Найти в Дзене

Год спустя

Всем привет! 

20.11.2024, выступая на открытии Федерации ИЖС Северо-Запад, я говорил о грядущем кризисе и восьми принципах, которым мы следуем при их прохождении, основываясь на опыте .

Ниже — честный разбор того, какие принципы сработали, а где мы отступили. Презентация прошлого года здесь. 

1. Перестраховаться с обязательствами

Что говорили год назад:

🔸не брать лишних обязательств,

🔸выводить новые очереди только при подтверждённом спросе, 

🔸не наращивать крупные расходы.

Что произошло на практике:

✅ мы действительно осторожно запускали новые очереди и выводили только то, что подтверждал спрос.

‼️исключение — НЕГОРОД ПАВЛОВСК.

Здесь мы сознательно давим на газ: 

🔹активно инвестируем в инфраструктуру, дороги, инженерку. 

🔹причина — уникальная локация, высокий потенциал и уверенность в возможности сделать крутой продукт. 

🔹решение обдуманное. Часть нашей стратегии перехода в высокий сегмент и комплексную застройку. 

🔹риск есть, и время покажет, насколько он оправдан.

Вывод: принцип соблюдали, но один проект стал осознанным отступлением.

2. Перестраховаться с договорами

Что говорили:

🔸выполнять критичное, 🔸растягивать некритичное, 

🔸объяснять клиентам и держать коммуникацию открытой.

Что было:

🔹переносили некритичное — финишные покрытия дорог, благоустройство, досуговую инфраструктуру. 

🔹критичные обязательства — сети, дороги, подключения — выполнялись в договорные сроки.

🔹Коммуникация с жителями была регулярной: уведомления, встречи, работа через сервисную службу.

Вывод: принцип выполнен полностью.

3. Управляйте ассортиментом

Что говорили:

🔸 выводить только то, что сможем продать,

🔸адаптировать продукт под спрос, 

🔸считать стресс-модель.

Что было:

🔹запускали ограниченно под будущие продажи 

🔹 адаптировали предложение, но

‼️в НЕГОРОД ЗАНЕВСКИЙ несмотря на низкие продажи из-за отсутствия ипотеки не отказались от комплексной застройки и не скатились на продажу без подряда. 

🔹стресс-модели использовались всегда.

Вывод: принцип соблюдался частично, но были исключения 

4. Управляйте загрузкой команды

Что говорили год назад:

🔸фокусировать на проектах с отдачей,

🔸сохранять ключевых людей,

🔸не размазывать усилия,

🔸отказываться от низкомаржинальных проектов/продуктов.

Что было на практике:

🔹мы действительно концентрировались на тех проектах, которые давали результат и тормозились по невостребованным. 

🔹 заморозили ряд стратегических инициатив, но держали в уме. 

🔹 сохранили костяк команды, хотя с частью пришлось расстаться. 

🔹перераспределяли ресурсы, как пример, один из ипотечных брокеров перешёл в партнёрскую работу с агентствами — и значительно усилил эту работу. 

🔹конечно, не удалось избежать периодов высокого стресса и нагрузки. Но этого никто и не обещал. 

🔹сократили количество рабочих дней удаленно, что вызвало недовольства. Но здесь мы сами подзатянули с этим процессом где на пару лет. 

Вывод: принцип в целом соблюдён. 

5. Сокращайте расходы осторожно.

Что говорили:

🔸не резать критичное,

🔸не заниматься микроэкономией на скрепках и печенье. 

🔸не резать бездумно маркетинг

Что было:

🔹оптимизация шла за счёт переноса некритичных обязательств. Это неприятно тоже, но речь не про выбор между добром и злом, а про выбор меньшего зла. 

🔹пришлось сократить корпоративные мероприятия, программы развития и вытекающие отсюда бюджеты. 

🔹 отказались от части офисных площадей и уплотнили размещение — рабочее решение в кризис.

🔹маркетинг не резали: наоборот пришлось нарастить расходы на работающие каналы. 

🔹 привязали выплаты премий к финансовым результатам компании, а не только за хорошую работу.

Вывод: принцип вцелом соблюдён, только поздно начали оптимизировать расходы. Надо было на полгода раньше начать. Примерно сразу после выступления. Но начало года было многообещающим по миру…

6. Помогите покупателям

Что говорили:

🔸больше прозрачности,

🔸больше объяснений,

🔸индивидуальные условия,

🔸работа с тревогой клиентов.

Что было:

🔹тревожность клиентов выросла. Юристы, проверки, «безопасные сделки»

🔹коммуникацию усилили: встречи, пояснения, ответы на вопросы, новости по стройке.

🔹репутационных кризисов не было.

🔹индивидуальные условия работали весь год: выгодные рассрочки, мягкая индексация цен, гибкие схемы платежей.

Вывод: принцип выполнен.

7. Рассрочки и скидки — с умом

Что говорил год назад:

🔸рассрочки — это инструмент, которым нужно уметь пользоваться,

🔸риск - наращивание обязательств при сокращении ресурсов на их выполнение

🔸держать под контролем долю рассрочек,

🔸учитывать риски расторжений и плохой дебиторки

Что было на практике:

🔹мы давно и умело работаем с рассрочками, поэтому у нас не было проблем с этим

🔹по итогам месяца отслеживали структуру сделок — если доля рассрочек росла выше желаемой, условия корректировали, чтобы вернуться в целевую зону. В итогах месяца я озвучиваю открыто эту информацию.

🔹главное нововведение года — ввели обязательный скоринг покупателей.

Если у клиента плохая кредитная история — в рассрочке отказывали.  

 

Вывод: принцип выполнен. 

8. Позаботьтесь о себе и сотрудниках

Что говорили год назад:

🔸в кризис важно сохранить себя, сохранитьчеловечность

🔸быть открытым, поддерживать команду,

🔸 быть честным по отношению к партнерам и коллегам.

Самый сложный пункт с точки зрения оценки.

🔹личное состояние оценивать в моменте сложно — судя по накопленному у меня напряжению на конец года, можно было баланс держать получше. Хотя легко никто не обещал.

🔹были и увольнения, и отказы от программ развития, перенос планов — всё это влияет на состояние руководителя и команды.

🔹старался проводить больше личных бесед, больше обращать внимание на состояние людей, пораньше реагировать.

Тут скорее надо спрашивать у коллег.

Если итожить, то большую часть собственных рекомендаций мы выполняли, только подужаться можно было пораньше. 

С окончанием года, к сожалению, трудности не заканчиваются и 2026 легким и воздушным быть не обещает. Но об этом в рубрике Прогнозы и Факты 😁 

Дайте знать, если было полезно и ждете еще.

https://t.me/chto_stroim