Найти в Дзене

Фаина Раневская – великая актриса и одинокая женщина

Фаина Раневская в фильме "Золушка" (1947). Фото: кадр из фильма Фаина Раневская – звезда такого масштаба, что сложно в одном рассказе охватить всю ее судьбу. О ней написаны сотни статей, снят сериал о ее жизни, разные актрисы сыграли Фаину Георгиевну в различных фильмах. Об актрисе столь крупного калибра даже и писать-то страшно – вдруг не получится найти что-то малоизвестное, чем-то удивить читателя. Но мы попробуем. Фаина Георгиевна Раневская (при рождении ее звали Фанни Гиршевна Фельдман) родилась 15 августа (27 августа – по новому стилю) 1896 года в Таганроге. Тогда наша страна была еще Российской империей, отец Фанни был купцом еврейского происхождения, в семье которого подрастало пятеро детей – сыновья Яков, Рудольф и Лазарь и две дочки – Фанни и Изабелла. Родители Фаины Раневской. Фото: ru.wikipedia.org Отец Фаины Георгиевны – Гирш Хаимович Фельдман – владел фабрикой сухих красок, несколькими домами, магазином и мельницей. А также он был старостой в таганрогской синагоге. Мам

Фаина Раневская в фильме "Золушка" (1947). Фото: кадр из фильма
Фаина Раневская в фильме "Золушка" (1947). Фото: кадр из фильма

Фаина Раневская – звезда такого масштаба, что сложно в одном рассказе охватить всю ее судьбу. О ней написаны сотни статей, снят сериал о ее жизни, разные актрисы сыграли Фаину Георгиевну в различных фильмах. Об актрисе столь крупного калибра даже и писать-то страшно – вдруг не получится найти что-то малоизвестное, чем-то удивить читателя. Но мы попробуем.

Фаина Георгиевна Раневская (при рождении ее звали Фанни Гиршевна Фельдман) родилась 15 августа (27 августа – по новому стилю) 1896 года в Таганроге. Тогда наша страна была еще Российской империей, отец Фанни был купцом еврейского происхождения, в семье которого подрастало пятеро детей – сыновья Яков, Рудольф и Лазарь и две дочки – Фанни и Изабелла.

Родители Фаины Раневской. Фото: ru.wikipedia.org
Родители Фаины Раневской. Фото: ru.wikipedia.org

Отец Фаины Георгиевны – Гирш Хаимович Фельдман – владел фабрикой сухих красок, несколькими домами, магазином и мельницей. А также он был старостой в таганрогской синагоге.

Мама – Милка Рафаиловна Заговайлова – занималась домашним хозяйством.

Фаина Георгиевна не питала нежных чувств к отцу, но обожала свою маму. Однако Милка Рафаиловна так и не смогла подарить дочери достаточно материнской ласки. Уже будучи взрослой, Раневская вспоминала горькую обиду на родных за свое одинокое детство.

Когда грянула революция, вся семья актрисы уехала в Турцию, а она решила остаться. Спустя много лет Изабелла, овдовев, вернулась в Москву и поселилась вместе с сестрой. Фаина Георгиевна была с ней до последнего вздоха – она скончалась от онкологии.

Фаина Раневская. 1929 год. Фото: kino-teatr.ru
Фаина Раневская. 1929 год. Фото: kino-teatr.ru

Благодаря возможностям отца, Фанни получила блестящее образование – она изучала музыку, училась петь, овладевала иностранными языками. А затем ее отдали учиться в Мариинскую женскую гимназию – одно из старейших и уважаемых учебных заведений. Кстати, эта гимназия, правда, в преобразованном виде, существует до сих пор.

В раннем детстве и в юности Фаина была очень обособленным человеком – она не заводила друзей и стеснялась своего заикания. Ее любовью были книги. А в 14 лет Фаина увлеклась театром. Она стала посещать частную театральную студию, и в 1914 году стала ее выпускницей. После этого Фаина Раневская решила отправиться в Москву, чтобы поступать в театральный институт.

Фаина Раневская. Фото: kino-teatr.ru
Фаина Раневская. Фото: kino-teatr.ru

Отец будущей актрисы был резко против такого решения. Он считал, что внешность дочери абсолютно не подходит для того, чтобы она стала актрисой. Он мечтал выдать дочь замуж за одного из сыновей своих состоятельных знакомых и прочил ей жизнь провинциальной зажиточной домохозяйки.

Но не в характере Фаины Георгиевны было отступать от своих целей, мать поддержала девушку, и в 1915 году 19-летняя будущая звезда приехала в Москву. При себе у нее почти не было денег – отец не стал материально поддерживать непокорную дочь, а тех сбережений, что дала ей с собой мама, надолго не хватило.

Но Фаина Георгиевна не унывала. Она стала ходить по московским театрам в надежде получить работу. Однако буквально с первых дней ее постигло разочарование – один театр за другим отказывал ей, никто не хотел брать в труппу начинающую актрису с очень и очень особенной внешностью. Талант актрисы режиссеры в тот момент не разглядели, и она пошла учиться в частную театральную школу. Но платить за нее вскоре стало нечем, и Фаина Георгиевна была вынуждена оттуда уйти.

Фаина Раневская в фильме "Пышка" (1934). Фото: kino-teatr.ru
Фаина Раневская в фильме "Пышка" (1934). Фото: kino-teatr.ru

Затем, благодаря помощи актрисы Екатерины Гельцер, Раневскую приняли в частную антрепризу Малаховского дачного театра на летний сезон, а осенью 1915 года Фаина Раневская подписала контракт с керченской труппой мадам Лавровской. Зарплата была скромная, публика не проявляла интереса к выступлениям, и Фаина была вынуждена принимать деньги от матери.

В одном из своих воспоминаний она рассказывала, как в очередной раз вышла из банка, держа в руках денежные купюры, которые получила переводом от мамы. Как вдруг порыв ветра выхватил купюры из ее рук и понес по воздуху. Глядя, как исчезают вдали ее последние деньги, актриса произнесла:

- Жаль денег, но как красиво они улетают!

Актер, который в этот момент стоял рядом с ней, восхитился ее реакцией и отметил, что там могла бы себя повести только Раневская – героиня пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Позже актриса решила взять себе эту фамилию в качестве псевдонима.

Кадр из фильма "Подкидыш" (1939)
Кадр из фильма "Подкидыш" (1939)

Шло время, а Фаина Георгиевна так и продолжала переходить из одного театра в другой. Она служила в частной антрепризе актрисы Павлы Вульф, а затем выходила на сцену Крымского академического русского драматического театра.

В 1920 году в Крыму появилось огромное количество беженцев – события в стране развивались стремительно, к власти пришли Вооруженные силы юга, а затем и П.Н. Врангель. Люди искали лучшей жизни, а в Крыму тогда было относительно спокойно.

В это время на гастроли в Крым прибыл Театр актера, и Фаина Раневская смогла попасть в его труппу. После этого актриса сменила еще восемь театров, и в конце концов стала актрисой Театра имени Моссовета, на сцену которого она выходила на протяжении 25 лет.

Фаина Раневская в фильме "Свадьба" (1944). Фото: kino-teatr.ru
Фаина Раневская в фильме "Свадьба" (1944). Фото: kino-teatr.ru

В то время главным режиссером театра был Юрий Завадский. Между ним и Раневской часто вспыхивали конфликты на почве противоположных взглядов на искусство, а коллеги Раневской подшучивали над их сложными взаимоотношениями. Но, несмотря на это, именно в этом театре актриса сыграла свои наиболее значимые роли – миссис Сэвидж в постановке «Странная миссис Сэвидж» и Люси Купер в спектакле «Дальше – тишина». За свою творческую карьеру Фаина Раневская исполнила полсотни театральных ролей, неизменно перевоплощаясь и каждый раз будто бы превращаясь в свою героиню.

Фаина Раневская в фильме "Весна" (1947). Фото: кадр из фильма
Фаина Раневская в фильме "Весна" (1947). Фото: кадр из фильма

Как известно, в кино Фаина Георгиевна в основном играла второстепенные роли, но каждый раз привлекала внимание зрителя именно к своей героине. Порой зрители забывали о том, что в кадре присутствует главный герой картины и полностью переключали внимание на игру Раневской. Однако пути актрисы на киноэкраны был непростым.

Фаина Георгиевна страстно мечтала сниматься в кино, будучи уже известной театральной актрисой, но режиссеры не обращали на нее внимания. Тогда решительная Раневская отправила на «Мосфильм» свои фотографии в надежде, что ее пригласят на съемки. Но там ей отказали. Ситуацию спас режиссер Михаил Ромм, с которым актриса познакомилась в начале 30-х. Он как раз снимал драму «Пышка», которая повествовала о дамах полусвета и их жизни, и пригласил Фаину Георгиевну на роль госпожи Луазо. Премьера состоялась в 1934 году, а спустя пять лет актриса блистала в фильме «Подкидыш» (1939) со знаменитой фразой:

- Муля, не нервируй меня!

которая на всю жизнь стала визитной карточкой артистки.

Кадр из фильма "Подкидыш" (1939)
Кадр из фильма "Подкидыш" (1939)

Кто придумал эту фразу, неизвестно до сих пор. Сама Раневская говорила, что именно в ее голове родились эти слова, автор сценария фильма «Подкидыш» Агния Барто возражала, что фразу придумала она, а соавтор сценария «Подкидыша» актриса Рина Зеленая утверждала, что фраза принадлежит ее фантазии.

На протяжении всей жизни Фаину Георгиевну приветствовали этими словами незнакомые люди на улицах, и даже на вручении ордена Ленина в 1976 году Леонид Брежнев, завидя Раневскую, воскликнул:

- А вот идет наша Муля-не-нервируй-меня!

Фаина Георгиевна не растерялась и возразила:

- Леонид Ильич, так ко мне обращаются только уличные хулиганы…

Брежнев смутился, принес свои извинения и признался актрисе в любви.

С того времени как в кинотеатрах триумфально прошла премьера «Подкидыша», режиссеры постоянно приглашали колоритную актрису в свои фильмы. Каждый год выходили картины, в которых снималась Фаина Раневская, и всякий раз она умела приковать к своей героине всеобщее внимание.

Кадр из фильма "Золушка" (1947)
Кадр из фильма "Золушка" (1947)

В 1947 году зрители увидели ее незабываемой Мачехой в фильме «Золушка», и вновь – фразы, которые все любители этого кино запомнили на долгие годы:

- Не мешай нам веселиться, изверг!
- Крошки мои, за мной!
- Я буду жаловаться королю! Я буду жаловаться на короля!
- Королевство маловато, разгуляться мне негде… Но ничего! Я поссорюсь с соседями – это я умею…

А потом была "Весна" (1947) и знаменитое:

- Красота - это страшная сила!

В 1960 году Фаина Георгиевна сыграла бабушку в комедии «Осторожно, бабушка!». По сюжету фильма, молодая директор Дома культуры Леночка не может справиться со своими обязанностями, и ей на выручку приходит ее бабушка – энергичная и деятельная старушка, которая собирает вокруг себя «старую гвардию». Фильм имел ошеломительный успех, и вновь героиня Фаины Георгиевны вышла на первый план. А еще была спекулянтка из фильма «Легкая жизнь» (1964), Зоя Павловна в картине «Девушка с гитарой» (1958) и множество других запоминающихся и неповторимых образов, созданных актрисой.

Фаина Раневская в фильме "Весна" (1947)
Фаина Раневская в фильме "Весна" (1947)

В общей сложности Фаина Раневская сыграла в 25 кинофильмах, озвучила сватью бабу Бабариху в мультфильме «Сказка о царе Салтане» (1943) и фрекен Бок в мультике «Карлсон вернулся» (1970), а также снималась для киножурнала «Фитиль».

За свой вклад в искусство Фаина Георгиевна получила множество высоких государственных наград и званий – Заслуженная артистка РСФСР (1937), Народная артистка РСФСР (1947), Народная артистка СССР (1961), получила три Сталинских премии (1949, 1951), орден Ленина (1976), два ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1967), орден «Знак Почета» (1947), медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» (1946), медаль «Ветеран труда». Поэтому говорить о том, что ее талант не был оценен в достаточной степени, по-моему, неправильно. Жаль лишь, что у нее не было главных ролей в кино, но и зрители, и режиссеры, и государственные деятели культуры ценили Раневскую очень высоко.

Фаина Раневская в фильме "Осторожно, бабушка!" (1960)
Фаина Раневская в фильме "Осторожно, бабушка!" (1960)

В Москве, на доме, где жила Раневская, установили мемориальную доску, английская энциклопедия «Кто есть кто» упомянула Фаину Георгиевну как одну из величайших актрис XXстолетия, в ее честь назвали астероид, поэты-песенники сочинили несколько композиций в честь актрисы, а в Таганроге стоит ее памятник.

Несмотря на высокие жизненные достижения, Фаина Георгиевна не была довольна собственной судьбой. Она говорила так:

- Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба – шлюха».

Коллеги побаивались Раневскую, режиссеры знали, что с ней очень сложно работать – уж больно остра на язык была эта актриса. Например, в ходе одной из ссор с режиссером Завадским между ним и Раневской состоялся пылкий диалог. Режиссер воскликнул:

- Вы своими выходками сожрали весь мой замысел!

Фаина Георгиевна, не растерявшись ни на минуту, парировала:

- То-то у меня чувство, будто я дерьма наелась…

На это Завадский вскричал:

- Вон из театра!

А Раневская в тон ему ответила:

- Вон из искусства!
Фаина Раневская в киножурнале "Фитиль" (1965)
Фаина Раневская в киножурнале "Фитиль" (1965)

Всю жизнь актриса была недовольна своей внешностью и говорила, что нос испортил ей карьеру. В своих воспоминаниях она рассуждала так:

- Я переспала со многими театрами, но так и не получила удовольствия. Я влюблялась, конечно, но меня всегда меняли на женщин с маленькими носиками. Вроде уже роман, уже любовь, а потом – раз, появляется соперница с маленьким носиком, и меня сразу отодвигают в сторону.

У актрисы так и не сложилась личная жизнь, она не познала счастье материнства.

Подруга Раневской, актриса Марина Неелова, вспоминала слова актрисы:

- Девочки, если бы вы знали, как я одинока…

Единственным любимым мужчиной в последние годы для нее был пес по кличке Мальчик. Раневская подобрала его на улице – у бедняги вмерзли в лед лапы. Ветеринары настаивали на усыплении, но Фаина Георгиевна выходила собаку, и Мальчик платил ей верностью. Когда Раневская уезжала в театр, он принимался выть от тоски.

Фаина Георгиевна любила повторять:

- Моя собака живет как Сара Бернар, а я – как сенбернар.
Кадр из фильма "Лёгкая жизнь" (1964)
Кадр из фильма "Лёгкая жизнь" (1964)

Несмотря на то, что Раневская очень хорошо зарабатывала, она предпочитала вести скромный образ жизни. Половину гонорара актриса раздавала нуждающимся, в том числе и малознакомым людям. Ее дом был открыт для гостей, близкие любили актрису за ее характер и искрометный юмор. Однажды поэт Александр Твардовский, будучи в доме Раневской, попросил ее разрешения посетить уборную. Та весело ответила:

- Пожалуйста, пожалуйста! Двери моего клозета всегда открыты для вас!

Но с течением лет гостей в доме становилось все меньше и меньше, а свои последние годы актриса провела одна. К ней лишь изредка заходили старые знакомые. Ее одиночество скрашивал лишь Мальчик. В 1984 году Раневская перенесла пневмонию и инсульт, а 19 июля 1984 года ее не стало – до своего 88-летия актриса не дожила всего месяц.

Незадолго до смерти она с горькой усмешкой просила своих друзей:

- Когда я умру, напишите на надгробии: «Умерла от отвращения»!

Конечно, этого делать не стали – надгробие над могилой, в котором покоятся Фаина и Изабелла Раневские, украшает скульптура Мальчика. Сестры упокоились на Донском кладбище Москвы.

Кадр из фильма "Дальше - тишина" (1978)
Кадр из фильма "Дальше - тишина" (1978)

На нашем канале вы найдете множество историй о судьбах актеров советского кино.

А если вы хотите подарить своему ребенку волшебный мир, населяющий радугу, проходите по ссылке, приобретайте мою книгу и отправляйтесь в путешествие!
https://www.litres.ru/67101609/?lfrom=977881207&ref_offer=1&ref_key=e3da1be1678969e1481df659e49a2a8fbfac988adf0a5b18e9529b6075b76dba
Доступна бесплатная ознакомительная часть

Приятного чтения!

Ваш Автор