Найти в Дзене
Верасневский

Детектив о Хитровке, авторе актёрской системы и "знатоке московского дна"

Два дня назад исполнилось 170 лет со дня рождения знаменитого мо-сковского журналиста, русского и советского писателя, поэта, фель-етониста, беллетриста, драматурга, литературоведа, краеведа Москвы Владимира Гиляровского. Репортё-ра, впоследствии главного реда-ктора, всегда умевшего "быть в, гуще" событий, также называли "королём репортажа", неутомимым и вездесущим балагуром и весе-льчаком. Ещё один эпитет "дяди Гиляя" (прозвище Гиляровского с гимназических лет) отражал, как ни один другой его суть: "знаток московского дна". Именно с после-дней характеристикой " Владими-ра связан относительно новый российский остросюжетный де-тектив под названием "Хитровка. Знак четырёх" (2023), о котором хочу рассказать. Фильм "Хитровка", на мой взгляд, весьма напоминает своей атмосфе-рой ленты о приключениях Шерлока Холмса (особенно, на мой взгляд его современные варианты с Бенеди-ктом Камбербетчем под названием «Шерлок Холмс: Большая игра»  (2010) и "Шерлок Холмс: игра те-ней" с Робертом Дауни

Два дня назад исполнилось 170 лет со дня рождения знаменитого мо-сковского журналиста, русского и советского писателя, поэта, фель-етониста, беллетриста, драматурга, литературоведа, краеведа Москвы Владимира Гиляровского. Репортё-ра, впоследствии главного реда-ктора, всегда умевшего "быть в, гуще" событий, также называли "королём репортажа", неутомимым и вездесущим балагуром и весе-льчаком. Ещё один эпитет "дяди Гиляя" (прозвище Гиляровского с гимназических лет) отражал, как ни один другой его суть: "знаток московского дна". Именно с после-дней характеристикой " Владими-ра связан относительно новый российский остросюжетный де-тектив под названием "Хитровка. Знак четырёх" (2023), о котором хочу рассказать.

Фильм "Хитровка", на мой взгляд, весьма напоминает своей атмосфе-рой ленты о приключениях Шерлока Холмса (особенно, на мой взгляд его современные варианты с Бенеди-ктом Камбербетчем под названием «Шерлок Холмс: Большая игра»  (2010) и "Шерлок Холмс: игра те-ней" с Робертом Дауни-младшим). Если не очень углубляться, то в ки-нокартине есть всё для коммерче-ского и не только успеха: неплохая стилизация 19 века (костюмы, деко-рации и прочее), стремительный сюжет, громкие имена персонажей (о двух главных героях уже упоми-нал, ещё в фильме фигурируют А. Чехов, режиссёр Немирович-Дан-ченко, следивший за Хитровским рынком легендарный и авторите-тный московский городовой Федот Рудников - и, интригующая завязка, оригинальный финал

События фильма разворачиваются в Москве в 1902-м. Театральный режиссёр К. Станиславский  (Конста-нтин Крюков) в поисках вдохновения для постановки пьесы Горького «На дне» и исполнения в ней роли ни-щего, актёра Сатина, через своего коллегу Немировича-Данченко  (Александр Олешко) знакомится с Владимиром Гиляровским (Михаил Пореченков), знатоком бандитской  Хитровки, регулярно водящим туда «экскурсантов» для их личного оз-накомления с жизнью городского «дна».

Быстро сдружившиеся Гиляровский и Станиславский совместно обходят Хитровку, в одном из кабаков зна-комясь с воровкой по прозвищу «Княжна» (Анфиса Черных), быв-шей аристократкой, о которой Вла-димир знает, что она ждёт возвра-щения с каторги своего возлюбле-нного Балдоха, также известного вора. Затем Гиляровский решает познакомить спутника с зажиточным местным жителем индийско-сикх-ского происхождения («раджёй»), дверь в чьё жилище оказывается не-заперта, а сам он обнаруживается мёртвым, с отравленным дротиком в шее. Константин и Владимир в при-сутствии знакомого последнему го-родового Рудникова (Евгений Стыч-кин) осматривают место происшес-твия, обнаруживая аналогичный дротик в стене недалеко от трупа, а в противоположной стене находя метательное орудие, которым «ра-джа» перед смертью судя по всему запустил в убийцу, но промахнулся. Забрав дротик из стены с позволе-ния городового, Гиляровский отно-сит его ещё одному знакомому, по-дпольному хирургу, который через некоторое время информирует их со Станиславским, что его кончик дей-ствительно пропитан сильнодей-ствующим ядом, выжатым из расте-ния, которое встречается только в районе Андаманских островов. Ру-дников в то же время проводит своё расследование, находя в жилище «раджи» платок с инициалами вора Балдоха, и лично арестовывая «Кня-жну», по его мнению хранившую его в ожидании возлюбленного и обро-нившую в ходе личного убийства «раджи»..

Хитровский рынок. Кадр из к/ф "Хитровка. Знак четырёх"
Хитровский рынок. Кадр из к/ф "Хитровка. Знак четырёх"

В общем, пересказывать весь сюжет смысла нет: расследование Стани-славского и Гиляровского заверша-ется успешно (первый при этом про-являет недюжинный аналитический ум), они, рискуя жизнью проводят расследование, в финале вместе с Рудниковым (который представлен немного глупо, наподобие инспе-ктора в Лестрейда в "знаменитом советском сериале о приключениях Холмса и Ватсона") организовывают полную опасных поворотов погоню по московской канализации, а, впо-следствии, на катере по выходящей из подземелья речке Неглинной.

В фильме главный напарник Стани-славского — Гиляровский, но мы помним, что в действительности режиссёр неразлучен с Немирови-чем-Данченко. Он тоже стал одним из героев картины, его роль испол-нил Александр Олешко. Евгений Стычкин сыграл городового Рудни-кова — чиновника, который во вто-рой половине XIX века управлял Хитровым рынком. Благодаря ре-портажам Гиляровского сведения сохранились и о нём: это был че-ловек, который никого не боялся, стремился к справедливости и вы-зывал уважение даже у самых бе-знадёжных обитателей.

"Княжна" и Станиславский
"Княжна" и Станиславский

Фильм снимали на протяжении трёх месяцев, летом и осенью 2022 года. Несколько смен провели в Санкт-Петербурге и Кронштадте, но боль-шая часть съёмок прошла в Москве. Декорациями для некоторых сцен стали настоящие интерьеры МХТ им. А.П. Чехова, а вот использовать в ка-честве натуры Хитровскую площадь не получилось — в современном ви-де она не похожа на криминальное место из прошлых веков. Преступ-ный квартал со старым рынком, трущобами и ночлежками воссо-здали на "Мосфильме". Декораторы построили около 40 торговых лавок, при этом, чтобы собрать их и ожи-вить реквизитом, понадобилось по-чти две недели. Для большей реали-стичности в качестве материала ис-пользовали старое дерево, поде-ржанные двери и оконные рамы.

Поворот сюжета фильма "Хитровка..." Известный московский торговец антиквариатом убит
Поворот сюжета фильма "Хитровка..." Известный московский торговец антиквариатом убит

"Мы сделали, скажем так, "злачную Москву". Что это подразумевает? То, что в одном месте собраны все гре-хи. В метафорическом смысле здесь будут сосредоточены все круги ада: публичные дома, притоны, воро-вство, обжорство и так далее. На-стоящая Хитровка представляла собой некое подобие огромной ко-ммуналки. Жили здесь довольно те-сно, друг на друге. Поэтому мы сде-лали все эти сараюшки — попыта-лись уплотнить, добиться ощуще-ния духоты от количества людей, от количества вещей, пребыва-ющих вне всяких норм и порядка", — рассказывает художник-постано-вщик картины Сергей Февралев. Ещё для съёмок создали "катакомбы" с комнатами, лестницами, мостиками — там снимались динамичные сце-ны погонь и схваток. Чтобы "хитро-вское подземелье" выглядело ма-ксимально правдоподобно, вырыли даже искусственную реку глубиной почти 30 см — прообраз коллектора подземной реки Неглинная.

Помимо "злачной Москвы" построи-ли на натурной площадке и "Москву парадную" — с магазинами, ресто-ранами, доходными домами. А один из павильонов "Мосфильма" превра-тили в индуистский храм XIX века с колоннами и гигантскими статуями божеств.

Если большинство декораций соз-давали конкретно для этого проекта, то костюмы — а в фильме их задей-ствовано около 1 200 — подбирали в фондах "Мосфильма".Однако часть одежды всё равно пришлось пошить специально, при этом, как отмечают авторы картины, внешний вид геро-ев был вдохновлён персонажами в стиле Тима Бертона и Гая Ричи.

Для съёмок фильма "Хитровка. Знак четырех" был создан целый район с многоуровневыми декорациями, а в самой массовой сцене участвовала примерно тысяча человек. Ещё получился "щекочущий нерв" экшен — погони, драки, взрывы. Ну и, ко-нечно, интересно узнать, какими ме-тодами театральный режиссёр и писатель будут раскрывать престу-пление. "Я никогда не делал дете-ктивов, хотя в совершенно разных жанрах работал, — отметил Карен Шахназаров. — И мне хотелось снять что-то такое приключенче-ское, интересное, с хорошим фина-лом, чтобы зритель отдохнул и по-лучил удовольствие от самого зре-лища"...

Гиляровский и Станиславский: кадр из к/ф "Хитровка..."
Гиляровский и Станиславский: кадр из к/ф "Хитровка..."

Как по мне: у создателей фильма получилось передать атмосферу Москвы 19-го века, заинтриговать и создать приключенческий три-ллер-детектив, высокий рейтинг (7 баллов из 10-ти) картина имеет на "Кинопоиске", но массовый зри-тель почему-то не оценил усилия создателей: в прокате картина со-брала 102 млн., тогда как на её со-здание было затрачено 200 млн. российских рублей. Вероятными причинами критики называют не-достаточную зрелищность и при-верженность стилю экшн плюс в отражении жизни реальных бродяг из "хитровского дна" ему не хва-тило достоверности. Таким обра-зом, массовый зритель сказал "Не верю!" самому Станиславскому... Вернее, Владимиру Крюкову, ко-торый его сыграл. А также Ми-хаилу Пореченкову, тому же Ге-оргию Тополаге, сыгравшему гла-варя Хитровских бандитов и бродяг одноглазого Сатану и ос-тальным актёрам, хотя, на мой взгляд, если не вникать в подро-бности, игра актёрского состава выглядела добротно.