. Автор slowersea977

Пятьсот лет спустя наша визуальная интуиция остаётся прежней:

человеческий мозг продолжает считывать гармонию по тем же принципам, что и художники эпохи Возрождения.

И именно поэтому такие кадры цепляют даже людей, далёких от искусства: в них работает древняя, коллективно узнаваемая эстетика.

Смотрят на огонь в день праздника Лаг ба-Омер. Фотограф ilan Ben yehuda
Смотрят на огонь в день праздника Лаг ба-Омер. Фотограф ilan Ben yehuda
Соседи. Автор Арне Свенсон
Соседи. Автор Арне Свенсон

Можно ли создавать “случайный ренессанс” намеренно?

Парадокс в том, что да — и нет.

Нет — потому что истинная сила феномена в его непреднамеренности.

Именно случайность делает эти снимки такими живыми.

Да — потому что фотограф может научиться видеть предпосылки.

Например:

  • однонаправленный поток света,
  • группу людей в естественных жестах,
  • линию, ведущую к выразительному лицу,
  • плотные насыщенные цвета,
  • эмоциональное напряжение момента.

И чем лучше фотограф понимает визуальную структуру эпохи Возрождения, тем легче он узнаёт такие моменты в современной жизни.

На железнодорожном вокзале, Александрия, 2005. Автор Denis Dailleux
На железнодорожном вокзале, Александрия, 2005. Автор Denis Dailleux

Искусство не только создаётся — оно может происходить спонтанно. И задача фотографа — успеть его заметить.

На своем бесплатном курсе, рассказываю, как научиться замечать необычное в повседневном и создавать фотографии, которые будут нравится другим и продаваться. Регистрация уже идет. Стартуем скоро.

Вдохновляют ли вас такие снимки? Делитесь впечателением в комментариях?