Найти в Дзене
Авто-БУМ

Мечта и металл: почему заявление АвтоВАЗа о BMW X5 — это не амбиция, а зеркало российского автопрома

Зеркало для героя Когда Олег Груненков, руководитель по продуктам «АвтоВАЗа», произносит в пространство медиа фразу о наличии технологических ресурсов для создания автомобиля уровня BMW X5, это высказывание моментально перестает быть сугубо производственной новостью, превращаясь в идеальную призму, сквозь которую можно рассмотреть все парадоксы, надежды и суровые реалии отечественного автомобилестроения; это не столько заявка на будущее, сколько честный, хотя, возможно, и невольный, диагноз настоящему, где технологическая возможность существует отдельно от экономической целесообразности, а рыночная мечта — от покупательского ожидания. Анатомия заявления — между возможностью и воплощением Чтобы деконструировать смысл, упакованный в эту лаконичную фразу, необходимо понять, что именно скрывается за ёмким, но расплывчатым термином «технологические ресурсы»; речь, безусловно, не идёт о готовности завтра представить миру полного и беспощадного конкурента баварской легенде, что прекрасно о
Оглавление

Зеркало для героя

Когда Олег Груненков, руководитель по продуктам «АвтоВАЗа», произносит в пространство медиа фразу о наличии технологических ресурсов для создания автомобиля уровня BMW X5, это высказывание моментально перестает быть сугубо производственной новостью, превращаясь в идеальную призму, сквозь которую можно рассмотреть все парадоксы, надежды и суровые реалии отечественного автомобилестроения; это не столько заявка на будущее, сколько честный, хотя, возможно, и невольный, диагноз настоящему, где технологическая возможность существует отдельно от экономической целесообразности, а рыночная мечта — от покупательского ожидания.

Анатомия заявления — между возможностью и воплощением

Чтобы деконструировать смысл, упакованный в эту лаконичную фразу, необходимо понять, что именно скрывается за ёмким, но расплывчатым термином «технологические ресурсы»; речь, безусловно, не идёт о готовности завтра представить миру полного и беспощадного конкурента баварской легенде, что прекрасно осознаёт и сам выступающий, и любой трезвомыслящий инженер в Тольятти, поскольку между лабораторным прототипом и конвейерным продуктом, за которым выстроится очередь, лежит пропасть, наполненная вопросами стоимости разработки, логистики глобальных поставок комплектующих, создания принципиально новой платформы и, что самое главное, формирования той самой неуловимой «премиальности», которую десятилетиями выстраивает BMW. «Ресурсы есть» — эта фраза, брошенная в публичное поле, скорее напоминает символический жест, сообщение вовне и, что важнее, внутрь компании о том, что потенциал для движения вверх не исчерпан, что инженерная мысль не ограничена лишь задачами текущего выживания, даже если практические шаги на этом пути пока что измеряются не футуристичными концепт-карами, а конкретным и приземлённым Lada Azimut.

Azimut как реальный вектор — между Тольятти и Китаем

Именно предстоящий запуск кроссовера Lada Azimut является тем самым материальным и осязаемым первым шагом, который делает разговор о далёком X5 чем-то более существенным, нежели просто пиар-манёвр; однако при детальном рассмотрении спецификаций этого автомобиля становится очевидна вся глубина разрыва между громким анонсом и текущей операционной реальностью. Старт продаж с вазовским 1,6-литровым двигателем в 120 лошадиных сил — решение, продиктованное доступностью и необходимостью быстрого выхода на рынок, но оно же моментально определяет продукт в совершенно иной, сугубо массовый ценовой и потребительский сегмент, где о каком-либо соперничестве с премиум-классом не может идти и речи. Шестиступенчатая механическая коробка передач китайского производства — ещё один красноречивый штрих, обнажающий новую архитектуру мировой кооперации, в которую встроен теперь АвтоВАЗ, где локализация уступает место прагматичной сборке из доступных глобальных компонентов. Тестирование на полигонах и улицах Тольятти — необходимая, рутинная и далёкая от гламурных шпионских фото работа, которая как раз и составляет ту самую чёрновую, невидимую со сторону «технологическую» часть создания любого автомобиля, будь то скромный хэтчбек или роскошный кроссовер.

Диалоги на фоне конвейера — что говорят в цехах и в сети

Реакция на подобные заявления никогда не бывает однозначной, и она раскололась на два параллельных потока, существующих почти без взаимного пересечения. «Если у нас есть ресурсы сделать свой X5, почему мы до сих пор не можем идеально подогнать пластик на панелях новой Vesta?» — подобный вопрос, заданный условным мастером сборочного цеха за чашкой чая в курилке, вскрывает глубинное недоверие к большим словам, рождённое многолетним опытом борьбы с текучкой планов и качеством компонентов. В то же время в пространстве автомобильных форумов и телеграм-каналов рождается иная дискуссия, полная своеобразного осторожного патриотизма: «Пусть сделают сначала нормальный Azimut, чтобы он не ломался и был современным, а там, глядишь, и до чего-то большего дорастут, ведь все великие марки начинали с малого», — рассуждает один из виртуальных собеседников, чей голос представляет ту самую сложную аудиторию, которая и хочет верить в отечественного производителя, и при этом отчётливо помнит все прошлые разочарования. Эти два диалога, идущие на разных языках и в разных реальностях, и есть истинный контекст для любого громкого заявления из руководства.

Не X5, а компас

Таким образом, снятый (или, точнее, отложенный в бесконечно дальний ящик) вопрос о выпуске конкурента BMW X5 является не признаком слабости, а, как это ни парадоксально, моментом зрелости, когда риторика начинает отделяться от фактической дорожной карты. Заявление Груненкова, если отбросить внешний эффект, выполняет важную внутреннюю функцию: оно задаёт некий умозрительный горизонт, «азимут» для развития, пусть даже сегодня компания движется по нему на скромном кроссовере с китайской коробкой передач. Реальным вызовом для АвтоВАЗа становится не мифическое соревнование с немецкими инженерами в ближайшем десятилетии, а куда более прозаическая, но оттого не менее сложная задача — доказать, что он в состоянии безупречно и стабильно реализовать тот самый «технологический ресурс» в продукте, который уже ездит по улицам Тольятти, сделав из Lada Azimut не просто собранный из готовых деталей автомобиль, а по-настоящему качественный, надёжный и востребованный продукт, который заставит поверить в то, что когда-нибудь разговор о больших машинах может перейти из области философских допущений в плоскость конкретных бизнес-планов.