«А Вена кружилась и пела,
Как будто сам Штраус играл»
Эти слова поэта Михаила Ясеня из песни композитора Игоря Лученка «Майский вальс» очень точно характеризуют И. Штрауса (сына) — австрийского композитора, дирижёра и скрипача, который по праву считается «королём вальса», и родоначальником вальса, который сегодня называют «венским». Также Штраус — один из создателей венской классической оперетты.
25 октября 2025 года исполнилось 200 лет со дня рождения композитора.
186 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурка, 15 оперетт — таков итог творчества Штрауса. За свою жизнь композитор создал 496 произведений.
Иоганн Батист Штраус II родился 25 октября 1825 года в Вене, в семье известного композитора Иоганна Штрауса старшего. Отец хотел видеть сына банкиром. Он устраивал сыну скандалы если заставал того со скрипкой в руках. Но страсть к музыке у Штрауса была с детства. Иоганн и его брат Йозеф поражали друзей и знакомых бойкой игрой на рояле и умением импровизировать. При помощи матери Иоганн продолжал тайком заниматься музыкой.
И, несмотря на то что отец отдал сына в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом, в 1844 году И. Штраус завершил своё музыкальное образование и получил блестящие рекомендации для получения лицензии на профессию, потому что ещё в детстве решил стать руководителем танцевальной капеллы, сочинителем и исполнителем танцевальной музыки. Свой первый вальс Иоганн Штраус написал в шестилетнем возрасте.
В 1844 году Штраус набирает свой собственный, пусть и небольшой оркестр и начинает выступать. Репертуар оркестра — это в большинстве своём собственные произведения самого композитора. Также Штраус получает назначение и становится капельмейстером военного оркестра.
Когда в 1849 году умер отец композитора, отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына. Вскоре Штраусу передают отцовские полномочия на придворных балах и концертах, он занимает пост дирижёра венских придворных балов. Но приглашений так много, что композитор начинает отправлять дирижировать вместо себя братьев. Сначала Йозефа, потом и младшего Эдуарда. И Йозеф, и Эдуард впоследствии стали известны как успешные композиторы. Иоганн Штраус шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».
В своей книге «Иоганн Штраус» Евгений Иосифович Мейлих отмечает: «…в отличие от отца Иоганн оказался более профессиональным композитором… Венский вальс поднялся на новую ступень развития. Сохраняя свою прикладную танцевальную основу, он вырос в самостоятельный музыкальный жанр».
Выдающийся дирижёр и пианист Ганс Бюлов написал в одной из статей: «Создателем немецкой песни и танца был Франц Шуберт. Продолжателем его дела, развившим и поднявшим танец на более высокую ступень, по праву является Иоганн Штраус…».
В 1856 году состоялись первые гастроли Штрауса в России. Начиная с этого времени, оркестр под его управлением ежегодно даёт летние концерты в Павловске. И в течение многих последующих лет небывалых успех Штрауса в России не спадал, а напротив возрастал. В концертные выступления композитор включал произведения русских композиторов, особенно М. И. Глинки, которому он посвящал отдельные программы.
В этот период Штраус создаёт вальс «Прощание с Петербургом», польку «Нева», вальс-фантазию «Русская деревня», «Воспоминания о Павловске», «Петербургская кадриль» и многие другие произведения, связанные с его пребыванием в России.
30 августа 1865 года в Павловске под управлением И. Штрауса состоялось исполнение «Харàктерных танцев» П. И. Чайковского, написанных в 1865 году и вошедших впоследствии в переработанном виде балетным номером в оперу «Воевода» (2-е действие) под названием «Танцы сенны́х девушек». Это стало первым публичным исполнением произведения П. И. Чайковского, первым появлением его имени на афише.
В своём письме к сестре А. И. Давыдовой от 1 сентября 1865 г. П. И. Чайковский писал: «Музыки ещё никакой не слышал; по странному стечению обстоятельств, на другой день моего приезда в первый раз играли в Павловске мои «Танцы», но афиши я увидал только вечером, когда ехать уже было поздно. Ларош был и остался ими очень доволен».
После 1865 года Штраус отказывается от постоянных выступлений и приезжает в Россию лишь на кратковременные гастроли.
Конец 1860-х — начало 1870-х годов: расцвет творчества композитора. В этот период появляются его лучшие вальсы: «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Венская кровь», «Жизнь артиста» и другие.
В 1860-х годах в Париже проходила Международная выставка, где Штраусу устроили восторженную встречу и на банкете прозвучал тост: «Штраус! Сколько очарования в этом слове. Под его музыку кружатся в вальсе королевские дворы и казармы, города и деревни, шелковые туфельки и деревянные сабо, невесомые феи и плотные крестьянки. Мелодии Штрауса проникают в душу и отзываются в ногах…».
Вальсы Штрауса живут и на балетной сцене. Можно отметить такие балеты как «Штраусиана» и «Большой вальс», «Голубой Дунай».
В 1871 году по совету Оффенбаха Штраус пишет свою первую оперетту «Индиго и сорок разбойников. А в 1874 году появляется новая оперетта «Летучая мышь», которая вначале не имела большой популярности. Триумфальный успех приходит спустя 20 лет, после появления новой редакции Густава Малера. Затем в 1885 году — «Цыганский барон». Это самая «оперная» из оперетт Штрауса. Брамс заявил: «После «Волшебной флейты» Моцарта ни один немецкий музыкант не достиг в области комической оперы тех высот, до которых поднялся Штраус».
Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. В этот период появляются замечательные вальсы «Весенние голоса», «Императорский вальс». По случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» Штрауса уговорили дирижировать увертюрой. Композитор по дороге домой сильно простудился и скончался в Вене 3 июня 1899 года в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер. Штраус был похоронен на Центральном кладбище Вены.
У могилы в одной из речей были сказаны слова, которые точно сформулировали жизненное кредо Штрауса: «Есть философы, учёные, поэты и музыканты, которые творят только для десятков тысяч избранных. Но их творчество остаётся недоступным более широким народным массам. Иоганн Штраус к ним не принадлежит. Его искусством наслаждалось бесчисленное множество простых людей, которые любили и уважали его, сердца которых преисполнены благодарности к своему великому маэстро».
Оксана Сидоренко, научный сотрудник Музея-заповедника П. И. Чайковского