Найти в Дзене

А Вена кружилась и пела...

«А Вена кружилась и пела, Как будто сам Штраус играл» Эти слова поэта Михаила Ясеня из песни композитора Игоря Лученка «Майский вальс» очень точно характеризуют И. Штрауса (сына) — австрийского композитора, дирижёра и скрипача, который по праву считается «королём вальса», и родоначальником вальса, который сегодня называют «венским». Также Штраус — один из создателей венской классической оперетты. И. Б. Штраус (сын), 1899 год. Источник фото wikipedia.org 25 октября 2025 года исполнилось 200 лет со дня рождения композитора. 186 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурка, 15 оперетт — таков итог творчества Штрауса. За свою жизнь композитор создал 496 произведений. Иоганн Батист Штраус II родился 25 октября 1825 года в Вене, в семье известного композитора Иоганна Штрауса старшего. Отец хотел видеть сына банкиром. Он устраивал сыну скандалы если заставал того со скрипкой в руках. Но страсть к музыке у Штрауса была с детства. Иоганн и его брат Йозеф поражали друзей и знакомых бойк

«А Вена кружилась и пела,

Как будто сам Штраус играл»

Эти слова поэта Михаила Ясеня из песни композитора Игоря Лученка «Майский вальс» очень точно характеризуют И. Штрауса (сына) — австрийского композитора, дирижёра и скрипача, который по праву считается «королём вальса», и родоначальником вальса, который сегодня называют «венским». Также Штраус — один из создателей венской классической оперетты.

И. Б. Штраус (сын), 1899 год. Источник фото wikipedia.org
И. Б. Штраус (сын), 1899 год. Источник фото wikipedia.org

25 октября 2025 года исполнилось 200 лет со дня рождения композитора.

186 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурка, 15 оперетт — таков итог творчества Штрауса. За свою жизнь композитор создал 496 произведений.

Иоганн Батист Штраус II родился 25 октября 1825 года в Вене, в семье известного композитора Иоганна Штрауса старшего. Отец хотел видеть сына банкиром. Он устраивал сыну скандалы если заставал того со скрипкой в руках. Но страсть к музыке у Штрауса была с детства. Иоганн и его брат Йозеф поражали друзей и знакомых бойкой игрой на рояле и умением импровизировать. При помощи матери Иоганн продолжал тайком заниматься музыкой.

И, несмотря на то что отец отдал сына в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом, в 1844 году И. Штраус завершил своё музыкальное образование и получил блестящие рекомендации для получения лицензии на профессию, потому что ещё в детстве решил стать руководителем танцевальной капеллы, сочинителем и исполнителем танцевальной музыки. Свой первый вальс Иоганн Штраус написал в шестилетнем возрасте.

В 1844 году Штраус набирает свой собственный, пусть и небольшой оркестр и начинает выступать. Репертуар оркестра — это в большинстве своём собственные произведения самого композитора. Также Штраус получает назначение и становится капельмейстером военного оркестра.

Когда в 1849 году умер отец композитора, отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына. Вскоре Штраусу передают отцовские полномочия на придворных балах и концертах, он занимает пост дирижёра венских придворных балов. Но приглашений так много, что композитор начинает отправлять дирижировать вместо себя братьев. Сначала Йозефа, потом и младшего Эдуарда. И Йозеф, и Эдуард впоследствии стали известны как успешные композиторы. Иоганн Штраус шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».

В своей книге «Иоганн Штраус» Евгений Иосифович Мейлих отмечает: «…в отличие от отца Иоганн оказался более профессиональным композитором… Венский вальс поднялся на новую ступень развития. Сохраняя свою прикладную танцевальную основу, он вырос в самостоятельный музыкальный жанр».

Выдающийся дирижёр и пианист Ганс Бюлов написал в одной из статей: «Создателем немецкой песни и танца был Франц Шуберт. Продолжателем его дела, развившим и поднявшим танец на более высокую ступень, по праву является Иоганн Штраус…».

В 1856 году состоялись первые гастроли Штрауса в России. Начиная с этого времени, оркестр под его управлением ежегодно даёт летние концерты в Павловске. И в течение многих последующих лет небывалых успех Штрауса в России не спадал, а напротив возрастал. В концертные выступления композитор включал произведения русских композиторов, особенно М. И. Глинки, которому он посвящал отдельные программы.

В этот период Штраус создаёт вальс «Прощание с Петербургом», польку «Нева», вальс-фантазию «Русская деревня», «Воспоминания о Павловске», «Петербургская кадриль» и многие другие произведения, связанные с его пребыванием в России.

30 августа 1865 года в Павловске под управлением И. Штрауса состоялось исполнение «Харàктерных танцев» П. И. Чайковского, написанных в 1865 году и вошедших впоследствии в переработанном виде балетным номером в оперу «Воевода» (2-е действие) под названием «Танцы сенны́х девушек». Это стало первым публичным исполнением произведения П. И. Чайковского, первым появлением его имени на афише.

В своём письме к сестре А. И. Давыдовой от 1 сентября 1865 г. П. И. Чайковский писал: «Музыки ещё никакой не слышал; по странному стечению обстоятельств, на другой день моего приезда в первый раз играли в Павловске мои «Танцы», но афиши я увидал только вечером, когда ехать уже было поздно. Ларош был и остался ими очень доволен».

После 1865 года Штраус отказывается от постоянных выступлений и приезжает в Россию лишь на кратковременные гастроли.

Конец 1860-х — начало 1870-х годов: расцвет творчества композитора. В этот период появляются его лучшие вальсы: «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Венская кровь», «Жизнь артиста» и другие.

И. Штраус. Новый Венский Вальс. Op. 342.
И. Штраус. Новый Венский Вальс. Op. 342.

В 1860-х годах в Париже проходила Международная выставка, где Штраусу устроили восторженную встречу и на банкете прозвучал тост: «Штраус! Сколько очарования в этом слове. Под его музыку кружатся в вальсе королевские дворы и казармы, города и деревни, шелковые туфельки и деревянные сабо, невесомые феи и плотные крестьянки. Мелодии Штрауса проникают в душу и отзываются в ногах…».

Вальсы Штрауса живут и на балетной сцене. Можно отметить такие балеты как «Штраусиана» и «Большой вальс», «Голубой Дунай».

В 1871 году по совету Оффенбаха Штраус пишет свою первую оперетту «Индиго и сорок разбойников. А в 1874 году появляется новая оперетта «Летучая мышь», которая вначале не имела большой популярности. Триумфальный успех приходит спустя 20 лет, после появления новой редакции Густава Малера. Затем в 1885 году — «Цыганский барон». Это самая «оперная» из оперетт Штрауса. Брамс заявил: «После «Волшебной флейты» Моцарта ни один немецкий музыкант не достиг в области комической оперы тех высот, до которых поднялся Штраус».

Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. В этот период появляются замечательные вальсы «Весенние голоса», «Императорский вальс». По случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» Штрауса уговорили дирижировать увертюрой. Композитор по дороге домой сильно простудился и скончался в Вене 3 июня 1899 года в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер. Штраус был похоронен на Центральном кладбище Вены.

В. Синайский, А. Любимов и Ю. Гандельсман у памятника «королю вальсов» Иогану Штраусу в Городском парке Вены. 1975 г.
В. Синайский, А. Любимов и Ю. Гандельсман у памятника «королю вальсов» Иогану Штраусу в Городском парке Вены. 1975 г.

У могилы в одной из речей были сказаны слова, которые точно сформулировали жизненное кредо Штрауса: «Есть философы, учёные, поэты и музыканты, которые творят только для десятков тысяч избранных. Но их творчество остаётся недоступным более широким народным массам. Иоганн Штраус к ним не принадлежит. Его искусством наслаждалось бесчисленное множество простых людей, которые любили и уважали его, сердца которых преисполнены благодарности к своему великому маэстро».

Оксана Сидоренко, научный сотрудник Музея-заповедника П. И. Чайковского