Большая часть водителей считает, что мотору достаточно поработать на холостых 5 минут, чтобы хоть немного прогреть масло в маслонасосе и редукционном клапане, ну и, конечно, поршни с кольцами.
Это самые чувствительные к температуре детали. Но определить «на глаз», сколько нужно прогреть двигатель, практически невозможно. Сейчас поймёте почему.
Не время, а температура
Бывалый водитель со стажем сразу скажет, что греть нужно, ориентируясь не на определённый интервал времени, а до конкретной температуры. Понятно, что многое зависит от температуры воздуха. Летом 5 минут - это многовато, можно легко попасть на перерасход бензина. Зимой, в мороз, за 15 минут можно толком и не прогреть мотор.
На некоторых автомобильных интернет-ресурсах можно даже встретить рекомендации такого рода. Следовать им или нет - это персональное дело каждого. Рекомендации подобного рода полезны только если водитель сам их составил, исходя из личного опыта и особенностей своего авто.
Особенности турбированных моторов
К табличке можно только добавить следующее. Если на вашей машине высокооборотный двигатель с турбиной, то лучше всё же прогревать чуть дольше, чем рекомендуют в среднем. И всё из-за турбонаддува.
Турбина, уплотнение на венце и система смазки крайне чувствительны к температуре масла. Поэтому такие моторы, и тем более дизели, нужно греть добросовестно не менее 5-8 минут. Любая попытка дать нагрузку на холодном двигателе может стать критичной. Почитайте в руководстве на авто.
А вот для атмосферников и любых низкооборотных моторов важнее нормальный прогрев самого масляного насоса, редукционного клапана, вкладышей и поршней. Тут можно особо не стараться греть, главное, чтобы нагрелся клапан и на вкладыши попало хоть немного смазки.
Тут сам смысл прогрева даже не в температуре, а в нормальной полноценной прокачке масла через трущиеся поверхности. Причём важно это сделать до момента начала движения. Иначе первые секунды и минуты двигатель будет работать всухую, а это означает сильный износ вкладышей.
Особенности разных типов блоков
Но с прогревом машины тоже нужно быть аккуратным. Например, современные бензиновые двигатели с алюминиевыми блоками очень любят глубокий прогрев, а вот моторы «на чугуне», наоборот, лучше работают на максимальной температуре.
И всё же ориентироваться на время прогрева мотора - это уже давно превратилось в «дурной тон». Все авто, даже самые бюджетные, давно оборудуются индикаторами температуры. Если на приборной панели нет цифрового или стрелочного прибора, показывающего температуру мотора в режиме реального времени, то наверняка есть парочка обычных световых индикаторов.
По крайней мере, пиктограммы «холодный мотор» и «перегретый мотор» есть даже у самых древних моделей, собранных во Вьетнаме или Иране. Они там не для красоты: синий сигнал - мотор не достиг рабочей температуры, двигаться можно только после пятиминутного прогрева и с минимальной нагрузкой. Если горит «красный мотор», то это явный перегрев, и нужно прекращать движение.
Конкретные температуры
Теперь самое главное: до какой температуры греть двигатель, прежде чем начинать движение. Итак, в летнюю жару достаточно двух-трёх минут или 35°С. Осенью-весной температуру поднимают до 45°С, зимой - не менее 55°С. Так получается, что в холодное время приходится прогревать интенсивнее из-за более вязкого масла в трансмиссии.
Особенности ГБО
Вот кому не повезло, так это владельцам машин, оборудованных ГБО на пропан-бутане. Правильно настроенное газовое оборудование включается в работу примерно при 35-40°С летом и после 50°С зимой. Греть нужно обязательно, даже летом.
Дело тут не в том, что понижающий газовый редуктор не сможет испарить необходимый объём жидкого пропан-бутана для дальнейшей подачи во впускной тракт. Проблема в том, что газовые форсунки крайне чувствительны к наличию в потоке газа конденсированных микрокапелек. Плохо прогретый двигатель на ПБ будет работать неравномерно, дёргать и плохо держать обороты.
Что касается машин с метановым ГБО, то тут нужно греть мотор до 60°С, не меньше. По паспорту, автоматика включается при 47°С, но это всё в теории. Холодный метан горит очень плохо, поэтому приходится очень долго прогревать двигатель, прежде чем наступит полное сгорание газовоздушной смеси в камере сгорания.
Можно, конечно, и не греть, но тогда будет догорание в выпускном коллекторе, на клапанах и катализаторе. И всё это, плюс головку двигателя, придётся менять через 40-50 тыс. км пробега.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв