Найти в Дзене
журнал Рыбалка GROUP

Максимум возможностей: объединяя сильные стороны СВП и аэролодок

Принято считать, что водномоторный сезон заканчивается, когда вода становится "твёрдой" и белой. Но природа не терпит пустоты, поэтому, когда лодки с гребным винтом или водомётным импеллером отправляются на хранение, в ожидании нового сезона жидкой воды на водоёмах начинают появляться маломерные суда, приводимые в движение воздушным винтом. В силу исторически сложившегося стереотипа, первое, что приходит на ум, это суда на воздушной подушке (СВП), но кроме них воздушным винтом оборудуется ещё несколько видов маломерных судов, одними из которых являются аэролодки. Каждый из этих типов судов имеет как свои неоспоримые преимущества, так и недостатки. Так, например, СВП – это речные вездеходы, для обеспечения движения которых достаточно любой ровной поверхности, будь то лёд, снег или спокойная вода, однако взамен приходится расплачиваться повышенным расходом топлива и отсутствием у водителя обратной связи с управлением судном. Для СВП не существует маршрута – для них есть только направле

Принято считать, что водномоторный сезон заканчивается, когда вода становится "твёрдой" и белой. Но природа не терпит пустоты, поэтому, когда лодки с гребным винтом или водомётным импеллером отправляются на хранение, в ожидании нового сезона жидкой воды на водоёмах начинают появляться маломерные суда, приводимые в движение воздушным винтом.

В силу исторически сложившегося стереотипа, первое, что приходит на ум, это суда на воздушной подушке (СВП), но кроме них воздушным винтом оборудуется ещё несколько видов маломерных судов, одними из которых являются аэролодки. Каждый из этих типов судов имеет как свои неоспоримые преимущества, так и недостатки.

Так, например, СВП – это речные вездеходы, для обеспечения движения которых достаточно любой ровной поверхности, будь то лёд, снег или спокойная вода, однако взамен приходится расплачиваться повышенным расходом топлива и отсутствием у водителя обратной связи с управлением судном. Для СВП не существует маршрута – для них есть только направление, и даже слабый боковой ветер или небольшие торосы становятся серьёзной помехой при движении и могут стать непреодолимой преградой там, где требуются точные манёвры.

-2

Аэролодки же, наоборот, не боятся торосов и перегибов рельефа и одновременно являются скоростными и лучше управляемыми судами, а также способны двигаться не только по гладкой поверхности, но и преодолевать заболоченные и заросшие тростником участки маршрута. Но и у них есть определённая проблема, о которой мало кто говорит, однако с которой рано или поздно может столкнуться почти каждый владелец аэролодки. Самое сложное – это не поддерживать заданную скорость, а просто сдвинуть такое судно с места. А это удаётся далеко не всегда, особенно если судно остановилось где-нибудь посередине болота или просто прилипло к снежному насту при остановке.

-3

Но как совместить преимущества СВП и аэролодки и избавиться от их недостатков в одном судне, если в их основе лежат разные принципы?

Ответом на этот вопрос стала уникальная разработка от компании «Роза Ветров» – гибридная аэролодка. Основным отличием этого типа судов стала запатентованная система подачи воздуха под днище лодки, которая позволяет существенно снизить коэффициент трения без использования воздушной подушки в её классическом понимании.

Оригинальность идеи состоит в том, что в лодке имеется особая система распределения воздуха под днище лодки, и также на судне установлено два независимых двигателя. Один, большей мощности, приводит во вращение воздушный винт, который служит для обеспечения движения судна, а второй, небольшой двигатель, служит для нагнетания воздуха, который по специальным каналам подаётся под «чешую» корпуса и создаёт там зону воздушной смазки. Преимущество такой схемы заключается в том, что, с одной стороны, энергия маршевого двигателя используется только для обеспечения движения судна, а мощность второго целиком и полностью служит на создание аналога воздушной подушки. На практике это выглядит следующим образом.

-4

Например, водителю нужно преодолеть большое расстояние по замерзшему руслу реки на максимальной скорости. В этом случае маршевый и дополнительный двигатели выставляются на повышенные обороты, и лодка идёт, максимально используя эффект воздушной подушки. Если на пути есть расширение русла или даже озеро, где становится ощутимым воздействие ветра, то обороты дополнительного двигателя понижаются, или он даже может быть полностью выключен, и судно переходит в режим обычной аэролодки, то есть у водителя появляется устойчивая и предсказуемая обратная связь с поверхностью.

Так же и в болоте. Пока у судна есть скорость – оно будет двигаться, используя в том числе силу инерции, но если остановиться, то набрать приемлемую скорость будет проблемой. В этом случае в момент трогания с места запускается подпор воздуха под днищем, и лодка без проблем набирает маршевую скорость на самой сложной поверхности.

-5

При этом внешне гибридные аэролодки «Розы Ветров» ничем не отличаются от классических аэролодок с надувными баллонами. Вся конструкция собрана на прочном металлическом каркасе и плоту, которые были специально спроектированы для создания гибридной запатентованной схемы аэролодки и поддува, а баллоны оснащены уникальной системой автоматической подкачки, как на некоторых армейских грузовых автомобилях. Это позволяет не только следить за состоянием баллонов и регулировать давление в них, не выходя из кабины, но и поддерживать давление в повреждённом баллоне прямо на ходу и дойти до базы без необходимости проведения ремонта в полевых условиях.

Так и появился слоган про аэролодки «Роза Ветров», что эта лодка – круглый год вездеход, и там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта, и аэролодка «Роза Ветров» прекрасно может справиться с этими задачами и многими поверхностями, будь то лёд, торосы, болото, песок, бетон или горная река. "По суху, аки по воде".

Данная статья без изменений размещена в новом зимнем выпуске печатного издания "Петербургская рыбалка"