Найти в Дзене
Поток финансов

Эволюция целеполагания ФНС: что нас ждет в ближайшем будущем

«Хороших налогов не бывает» — Уинстон Черчилль Каждый из нас в большей или в меньшей степени соприкасался с налоговой системой и прочувствовал на себе ее удобства, сложности и проблемы, но невозможно не признать тот факт, что развитие налоговой системы проделало большой эволюционный путь особенно за последние 7-10 лет. Эволюция целеполагания ФНС – это барометр отражения изменений, происходящих в экономике, технологиях и обществе. Чтобы понять, какие изменения нас ждут в будущем, вспомним основные ключевые тезисы каждого этапа развития длиною в 35 лет. 1. Формирование налоговой системы (1990-е годы): создание стабильной и эффективной налоговой системы, сбор налогов, контроль за соблюдением законодательства, борьба с уклонением от уплаты налогов 2. Автоматизация процессов (начало 2000-х годов): внедрение информационных технологий и автоматизация налоговых процедур, повышение эффективности сбора налогов, снижение административных барьеров и улучшение качества обслуживания налогоплательщи
«Хороших налогов не бывает» — Уинстон Черчилль
«Хороших налогов не бывает» — Уинстон Черчилль

Каждый из нас в большей или в меньшей степени соприкасался с налоговой системой и прочувствовал на себе ее удобства, сложности и проблемы, но невозможно не признать тот факт, что развитие налоговой системы проделало большой эволюционный путь особенно за последние 7-10 лет. Эволюция целеполагания ФНС – это барометр отражения изменений, происходящих в экономике, технологиях и обществе.

Чтобы понять, какие изменения нас ждут в будущем, вспомним основные ключевые тезисы каждого этапа развития длиною в 35 лет.

1. Формирование налоговой системы (1990-е годы): создание стабильной и эффективной налоговой системы, сбор налогов, контроль за соблюдением законодательства, борьба с уклонением от уплаты налогов

2. Автоматизация процессов (начало 2000-х годов): внедрение информационных технологий и автоматизация налоговых процедур, повышение эффективности сбора налогов, снижение административных барьеров и улучшение качества обслуживания налогоплательщиков.

3. Переход к риск-ориентированному контролю (конец 2000-х — начало 2010-х годов): выбор объекта проверки на основании анализа рисков, концентрация ресурсов на значимых объектах и минимизации проверок добросовестных налогоплательщиков.

4. Повышение комфортности предоставления услуг налогоплательщикам (2010-е годы): упрощение взаимодействия с налоговыми органами, повышение прозрачности и доступности услуг.

5. Инфраструктурное развитие (современный этап): создание цифровой экосистемы, обеспечивающей высокий уровень доверия между государством и налогоплательщиком.

Создание любой экосистемы – это повышенный комфорт для пользователя, когда весь набор услуг и возможностей у тебя в постоянном доступе, но нужно четко осознавать, что твой контрагент не бизнес, а государство, удобство с одной стороны, будет означать постоянный мониторинг-контроль твоих налоговых обязательств – с другой.

Основная парадигма таких трансформаций, по моему мнению, заключается в том, что ФНС переходит от контрольной среды к расчетной, принцип электрического счетчика воды, к примеру. Когда, если вы прошли поверку счетчика и ваши документы на оборудование в порядке, то вы платите ровно за то, что израсходовали, контролировать вас нет смысла, когда все данные транспорентные.

Данная модель формирует несколько важный выводов:

  • Обеление экономики, особенно тех ее сегментов и направлений, которые всегда находились в серой зоне;
  • Изменение подхода не только к налоговому планированию бизнеса, а как его экономической модели, в основе которой: кадровые трансформации, повышение эффективности бизнеса и умение быстрого внедрения изменений.

Евгений Басс, эксперт по бизнес -рискам