Найти в Дзене
Оксана Дмитриева

Провоцировать отток валюты, чтобы рубль не укреплялся - крайне вредно!

Председатель наблюдательного Совета Мосбиржи Сергей Швецов выступил с сенсационным заявлением: «Основной фактор укрепления рубля это невозможность вывести за рубеж валюту, из-за чего та накапливается в России и давит на курс рубля». Иными словами, «вывозите валюту», вывозите капитал и экономике будет хорошо. Сергей Швецов передает настроение, охватившее и Центральный банк, который на днях снял ограничение на перевод валюты в дружественные страны. С точки зрения традиционной экономической теории и здравого смысла - отток капитала из страны вещь вредная. Все страны всегда борются против вывода капитала, и наоборот, приветствуют приток инвестиций. Призыв к выводу капиталов как средство борьбы против укрепления рубля– это очередное ноу-хау наших финансистов. Причиной избытка валюты, причем плохо конвертируемой, как например рупии, является неравновесная ситуация с торговым балансом, когда мы экспортируем больше, чем импортируем. Кроме того, и Центральный банк, и Министерство финансов, о

Председатель наблюдательного Совета Мосбиржи Сергей Швецов выступил с сенсационным заявлением: «Основной фактор укрепления рубля это невозможность вывести за рубеж валюту, из-за чего та накапливается в России и давит на курс рубля». Иными словами, «вывозите валюту», вывозите капитал и экономике будет хорошо. Сергей Швецов передает настроение, охватившее и Центральный банк, который на днях снял ограничение на перевод валюты в дружественные страны.

С точки зрения традиционной экономической теории и здравого смысла - отток капитала из страны вещь вредная. Все страны всегда борются против вывода капитала, и наоборот, приветствуют приток инвестиций. Призыв к выводу капиталов как средство борьбы против укрепления рубля– это очередное ноу-хау наших финансистов.

Причиной избытка валюты, причем плохо конвертируемой, как например рупии, является неравновесная ситуация с торговым балансом, когда мы экспортируем больше, чем импортируем. Кроме того, и Центральный банк, и Министерство финансов, осуществляя валютные интервенции на открытом рынке, также внесли свою лепту в укрепление рубля. Такие операции могут дать краткосрочный эффект по снижению инфляции, что и было целью денежных властей для отчета перед Президентом.

Казалось бы, решить эту проблему легко: надо сбалансировать торговый баланс и не экспортировать существенно больше, чем мы можем получить товарного эквивалента. Но, здесь есть препятствие: добычу нефти и газа существенно уменьшить не можем, глушить месторождения практически невозможно.

Какой выход? Переориентировать, по возможности, на внутреннее потребление. Главное средство расширение внутреннего потребления энергоносителей - это экономический рост. Чем больше заводы будут работать, тем больше они будут потреблять энергии. В Государственной Думе на Правительственном часе мы рассматривали ситуацию с сельскохозяйственным машиностроением. Производство существенно ниже потенциальных мощностей при том, что энерговооруженность сельского хозяйства примерно в 1,7 раз меньше, чем в Белоруссии. Больше комбайнов и тракторов, больше будет потребление солярки и дизельного топлива и т.п.

Далее, газификация. Емкость рынка огромная, однако к объявленной социальной газификации бесконечно ставят дополнительные условия и ограничения. Если не можем качать газ в Европу, давайте качать в наши села и деревни!

Далее, чтобы росло внутреннее потребление энергоносителей - цены должны быть ниже мировых. Здесь надо полностью отказаться от всех требований ВТО и делать с точностью до наоборот, отменить налоговый маневр, отказаться от переноса налоговой нагрузки на внутреннего потребителя через НДПИ.

Механизм обратного акциза (демпфера) облегчает налоговый пресс для нефтеперерабатывающих предприятий, при этом не снижает цены энергоносителей для внутреннего потребителя. Если налоговыми методами, прямым администрированием добиться снижения внутренних цен на энергоносители, то это будет мощнейшим антиинфляционным фактором. Подавление инфляции издержек, в свою очередь, сможет компенсировать монетарную инфляцию, которая вероятна в случае существенного смягчения денежно-кредитной политики.

Сдерживание инфляции издержек и перестройка налогового механизма гораздо более сложная задача и потребует иной квалификации, чем призыв вывозить валюту.