Автор: Hoomkeen
Шел 732 год. Арабы, не сумевшие одолеть франков под Пуатье и потерявшие своего полководца и губернатора, в спешке отступили обратно в Испанию зализывать раны и готовиться к следующим походам, ибо одно было известно точно - аппетиты Дамаска не уменьшались, и единственный способ их удовлетворить лежал на севере.
Карл Мартелл воспользовался успехом как мог - его неоспоримый авторитет после победы над арабами позволил провести большую административную реформу по южным границам франкских королевств. Чтобы расставить верных людей, друзей и родственников, пришлось менять много захвативших почти все земли в тех краях епископов вокруг Орлеана, Осера... Постепенно армия франков смещалась на юго-восток, добралась до Бургундии и начала перекраивать её политическую карту, фактически полностью перетряхнув верхушку власти, переподчиняя её франкам, как это было в предыдущих столетиях.
Франки неумолимо приближались к Провансу - и сепаратизм в этой провинции был настолько силен, что местный патриций Мавронт предпочел заключить союз с арабами - фактически сдав им свои владения и открыв доступ на юг Франции через устье реки Рона.
Карл Мартелл ревниво относился ко всем попыткам договориться с арабами (см. Эд Великий), поэтому не мог оставить такое без ответа и провел военную кампанию, разоряя города, в финале разгромив армию арабов, посланную на помощь Провансу. Впрочем Мавронт, укрываясь в горных, неприступных крепостях, пересиживал эти походы и продолжал восстание как только франки удалялись.
В эти же годы умирает Эд Великий, и Карл Мартелл, до этого уважавший его автономию и не вмешивавшийся в дела Аквитании, провел дружественный поход в Аквитанию, где раздавал должности, принимал вассальные клятвы, расправился с желавшими независимости детьми Эда - Гунальдом и Гаттоном, но обошелся с ними милостиво и вернул им владения на условиях подтверждения вассальной зависимости. В будущем браться поссорятся и Гаттон будет ослеплен, но Гунальд навсегда останется дружен с Карлом Мартеллом и верен франкскому королевству (до смерти майордома).
Кроме дел на юге франкам нужно было продолжать усмирять соседей на севере. В промежутках между описанными выше походами неутомимый Карл Мартелл устраивал рейды против саксов, его флот разгромил доселе недосягаемых северных фризов на их островах, а ещё пришлось один раз повторить военный поход в Баварию, так что держать постоянно армию против арабов Карл не мог, и те продолжали свои рейды на север, грабя города и монастыри...
Абд аль-Малик ибн Катан аль-Фихри, назначенный после смерти предшественника под Пуатье, провел вторжение на север через Пиренеи, но был разбит в стычке с басками, а вскоре был отстранен из-за того, что пару лет не мог похвастаться богатой добычей для Дамаска.
Назначенный вместо него Укба ибн аль-Хайях ас-Салули занялся укреплением своих владений - он совершил карательный рейд против Астурии, загнав этих смутьянов обратно в горные укрытия, как и в первые годы арабского вторжения. При нем были захвачены области в Пиренеях, которые раньше контролировали баски, среди них стратегически важнейшая Памплона, откуда всегда было легко ворваться на равнины севера. Именно при нем Карл Мартелл сражался с арабами за Прованс, и кто знает, возможно боевые действия переросли бы в большую войну, если бы не неожиданные события в Африке, которые смешали все планы арабов и навсегда убрали угрозу завоевания Европы халифатом.
Дело в том, что в поисках денег губернатор Ифрикии додумался до гениального, в кавычках, решения. Берберов, всем народом перешедших в ислам и бок о бок с арабами захвативших Испанию, перевели в разряд "покоренных народов", тем самым обложив у них даже мусульман налогом джизья.
Воинственные кочевники, которых было, естественно, подавляющее большинство в этой провинции Халифата, стерпеть такое уже не могли. Дополнительное давление на них оказывали проповедники-хариджиты, которые продолжали свою тайную деятельность против халифов Омейядов. Вскоре подоспел и подходящий момент. Зная, что моральный дух берберов крайне низкий, арабы перестали им доверять и в походах в основном использовали соплеменников, так что когда от султана Дамаска поступило указание отправить армию на Сицилию, арабский флот отправился из Ифрикии, увозя с собой наиболее лояльные режиму арабские войска. Был 740 год по нашему календарю, или 122 год хиджры.
Тут-то и началось большое восстание берберов. Предводитель армии повстанцев провозгласил себя халифом (предводителем всем мусульман) и двинул войска по городам современного Марокко, убивая арабов и пополняя свою армию новыми берберами. Восстание застало арабов врасплох. Губернатор Ифрикии срочно стал возвращать армию из морского похода на Сицилию, а оставшиеся арабы отступили на север, оказались заперты в Танжере, выставили заслоны на подступу к городу и готовились к обороне.
Берберы, подойдя к Танжеру и столкнувшись с сопротивлением, отступили. Арабы обрадовались, и думали перейти в контрнаступление, но похоже повстанцев не очень устроила нерешительность их нового халифа, так что он был смещен (убит) и заменен другим, более решительным халифом из другого берберского племени, который вернул войска под Танжер и разгромил арабов в так называемой "битве знати", где погиб весь цвет арабской аристократии на западе. Да и даже экспедиция арабов, срочно развернувшаяся и приплывшая в Танжер уже не решалась после такого выйти из города, потому что вся Африка перед ними была охвачена восстанием сотен тысяч поверивших в свою силу берберов.
Говорят, когда халиф Хишам ибн Абдул-Малик услышал про смуту на западе он так разгневался, что поклялся послать на берберов такую армию, что "когда первые полки прибудут в Ифрикию, последние ещё будут выходить из Дамаска". Впрочем, ему, из спокойной и богатой Сирии было легко грозить - но в реальности все окраины халифата сотрясали восстания, а в соседнем Ираке множились сторонники Алидов, также готовящих восстание шиитов, которое превентивно топили в крови жесточайшими методами.
Вести об успехе берберов на юге вскоре достигли и Аль-Андалуса, где берберские гарнизоны также составляли подавляющее большинство. Провинция тут же потеряла управляемость - берберские гарнизоны стали покидать свои пограничные крепости и устремились к югу и центру провинции - для того, чтобы выбить себе равные права, а может быть и завбрать власть в свои руки, а может быть вернуться домой, к родственникам, и помочь им в борьбе за свободу.
В это время на севере Испании, в горах уже было маленькое королевство Астурия. Пелайо, основатель этого очага сопротивления арабов умер, успел передать правление сыну - Фавиле, но тот погиб в 739 году охотясь на медведя. Есть подозрение что Пелайо и Фавила были все таки представители местных племён, и охота на медведя был какой то ритуал посвящения, а может быть власть у местных вождей аккуратно отобрала вестготская аристократия и это было политическое убийство... Хотя у Фавилы были дети, власть над Астурией забрал Альфонсо I, муж сестры Фавилы, вестготский аристократ, сын герцога Кантабрии (старая вестготская административная единица на севере Испании). В передаче власти через сестру некоторые историки тоже усматривают древние доримские традиции местного населения, так что вопрос истоков Астурии сложный и оставляет много пространства для теорий и домыслов.
Точно известно что Альфонсо восстановил при своем дворе вестготские обычаи и был первый, кто провозгласил себя "королем". Судьба подарила ему не только корону, но и земли - на второй год своего правления гарнизоны крепостей и городов вокруг его горных убежищ опустели... Астурийцы начали активную экспансию, без боя забирая под свою власть новые земли, за несколько лет анархии у арабов невероятно увеличив свои владения на севре Испании. Новая граница прошла по реке Дуэро, на которой Альфонсо стал возводить крепости - бургосы. Для укрепления своей позиции Альфонсо с братом проводили рейды на юг, пользуясь отсутствием сопротивления из-за продолжающейся смутой среди арабов, при этом они грабили города а христианское население поголовно уводили на свою территорию, создав таким образом в центре Испании большое пустое пространство, так называемую Tierra de Campos, по аналогии с Каппадокией и горами Тавр у Византии на границе с Халифатом.
Так что скажем спасибо от христиан жадности халифа и восстанию берберов, но и это было ещё не конец злоключений, которые произошли с Аль-Андалузом в эти годы.
Ситуацию с берберами в Испании кое-как удерживали с помощью переговоров - а чтобы те прислушались к арабам, арабская знать совершили переворот и выпустила из тюрьмы предыдущего губернатора, к которому у берберов претензий не было. Абд аль-Малик ибн Катан аль-Фихри правил Аль-Андалузом несмотря на отстранение от власти и непогашенную судимость... А на юге берберы разгромили уже армию халифа, которую тот прислал из Сирии на подмогу Ифрикии. Надо заметить что на этот раз арабы, прибывшие из Сирии не были соплеменниками местных арабов, а даже скорее наоборот - были конкурирующими племенами. Разлад с гарнизоном Танжера у них начался сразу по прибытию, войне против берберов это совсем не помогло, а возможно привело к полной катастрофе и разгрому во время битвы. Отступившие сирийцы заперлись в Сеуте, прямо напротив Испании и стали просить помощи или эвакуации.
Абд-аль Малик зная, что успели наговорить заносчивые сирийцы по поводу местных властей и не ожидал от своих "союзников" ничего хорошего. Он даже запретил отсылать в Сеуту продовольствие, но в конце концов поддался на уговоры и позволил арабам переправиться в Испанию, где те тут же встали в оппозицию местным арабам, арестовали губернатора и жестоко его казнили, таким образом разбив Аль-Андалус на три враждующие части - берберские войска, старые арабские силы и вновь прибывшие арабские войска. Сами понимаете, что ни до франков, ни до басков, ни до Альфонсо арабам долгое время не было никакого дела.
Берберы завершат восстание парой неудачных походов. Они так и не смогут взять опорный пункт арабов в Африке - Кейруан, но все земли к западу от него навсегда отпадут от халифата и станут первой мусульманской областью которая отделилась от монолитного исламского государства. Возглавляемые проповедниками хариджитами, берберы образуют на землях современного Марокко и Алжира несколько небольших государств, а кое-где вернутся к кочевому состоянию без какого либо государственного устройства вообще.
Но это дела далекого будущего, пока же мы возвращается к франкам и лангобардам, у которых тоже происходили интересные события.
А вот что было до этого: История Европы 700-750гг
Наш телеграм-канал.