Так и хочется сказать — да оставьте уже несчастного Дракулу в покое! Созданный Брэмом Стокером еще в 1897 году образ готического кровопийцы регулярно эксплуатируется многочисленными режиссерами. И ладно бы, если бы каждый из них привносил что-то новое и хотя бы пытался как-то сделать его оригинальным. Но нет. Только в прошлом году Роберт Эггерс выпустил красивую кальку с фильмов Фридриха Мурнау и Вернера Херцога. Люк же Бессон решил скопировать Фрэнсиса Форда Копполу. Может, конечно, он и правда забыл, как он сам утверждает, что там было, но зритель-то все помнит. И не провести параллель между картинами 1992 и 2025 годов просто невозможно: начиная от внешнего облика двух Владов Цепешей и заканчивая их романтической одержимостью Миной — реинкарнацией погибшей возлюбленной вампиров.
Так что сюжет нового «Дракулы» ничем не удивит. Все тот же четырехсотлетний упырь соблазняет красавицу, но его убивают. Только актеры другие. Вампира играет Калеб Лэндри Джонс. И надо сказать, актер хорош и статен даже в образе морщинистого старика с толстыми когтистыми пальцами, унизанными перстнями, и в несуразных париках. Кстати, всегда было интересно, почему различные Джонатаны Харкеры и Мины ужасающий облик Дракулы (до его перевоплощения в красавчиков всех мастей) всегда воспринимают, как что-то само собой разумеющееся, а не бегут от него в ужасе, едва увидев. Даже страшные зубы не заставляют задуматься, что с князем явно что-то не так как минимум. Не иначе чары упыринные.
Вампир Калеба Лэндри Джонса вызывает разные эмоции — от восхищения его преданностью любимой женщине до печальных вздохов и жалости по его несчастной судьбе. Калеб выложился на все сто процентов своего актерского таланта. С одной стороны — это здорово, с другой — все остальные персонажи на его фоне померкли.
Зои Блю, сыгравшая Элизабет/Мину интереса особого не представляет. Вообще непонятно, за что Дракула ее так беззаветно любит. Кроме того, что в 1400-х, еще будучи живыми людьми, Влад и Элизабет много и самозабвенно занимались сексом, мы о героине ничего не знаем. Возможно, в те времена, конечно, этого было достаточно для вечной любви. Даже задорная хохотушка Мэри (Матильда Де Анджелис) — вампир-служка Дракулы с роскошными рыжими кудрями выглядит куда более эффектнее и интереснее.
Джонатан Харкер (Эвен Абид) в видении Бессона вообще предстает, как обычный статист, который нужен только для того, чтобы Дракула узнал про существование Мины. А вот за Кристофа Вальца немного обидно. Он играет священника (а-ля Ван Хельсинг, но не Ван Хельсинг) и его роль, видимо, заключается только в том, чтобы ртом рассказывать зрителю о таком явлении, как вампиризм, и взывать к совести Дракулы.
Так что единственный король всея фильма — Калеб Лэндри Джонс. Прекрасный романтик, ждавший свою возлюбленную 400 лет. Но если взглянуть на него, отбросив сказочный романтический флер, то возникает вопрос, а любил ли он девушку на самом деле? Он столько лет ее ждал, нашел, соблазнил, заставил вспомнить, кто она на самом деле, пообещал, что вот теперь-то они будут вместе, счастливы и вечно любить друг друга. А потом взял и позволил себя убить, решив, что без него Мине будет лучше. То есть, просто бросил ее страдать одну, как когда-то страдал сам.
Конечно, можно сказать, что он спас ее от проклятья, потому что любил (так он сам и сказал), и свою душу заодно очистил, отправившись в объятья к Богу, который наконец-то его простил. Но кому от его решения стало лучше? Уж точно не Мине, которая до конца дней будет страдать по нему, чувствуя себя обманутой. Только Калебу и хорошо, потому что Бог простил и он наконец смог умереть — получается, что только из-за этого и закрутился весь сыр-бор.
На копировании «Дракулы» Фрэнсиса Форда Копполы Люк Бессон не остановился и плеснул в свой вампирский коктейль оммаж Тому Тыкверу с «Парфюмером». Его Дракула, чтобы гипнотизировать своих жертв, вызывать к себе любовь и восхищение людей использует…духи. Капелька на шею и все у твоих ног — жаждущие, обожающие, стремящиеся прикоснуться. В некоторых сценах кажется, что перед нами не Влад Цепеш, князь Валахии, а самый настоящий Жан-Батист Гренуй.
Визуально «Дракула» — роскошен. Другого от Люка Бессона и не ждешь. Этой части своего творчества режиссер всегда уделяет особое внимание, продумывая каждую деталь. Прекрасные костюмы, готический замок, богатые интерьеры, лепестки роз, дрожащие огоньки свечей — можно на самом деле поверить в то, что смотришь чудесную сказку. Этому же способствуют забавные горгульи, прислуживающие вампиру. Хотя с ними вышла промашка — слишком уж они CGI-ые и выбиваются из общего визуального ряда,
Бессон не любит, когда сильно страшно — да его «Дракулу» хоррором и не назовешь. Скорее, романтической мелодрамой с элементами комедии. Некоторые моменты, как, например, отрубленная голова Мэри, заставляют смеяться в голос. Но их чертовски не хватает. И как знать, может, будь их больше, то все остальное бы не имело значения.
*отступление. Весь фильм я думала о том, что общие представления о вампирах постоянно ломают. Вот и у Бессона Дракулу не пугает солнечный свет — он спокойненько гулял по Индии под солнцепеком. Но тогда зачем во Францию он отправился в гробу? Коппола объяснил это тем, что от родной земли Дракула черпал силы. Бессон никак не объяснил. И сразу вспоминается разговор героев из его фильма (один из комичных моментов).
Харкер: Вот гроб. Там он спит по ночам!
Врач: Гроб? Не самое удобное место для сна.
Священник: Все там когда-нибудь уснем.
Автор: Александра Горелая
#фильм #кино #чтопосмотреть #ужасы #люкбессон #франция #вампиры #дракула #гавНЕрекомендует #времякино #movie #film #кинополка #фильмнавечер #рецензия #историялюбви