Два дня назад исполнилось 170 лет со дня рождения знаменитого мо-сковского журналиста, русского и советского писателя, поэта, фель-етониста, беллетриста, драматурга, литературоведа, краеведа Москвы Владимира Гиляровского. Репортё-ра, впоследствии главного реда-ктора, всегда умевшего "быть в, гуще" событий, также называли "королём репортажа", неутомимым и вездесущим балагуром и весе-льчаком. Ещё один эпитет "дяди Гиляя" (прозвище Гиляровского с гимназических лет) отражал, как ни один другой его суть: "знаток московского дна". Именно с после-дней характеристикой " Владими-ра связан относительно новый российский остросюжетный де-тектив под названием "Хитровка. Знак четырёх" (2023), о котором хочу рассказать.
Фильм "Хитровка", на мой взгляд, весьма напоминает своей атмосфе-рой ленты о приключениях Шерлока Холмса (особенно, на мой взгляд его современные варианты с Бенеди-ктом Камбербетчем под названием «Шерлок Холмс: Большая игра» (2010) и "Шерлок Холмс: игра те-ней" с Робертом Дауни-младшим). Если не очень углубляться, то в ки-нокартине есть всё для коммерче-ского и не только успеха: неплохая стилизация 19 века (костюмы, деко-рации и прочее), стремительный сюжет, громкие имена персонажей (о двух главных героях уже упоми-нал, ещё в фильме фигурируют А. Чехов, режиссёр Немирович-Дан-ченко, следивший за Хитровским рынком легендарный и авторите-тный московский городовой Федот Рудников - и, интригующая завязка, оригинальный финал
События фильма разворачиваются в Москве в 1902-м. Театральный режиссёр К. Станиславский (Конста-нтин Крюков) в поисках вдохновения для постановки пьесы Горького «На дне» и исполнения в ней роли ни-щего, актёра Сатина, через своего коллегу Немировича-Данченко (Александр Олешко) знакомится с Владимиром Гиляровским (Михаил Пореченков), знатоком бандитской Хитровки, регулярно водящим туда «экскурсантов» для их личного оз-накомления с жизнью городского «дна».
Быстро сдружившиеся Гиляровский и Станиславский совместно обходят Хитровку, в одном из кабаков зна-комясь с воровкой по прозвищу «Княжна» (Анфиса Черных), быв-шей аристократкой, о которой Вла-димир знает, что она ждёт возвра-щения с каторги своего возлюбле-нного Балдоха, также известного вора. Затем Гиляровский решает познакомить спутника с зажиточным местным жителем индийско-сикх-ского происхождения («раджёй»), дверь в чьё жилище оказывается не-заперта, а сам он обнаруживается мёртвым, с отравленным дротиком в шее. Константин и Владимир в при-сутствии знакомого последнему го-родового Рудникова (Евгений Стыч-кин) осматривают место происшес-твия, обнаруживая аналогичный дротик в стене недалеко от трупа, а в противоположной стене находя метательное орудие, которым «ра-джа» перед смертью судя по всему запустил в убийцу, но промахнулся. Забрав дротик из стены с позволе-ния городового, Гиляровский отно-сит его ещё одному знакомому, по-дпольному хирургу, который через некоторое время информирует их со Станиславским, что его кончик дей-ствительно пропитан сильнодей-ствующим ядом, выжатым из расте-ния, которое встречается только в районе Андаманских островов. Ру-дников в то же время проводит своё расследование, находя в жилище «раджи» платок с инициалами вора Балдоха, и лично арестовывая «Кня-жну», по его мнению хранившую его в ожидании возлюбленного и обро-нившую в ходе личного убийства «раджи»..
В общем, пересказывать весь сюжет смысла нет: расследование Стани-славского и Гиляровского заверша-ется успешно (первый при этом про-являет недюжинный аналитический ум), они, рискуя жизнью проводят расследование, в финале вместе с Рудниковым (который представлен немного глупо, наподобие инспе-ктора в Лестрейда в "знаменитом советском сериале о приключениях Холмса и Ватсона") организовывают полную опасных поворотов погоню по московской канализации, а, впо-следствии, на катере по выходящей из подземелья речке Неглинной.
В фильме главный напарник Стани-славского — Гиляровский, но мы помним, что в действительности режиссёр неразлучен с Немирови-чем-Данченко. Он тоже стал одним из героев картины, его роль испол-нил Александр Олешко. Евгений Стычкин сыграл городового Рудни-кова — чиновника, который во вто-рой половине XIX века управлял Хитровым рынком. Благодаря ре-портажам Гиляровского сведения сохранились и о нём: это был че-ловек, который никого не боялся, стремился к справедливости и вы-зывал уважение даже у самых бе-знадёжных обитателей.
Фильм снимали на протяжении трёх месяцев, летом и осенью 2022 года. Несколько смен провели в Санкт-Петербурге и Кронштадте, но боль-шая часть съёмок прошла в Москве. Декорациями для некоторых сцен стали настоящие интерьеры МХТ им. А.П. Чехова, а вот использовать в ка-честве натуры Хитровскую площадь не получилось — в современном ви-де она не похожа на криминальное место из прошлых веков. Преступ-ный квартал со старым рынком, трущобами и ночлежками воссо-здали на "Мосфильме". Декораторы построили около 40 торговых лавок, при этом, чтобы собрать их и ожи-вить реквизитом, понадобилось по-чти две недели. Для большей реали-стичности в качестве материала ис-пользовали старое дерево, поде-ржанные двери и оконные рамы.
"Мы сделали, скажем так, "злачную Москву". Что это подразумевает? То, что в одном месте собраны все гре-хи. В метафорическом смысле здесь будут сосредоточены все круги ада: публичные дома, притоны, воро-вство, обжорство и так далее. На-стоящая Хитровка представляла собой некое подобие огромной ко-ммуналки. Жили здесь довольно те-сно, друг на друге. Поэтому мы сде-лали все эти сараюшки — попыта-лись уплотнить, добиться ощуще-ния духоты от количества людей, от количества вещей, пребыва-ющих вне всяких норм и порядка", — рассказывает художник-постано-вщик картины Сергей Февралев. Ещё для съёмок создали "катакомбы" с комнатами, лестницами, мостиками — там снимались динамичные сце-ны погонь и схваток. Чтобы "хитро-вское подземелье" выглядело ма-ксимально правдоподобно, вырыли даже искусственную реку глубиной почти 30 см — прообраз коллектора подземной реки Неглинная.
Помимо "злачной Москвы" построи-ли на натурной площадке и "Москву парадную" — с магазинами, ресто-ранами, доходными домами. А один из павильонов "Мосфильма" превра-тили в индуистский храм XIX века с колоннами и гигантскими статуями божеств.
Если большинство декораций соз-давали конкретно для этого проекта, то костюмы — а в фильме их задей-ствовано около 1 200 — подбирали в фондах "Мосфильма".Однако часть одежды всё равно пришлось пошить специально, при этом, как отмечают авторы картины, внешний вид геро-ев был вдохновлён персонажами в стиле Тима Бертона и Гая Ричи.
Для съёмок фильма "Хитровка. Знак четырех" был создан целый район с многоуровневыми декорациями, а в самой массовой сцене участвовала примерно тысяча человек. Ещё получился "щекочущий нерв" экшен — погони, драки, взрывы. Ну и, ко-нечно, интересно узнать, какими ме-тодами театральный режиссёр и писатель будут раскрывать престу-пление. "Я никогда не делал дете-ктивов, хотя в совершенно разных жанрах работал, — отметил Карен Шахназаров. — И мне хотелось снять что-то такое приключенче-ское, интересное, с хорошим фина-лом, чтобы зритель отдохнул и по-лучил удовольствие от самого зре-лища"...
Как по мне: у создателей фильма получилось передать атмосферу Москвы 19-го века, заинтриговать и создать приключенческий три-ллер-детектив, высокий рейтинг (7 баллов из 10-ти) картина имеет на "Кинопоиске", но массовый зри-тель почему-то не оценил усилия создателей: в прокате картина со-брала 102 млн., тогда как на её со-здание было затрачено 200 млн. российских рублей. Вероятными причинами критики называют не-достаточную зрелищность и при-верженность стилю экшн плюс в отражении жизни реальных бродяг из "хитровского дна" ему не хва-тило достоверности. Таким обра-зом, массовый зритель сказал "Не верю!" самому Станиславскому... Вернее, Владимиру Крюкову, ко-торый его сыграл. А также Ми-хаилу Пореченкову, тому же Ге-оргию Тополаге, сыгравшему гла-варя Хитровских бандитов и бродяг одноглазого Сатану и ос-тальным актёрам, хотя, на мой взгляд, если не вникать в подро-бности, игра актёрского состава выглядела добротно.