Найти в Дзене
По следам истории

🤬 «SMS из ада» XIV века: археологи нашли письмо, которое нарушило все законы христианства

Мы привыкли представлять Древнюю Русь как страну благостных старцев, иконописцев и богатырей, которые говорят исключительно возвышенным слогом: «Ой ты гой еси, добрый молодец!». Нам кажется, что жизнь тогда была чинно-благородной, наполненной молитвами и страхом Божьим. Но земля помнит другое. В археологическом сезоне 2024 года на Троицком раскопе в Великом Новгороде грязь отдала находку, которая заставила историков и лингвистов Академии наук вздрогнуть. Это не государственная грамота, не молитва и не деловой договор. Это Берестяная грамота №1189. Самое короткое, самое злое и самое греховное письмо средневекового Новгорода. Улика в полоску Пример берестенного письма Обычно берестяные грамоты писали аккуратно. Бересту специально варили в воде, чтобы она стала эластичной, обрезали края, а текст нацарапывали костяным писалом вдоль волокон дерева. Так писало шло легче, а буквы получались ровными. Но автор грамоты №1189 нарушил технологию. Берестяная грамота №1189 Академик Алексей Гиппиус,
Оглавление

Мы привыкли представлять Древнюю Русь как страну благостных старцев, иконописцев и богатырей, которые говорят исключительно возвышенным слогом: «Ой ты гой еси, добрый молодец!». Нам кажется, что жизнь тогда была чинно-благородной, наполненной молитвами и страхом Божьим.

Но земля помнит другое.

В археологическом сезоне 2024 года на Троицком раскопе в Великом Новгороде грязь отдала находку, которая заставила историков и лингвистов Академии наук вздрогнуть. Это не государственная грамота, не молитва и не деловой договор.

Это Берестяная грамота №1189. Самое короткое, самое злое и самое греховное письмо средневекового Новгорода.

Улика в полоску

Пример берестенного письма
Пример берестенного письма

Обычно берестяные грамоты писали аккуратно. Бересту специально варили в воде, чтобы она стала эластичной, обрезали края, а текст нацарапывали костяным писалом вдоль волокон дерева. Так писало шло легче, а буквы получались ровными.

Но автор грамоты №1189 нарушил технологию.

Берестяная грамота №1189
Берестяная грамота №1189

Академик Алексей Гиппиус, главный лингвист, изучающий новгородские грамоты, сразу обратил внимание: текст нацарапан поперёк волокон. Грубо. Резко. С нажимом.

Это говорит только об одном: писавший находился в состоянии аффекта. Его трясло от бешенства. У него не было времени готовить бересту, он просто сорвал первый попавшийся кусок коры и в ярости нацарапал послание, не заботясь о том, что материал может треснуть.

Что же могло так разозлить средневекового новгородца?

Текст, за который можно попасть в ад

Грамота состоит всего из двух предложений. Перевод не требуется, древнерусский язык здесь понятен без словаря:

«От Прокоши ко Нечаеви. Удовися».

В переводе на современный русский: «От Прокоши к Нечаю. Удавись».

Всё. Никаких «поклонов», никаких «челом бьет», никаких объяснений. Просто сухое, смертельное пожелание.

Чтобы понять весь ужас этой фразы, нужно вспомнить контекст эпохи.
Для человека XIV века
самоубийство (удавиться) — это самый страшный грех. Самоубийц не отпевали в церкви, их хоронили за оградой кладбища, считалось, что их душа немедленно отправляется прямиком к Сатане, без шанса на Страшный суд.

То есть Прокоша не просто послал Нечая «куда подальше». Он проклял его. Он пожелал ему не просто физической смерти, а вечной гибели души. Для глубоко верующего средневекового общества это было за гранью дозволенного. Это как если бы сегодня кто-то пожелал вам смерти всей вашей семьи в прямом эфире федерального канала.

Следствие ведут историки: Кто такие Прокоша и Нечай?

Мы никогда не узнаем их лиц, но мы можем восстановить драму по этим трём словам.

Нечай (адресат) — это не фамилия, а распространенное древнерусское имя (означает «Нежданный ребенок»). Скорее всего, Нечай был должником.
В Новгороде найдено сотни грамот о долгах. Обычно пишут:
«Пришли мне гривну, иначе я напущу на тебя судебного исполнителя» или «Продай коня и отдай деньги».

Но здесь стадия переговоров явно прошла.
Историки реконструируют ситуацию так:

  1. Нечай занял денег (или товар) у Прокоши.
  2. Сроки вышли.
  3. Прокоша слал вежливые письма. Нечай игнорировал.
  4. Прокоша угрожал судом. Нечай скрывался.
  5. Терпение Прокоши лопнуло. Он понял, что денег не увидит.

В порыве ярости он хватает кусок бересты и пишет последнее сообщение. Смысл его прост: «Ты для меня больше не существуешь. Ты — мертвец. Сделай одолжение миру, закончи это сам».

Средневековый «коллектор»

Эта находка переворачивает наше представление о предках. Они не были «лубочными картинками». Они были живыми людьми с горячей кровью. Они умели ненавидеть до дрожи в руках.

Грамота №1189 — это документ человеческого отчаяния и злобы. Она показывает, что финансовые вопросы портили людей в XIV веке точно так же, как и в XXI.

Иронично, что это «проклятое письмо» не сгнило, не сгорело, а пролежало в новгородской грязи 700 лет, чтобы мы сегодня прочитали его и поняли: ничто не меняется. Люди остаются людьми.

💭 А как вы думаете, что натворил Нечай, чтобы заслужить такое послание? Пишите версии в комментариях!

Если вам интересна такая честная история без прикрас — не теряйтесь. Впереди на канале выходит целая серия детективов про Рюрика и Новгород.

А пока эти материалы в работе — можно нырнуть в уже готовые дела из нашего досье по Ярославлю:
📂
Все расследования по Ярославлю (Подборка)

Или начните с самого громкого дела:
🔥
«800 лет молчания»: Как погиб Ярославль в 1238 году

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые расследования.
Ставьте 👍, если любите историю без цензуры и прикрас.