Найти в Дзене
Истории Кристины

Карлик королевы: выбрался из нищеты, отомстил насмешнику и провел 25 лет в рабстве

Деньги, шелка, рабство, дуэль со смертельным исходом, служба при королевском дворе и смерть в нищете и забвении – все это звучит как биография отчаянного авантюриста? Да, но есть одно но. Герой этой истории был ростом чуть менее полуметра. И именно его рост определил его жизненный путь. Как Джеффри мог бы выглядеть в детстве Билет из нищеты В начале 1600-х годов в английской глубинке родился маленький мальчик. Он был сообразителен и весьма мил собой, в чем-то даже обгонял своих сверстников, но в какой-то момент просто перестал расти. Джеффри Хадсон достиг лишь 18 дюймов, то есть примерно 45 сантиметров, и больше не вырос ни на сантиметр. Его отец был погонщиком быков у герцога Бакингемского, семья жила в бедности, а тут еще и этот "сюрприз природы", как его деликатно называли современники. Соседи, естественно, искали объяснения такому чрезвычайному происшествию. Самая популярная версия гласила, что мать Джеффри подавилась маринованным корнишоном во время беременности. Короткий огурец –
Оглавление

Деньги, шелка, рабство, дуэль со смертельным исходом, служба при королевском дворе и смерть в нищете и забвении – все это звучит как биография отчаянного авантюриста? Да, но есть одно но. Герой этой истории был ростом чуть менее полуметра. И именно его рост определил его жизненный путь.

Как Джеффри мог бы выглядеть в детстве
Как Джеффри мог бы выглядеть в детстве

Билет из нищеты

В начале 1600-х годов в английской глубинке родился маленький мальчик. Он был сообразителен и весьма мил собой, в чем-то даже обгонял своих сверстников, но в какой-то момент просто перестал расти. Джеффри Хадсон достиг лишь 18 дюймов, то есть примерно 45 сантиметров, и больше не вырос ни на сантиметр. Его отец был погонщиком быков у герцога Бакингемского, семья жила в бедности, а тут еще и этот "сюрприз природы", как его деликатно называли современники.

Соседи, естественно, искали объяснения такому чрезвычайному происшествию. Самая популярная версия гласила, что мать Джеффри подавилась маринованным корнишоном во время беременности. Короткий огурец – короткий малыш. Реальность, конечно, была сильно прозаичнее: нарушение работы гипофиза, которое сегодня успешно лечится. Тогда же медицина могла предложить разве что молитвы.

Гравюра с изображением Джеффри
Гравюра с изображением Джеффри

Когда мальчику исполнилось семь лет, родители решили отдать сына герцогу и герцогине Бакингемским. Как именно проходила эта "сделка", история умалчивает, но факт остается фактом: Джеффри превратился в диковинку для богатых коллекционеров. И надо отдать должное такому поступку: жить при дворе жить было определенно лучше, чем голодать в деревне.

Что интересно, карлики в Англии XVII века встречались не так уж редко. Но Джеффри выделялся из их числа: он обладал идеальными пропорциями тела, и это делало его настоящей редкостью. Он смахивал на ювелирно выполненную миниатюру обычного человека. И именно это вскоре принесло ему славу.

Сюрприз в хрустящей корочке

Герцог и герцогиня решили устроить прием в честь короля Карла I и его юной супруги Генриетты Марии. Нужно было что-то эдакое, что-то запоминающееся. И тут кому-то в голову пришла гениальная идея: а что если спрятать карлика в пирог?

Повара испекли гигантский десерт, внутрь аккуратно поместили Джеффри (интересно, как он себя там чувствовал?), нарядили его в настоящие рыцарские доспехи и дали в руки знамя. Когда пирог торжественно внесли и поставили перед королевой, он вдруг зашевелился.

Из теста возник маленький рыцарь и бодро прошелся по столу с развевающимся флагом. Восхищению собравшихся не было предела! Восемнадцатилетняя королева пришла в такой восторг, что герцоги тут же предложили ей Джеффри в подарок. И так так мальчик из бедной семьи стал игрушкой самой королевы.

Король с королевой и детьми
Король с королевой и детьми

И надо сказать, коллекция у Генриетты Марии подобралась впечатляющая: несколько карликов, обезьяна и привратник ростом более двух метров. Но только вот Джеффри не собирался довольствоваться ролью декоративной статуэтки.

Великан и карлик: необычная дружба

Среди диковинок королевского двора Джеффри нашел настоящего друга – валлийца Уильяма Эванса, того самого гиганта. Эванс носил Джеффри в кармане своего специально пошитого камзола, как живую игрушку, и это не было унижением: между ними существовала настоящая привязанность.

Они даже придумали совместный номер для развлечения двора: Эванс доставал из одного кармана буханку хлеба, а из другого – самого Джеффри, изображая, будто делает бутерброд. Сравнение с ломтиком ветчины, возможно, не самое лестное в мире, но Джеффри, похоже, обладал достаточным чувством юмора, чтобы это переварить.

Джеффри (в правом нижнем углу основной картинки) с неустановленным великаном - вероятно, Эвансом
Джеффри (в правом нижнем углу основной картинки) с неустановленным великаном - вероятно, Эвансом

При дворе маленький человек получил то, о чем его родители не могли и мечтать: образование, уроки этикета, собственного слугу и право участвовать в королевских охотах. Для него даже изготовили специальное седло, отделанное бархатом и шелком. Королева души не чаяла в своем крошечном придворном, одевала его в те же ткани, что и собственных детей.

Но с годами Джеффри начал тяготиться своим статусом. Он хотел быть не милой игрушкой, а полноценным человеком, достойным уважения.  И эта жажда признания вскоре приведет его к очень серьезным неприятностям.

Пираты

В десятилетнем возрасте Джеффри отправился во Францию в составе королевской делегации: нужно было найти акушерку для беременной королевы. Но на обратном пути корабль перехватили пираты.

К счастью, разбойники ограничились грабежом и отпустили судно. Но этот опыт не отбил у Джеффри охоты к приключениям. В восемнадцать лет он отправился в Нидерланды полюбоваться на осаду Бреды, где голландцы сражались против испанцев. Развлечения у аристократии XVII века были своеобразные.

Верхом на коне
Верхом на коне

А потом в Англии началась гражданская война. Король против парламента, старый порядок против нового. Королева бежала в Нидерланды, прихватив с собой верного Джеффри и часть двора. Она сумела собрать деньги для поддержки мужа и отправилась обратно. По дороге они остановились на ночлег в Йоркшире.

Утро началось с грохота пушек. Враги короля обстреляли их с корабля. И вот тут Джеффри проявил себя совсем не как декоративная безделушка. Крошечный человечек выскочил из постели с оружием в руках, готовый защищать королеву. К счастью, нападавшие так и не высадились на берег, иначе история могла закончиться очень быстро и печально.

А уже около Йорка состоялась настоящая битва. И снова Джеффри рванул в бой. Детали сражения неизвестны, но факт остается фактом: королева настолько впечатлилась его храбростью, что присвоила ему звание капитана кавалерии.

Капитан Джеффри Хадсон. Звучит почти как насмешка, но для него самого это было страшно важно. Он цеплялся за этот титул до конца жизни, требуя соответствующего обращения.

Роковая дуэль

К 1644 году Джеффри окончательно устал от роли придворного талисмана. Он был капитаном, черт возьми! Он защищал королеву! Он требовал к себе уважения. И когда Чарльз Крофт, брат английского барона, как-то его задел – история не сохранила подробностей – Джеффри вызвал его на дуэль.

Джеффри в возрасте 30 лет
Джеффри в возрасте 30 лет

В XVII веке дуэль означала одно из двух: либо противники мирятся на месте, либо кто-то умирает. Компромиссов не предусматривалось. Крофт явно выбрал первый вариант и пришел с чем-то вроде игрушечного водяного пистолета. Он не воспринимал маленького капитана всерьез, и вознамерился свести все к шутке.

А вот Джеффри явился с настоящим оружием и был настроен более чем серьезно. Проследила того, как Крофт облил малыша водой, тот выстрелил –и убил незадачливого шутника. Беда была в том, что они находились во Франции, где поединки запретили еще столетия назад, поэтому французские власти схватили убийцу и приговорили к смертной казни. Дело усугублялось тем, что Крофт был человеком знатным, а Джеффри – всего лишь «домашним питомцем», пусть и с капитанским званием.

Положение казалось безнадежным. Но королева Генриетта Мария, несмотря ни на что, любила своего крошечного защитника. Она лично явилась к французским властям и просила помиловать его. Учитывая, что сама она была француженкой по происхождению, ее слово имело вес. Джеффри избежал виселицы, но жизнь при дворе для него закончилась. Его выслали обратно в Англию.

Наверное, он еще надеялся как-то устроиться на родине, построить новую жизнь и, может быть, даже вернуться к королевской семье.

Четверть века в аду

По дороге в Англию корабль Джеффри снова перехватили пираты. Но на этот раз это были не обычные морские разбойники, а османские корсары, славившиеся своей жестокостью. Они не ограничились грабежом. Джеффри вместе с другими англичанами увезли в Северную Африку в рабство.

Четверть века он провел в неволе. Человек, который спал на шелковых простынях, ел с королевского стола и носил бархат, теперь познал тяжелый труд и все виды унижений. Подробности этого периода всплыли лишь много позже, когда Джеффри смог рассказать о пережитом. Он описывал жестокое обращение, изнурительную работу и абсолютное отчаяние.

Джеффри Хадсон
Джеффри Хадсон

Но самое странное в этой истории – это его утверждение, что за годы рабства он физически вырос. Удвоился в размере, по его словам, достигнув почти 120 сантиметров. Медицински это выглядит сомнительно: люди с нарушениями гипофиза редко растут во взрослом возрасте. Никаких документальных подтверждений этому нет. Возможно, это была попытка психологически отделить себя от того маленького придворного шута, которым он когда-то был. А может, за годы страданий он действительно немного подрос – всё-таки иногда чудеса случаются.

Освобождение пришло только в 1660-х годах, когда английская военная экспедиция освободила пленных соотечественников. Джеффри наконец вернулся домой. Но его дома больше не было.

Возвращение в чужой мир

Пока он томился в рабстве, в Англии все переменилось. На троне сидел новый король – Карл II, сын того монарха, которому он когда-то служил. А королева Генриетта Мария, его покровительница и спасительница, умерла примерно в то же время, когда Джеффри обрел свободу. Женщина, которая вытащила его из нищеты, сделала придворным, даровала образование и спасла от казни, ушла, не дождавшись его возвращения.

Рядом с королем
Рядом с королем

Джеффри было уже за шестьдесят. Здоровье, подорванное годами рабства, явно не радовало. Но сдаваться он не собирался. Он познакомился с историком Джеймсом Райтом, который записал его невероятную биографию. А потом, около 1676 года, Джеффри отправился в Лондон: видимо, надеясь получить какую-то компенсацию от двора за десятилетия службы.

Время он выбрал катастрофически неудачное. Лондон лихорадило от религиозных конфликтов и конспирологических теорий о католическом заговоре против короля. Власти начали преследовать католиков. А Джеффри как раз был ревностным католиком.

Его тут же арестовали. Человек, переживший пиратов, войну, дуэль, казнь, четверть века рабства, снова оказался за решеткой – на этот раз за веру. Его продержали в тюрьме четыре года. В шестьдесят с лишним лет, больного и измученного.

Финал без фанфар

Когда Джеффри наконец освободили, жизни в нем оставалось совсем немного. Последняя зафиксированная запись о нем – платежный документ 1681 года. Король Карл II прислал ему какую-то сумму денег. Была ли это та самая пенсия, за которой он приехал в Лондон? Компенсация за службу? Милостыня? Неизвестно.

Где и когда умер Джеффри Хадсон, где его похоронили – история умалчивает. Человек, который развлекал королей, сражался за королеву и носил капитанский титул, скончался в нищите.

Но небольшая память о нем все же осталась. Придворный художник запечатлел его на знаменитом портрете рядом с королевой и ее обезьянкой. Несколько английских пабов до сих пор носят название "Карлик и Великан" – в честь Джеффри и его друга Эванса.

Знаменитый портрет с королевой и обезьянкой
Знаменитый портрет с королевой и обезьянкой

А в начале 2020-х пара штанов, которые он носил при дворе, ушла с молотка почти за 10 тысяч фунтов стерлингов. Какой-то коллекционер готов был выложить такие деньги за клочок ткани, прикасавшийся к телу человека, жившего четыре столетия назад.

Вместо заключения

История Джеффри Хадсона – это история о том, как легко превратить человека в игрушку и как трудно ему потом вернуть себе свое человеческое достоинство.

Можно иронизировать над его попыткой быть грозным капитаном. Можно осуждать за убийство на дуэли – Крофт-то явно шутил, а Джеффри воспринял все всерьез. Но попробуйте поставить себя на его место: всю жизнь тебя воспринимают как диковинку, забавную безделушку, и ты отчаянно пытаешься доказать, что ты больше, чем курьез природы.

В конечном счете он не добился того уважения, которого так жаждал. Но он точно прожил жизнь ярче и насыщеннее, чем большинство людей его эпохи. Пираты, война, королевский двор, дуэль, рабство, тюрьма – все это звучит как сценарий авантюрного романа, а не биография реального человека.

Джеффри Хадсон хотел, чтобы его помнили как капитана и героя. Вместо этого его помнят как карлика королевы, выпрыгнувшего из пирога. История несправедлива, но, по крайней мере, она его не забыла. А это уже кое-что.

Друзья, меня запорошило работкой и я редко публикуюсь. Поддержите меня лайком, пожалуйста, чтобы канал был на плаву 🙏🏻