Найти в Дзене
С миру по нитке

10 декабря - день рождения одного из крупнейших русских поэтов Николая Алексеевича Некрасова.

В новом летоисчислении 10 декабря 1821 года ознаменовалось рождением Николая Алексеевича Некрасова, выдающегося литератора, публициста и общественного деятеля, в провинциальном Немирове Подольской губернии, что на Украине. Именно он возглавлял "Современник", литературный журнал XIX столетия, давший старт карьере Тургенева и Льва Толстого. Он же стал издателем первого романа Достоевского, "Бедные люди". Но в первую очередь, Некрасов – это гениальный русский поэт, запечатлевший в своих произведениях многогранность и суть российской действительности. Его знаменитая поэма "Кому на Руси жить хорошо" не утратила своей значимости и сегодня, в эпоху новых вызовов. Рождение и происхождение Николай Алексеевич Некрасов родился в городе Немирове, Винницкого уезда Подольской губернии. Его семья, происходившая из Ярославской губернии, принадлежала к дворянскому сословию, хотя и утратила былое богатство. Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), служил поручиком и являлся землевладельцем.

В новом летоисчислении 10 декабря 1821 года ознаменовалось рождением Николая Алексеевича Некрасова, выдающегося литератора, публициста и общественного деятеля, в провинциальном Немирове Подольской губернии, что на Украине. Именно он возглавлял "Современник", литературный журнал XIX столетия, давший старт карьере Тургенева и Льва Толстого. Он же стал издателем первого романа Достоевского, "Бедные люди". Но в первую очередь, Некрасов – это гениальный русский поэт, запечатлевший в своих произведениях многогранность и суть российской действительности. Его знаменитая поэма "Кому на Руси жить хорошо" не утратила своей значимости и сегодня, в эпоху новых вызовов.

Рождение и происхождение

Николай Алексеевич Некрасов родился в городе Немирове, Винницкого уезда Подольской губернии. Его семья, происходившая из Ярославской губернии, принадлежала к дворянскому сословию, хотя и утратила былое богатство. Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), служил поручиком и являлся землевладельцем. Он унаследовал от отца, Сергея Алексеевича Некрасова (1746—1807), пагубную страсть к азартным играм, из-за которой дед лишился значительной части своего состояния.

Матерью Николая Некрасова была Елена Андреевна Закревская (1803—1841), образованная и привлекательная дочь состоятельного арендатора из Херсонской губернии. Поэт считал её полькой. В предсмертном стихотворении «Мать» Некрасов вспоминал о том, как она восхищалась участниками восстания 1831 года, охватившего Украину, Польшу, Беларусь и Литву. Предполагается, что наличие двух имен указывает на её кратковременное пребывание в римо-католической вере в детстве, хотя в брак с Алексеем Некрасовым она вступила как православная. По мнению С. В. Смирнова, принадлежность к католицизму в юности не обязательно свидетельствует о польском происхождении матери поэта, а скорее является следствием воспитания у иезуитов, что было престижным в то время. Родители Елены Закревской противились её браку с небогатым и не слишком образованным офицером, поэтому Елена вышла замуж в 1817 году против их воли. Однако этот брак не принес ей счастья. В своих воспоминаниях о детстве поэт неизменно говорил о матери как о страдающей женщине, ставшей жертвой жестокой обстановки. Ей он посвятил множество произведений, в том числе «Последние песни», поэму «Мать», «Рыцарь на час», где воссоздал светлый образ женщины, чье благородство украшало мрачную атмосферу его детства. Теплые воспоминания о матери нашли отражение в его творчестве, особенно в произведениях о женской доле. Идея материнства позднее проявится в таких известных произведениях, как глава «Крестьянка» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» и стихотворение «Орина, мать солдатская». Образ матери играет ключевую положительную роль в поэтическом мире Некрасова.

Мать  Некрасова А.Н.
Мать Некрасова А.Н.

Помимо матери, в его поэзии нашли отражение и образы других близких людей, таких как отец и сестра. Отец предстает как деспотичный глава семьи, необузданный помещик. Сестра же, напротив, изображена как нежный друг, чья судьба схожа с судьбой матери. Однако эти образы не столь ярки и значимы, как образ матери.

Ранние годы

Детские годы Некрасова прошли в родовом поместье семьи, расположенном в деревне Грешнево, Ярославской губернии. Именно туда, в уезд, где Николай достиг пятилетнего возраста, его отец, Алексей Сергеевич Некрасов, переехал после отставки в 1823 году и трехлетнего проживания в Подолии. В период службы бригадным адъютантом во 2-й армии, отец будущего поэта имел тесные связи с декабристами, состоявшими в Обществе Соединённых Славян и Южном обществе в Тульчине, где располагалась штаб-квартира 2-й армии. Переезд был предпринят, чтобы избежать нежелательных допросов. В советский период участие Алексея Некрасова в наполеоновских войнах, где погибли трое его братьев, и его знакомства с декабристами замалчивались, чтобы подчеркнуть негативный образ отца, созданный Николаем Некрасовым, и не омрачить образы героев наполеоновских войн и декабристов. Николай рос в большой семье, насчитывавшей тринадцать братьев и сестер, в атмосфере жестокости: отец расправлялся с крестьянами, устраивал оргии с крепостными, и проявлял суровость к жене, матери поэта.

Отец владел сорока душами крестьян. На протяжении многих лет он вел тяжбу с родной сестрой из-за одной крестьянской души. В целом, отец был склонен к сутяжничеству, таким образом, юный Некрасов упражнялся в каллиграфии, переписывая и составляя исковые заявления и прочие бумаги для суда.

Из-за запущенных дел и многочисленных тяжб по имению отец Некрасова вынужден был занять должность исправника. Во время поездок по делам службы он часто брал с собой маленького Николая, который, будучи ребенком, становился свидетелем смертей, принудительного взыскания долгов и других тяжелых сцен, оставивших глубокий след в его душе в виде печальных образов народного горя.

В 1832 году, одиннадцати лет от роду, Некрасов поступил в ярославскую гимназию. Учёба не вызывала у него интереса, он учился неохотно и не находил общего языка с руководством гимназии, что частично объяснялось его сатирическими стихами. По окончании пятого класса отец забрал его из гимназии, тем самым завершив формальное образование Некрасова.

Именно в стенах ярославской гимназии юный Некрасов начал записывать свои первые стихотворения, носившие преимущественно подражательный, романтический характер, в личную тетрадь.

Отец всегда видел сына военным и в 1838 году, семнадцатилетний Некрасов отправился в Санкт-Петербург с целью поступления в дворянский полк.

Отец Некрасова А.Н.
Отец Некрасова А.Н.

Однако в Петербурге Некрасов встретил своего товарища по гимназии, студента Глушицкого, и через него познакомился с другими студентами, что пробудило в нем сильное желание получить высшее образование. Несмотря на угрозы отца лишить его материальной поддержки, он начал подготовку к вступительным экзаменам в Петербургский университет. Экзамены он не сдал и поступил в университет вольнослушателем на филологический факультет.

С 1839 по 1841 год он посещал университет, но большую часть времени вынужден был тратить на поиски заработка, так как разгневанный отец прекратил оказывать ему финансовую помощь.

Начало литературной деятельности

После нескольких лет финансовых трудностей, положение Некрасова начало стабилизироваться. Он зарабатывал на жизнь частными уроками и публикацией небольших работ в таких изданиях, как «Литературное прибавление к „Русскому инвалиду“» и «Литературная газета». Кроме того, он писал азбуки и сказки в стихах для издательств, ориентированных на народную аудиторию, и создавал водевили для Александринского театра, используя псевдоним Перепельский. Благодаря этому он смог позволить себе снимать достойную комнату вместе с двумя юнкерами.

Некрасов полностью погрузился в литературную деятельность. На протяжении нескольких лет он активно работал над различными жанрами: прозой, стихами, водевилями, публицистическими статьями и критическими обзорами. О том периоде он писал: «Господи, сколько я работал!..». Это продолжалось до середины 1840-х годов. Его ранние работы, как стихи, так и проза, отличались романтическим влиянием и в значительной степени подготовили основу для развития его реалистического метода.

Постепенно у Некрасова начали накапливаться личные средства, и в 1840 году, с поддержкой петербургских знакомых, он опубликовал сборник своих стихов под названием «Мечты и звуки».

В его стихах прослеживалось влияние Василия Жуковского, Владимира Бенедиктова и других поэтов. Сборник состоял из баллад, выдержанных в псевдо-романтическом стиле с различными мрачными названиями, такими как «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и тому подобными. Перед публикацией Некрасов показал свою готовящуюся книгу В.А. Жуковскому, чтобы узнать его мнение. Жуковский выделил лишь два стихотворения как приемлемые, а остальным посоветовал быть опубликованными анонимно, заявив: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов решил скрыть свое имя за инициалами «Н.Н.».

-4

Литературный критик Николай Полевой положительно оценил дебют, в то время как В.Г. Белинский в журнале «Отечественные записки» отнесся к книге с пренебрежением. Книга начинающего поэта «Мечты и звуки» не пользовалась популярностью у читателей, и это так повлияло на Некрасова, что он, подобно Н.В. Гоголю (который в свое время выкупил и уничтожил «Ганца Кюхельгартена»), стал выкупать и уничтожать «Мечты и звуки», что сделало этот сборник библиографической редкостью. Впоследствии эти стихи не были включены в собрание сочинений Некрасова.

«Современник»

Успех издательского дела Некрасова достиг такого размаха, что в конце 1846 – начале 1847 годов он вместе с Иваном Панаевым, известным писателем и журналистом, выкупил у П.А. Плетнёва право аренды журнала «Современник», основанного самим Александром Пушкиным. Основные литературные силы, ранее работавшие в «Отечественных записках», покинули Краевского и присоединились к Некрасову. К «Современнику» присоединился и Белинский, передав Некрасову часть материалов, предназначавшихся для задуманного им сборника «Левиафан». Однако в «Современнике» Белинский занимал положение рядового журналиста, как ранее у Краевского. Впоследствии Некрасова упрекали в этом, поскольку именно Белинский сыграл ключевую роль в переходе ведущих представителей литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» в «Современник».

Основная нагрузка легла на плечи Некрасова. Для подготовки каждого номера он просматривал около 12 тысяч страниц рукописей. Ему приходилось вычитывать до ста страниц корректуры, внося исправления и даже переписывая тексты, которые не проходили цензуру. С самого начала руководства журналом Некрасов был не только его идейным вдохновителем и редактором, но и одним из главных авторов. В журнале публиковались его стихотворения, прозаические произведения и критические статьи.

Подобно Белинскому, Некрасов проявил себя как талантливый открыватель новых имен. На страницах «Современника» обрели известность и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Дмитрий Григорович. В журнале печатались Александр Островский, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Николай Некрасов открыл для русской литературы Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Также в журнале публиковались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, которые вскоре стали идейными лидерами «Современника».

-5

Популярности журнала способствовала грамотная коммерческая политика. Подписная цена была ниже, чем у «Отечественных записок». Кроме того, к журналу прилагались бесплатные приложения, например, к первому номеру прилагалась отдельной книгой повесть Герцена «Кто виноват?».

В период «мрачного семилетия» (1848—1855), когда правительство Николая I, опасаясь повторения французской революции, усилило давление на прогрессивную журналистику и литературу, Некрасов, как редактор «Современника», смог, несмотря на постоянные столкновения с цензурой, сохранить репутацию журнала. Однако содержание журнала в этот период стало менее ярким.

В это время начинает публиковаться длинные приключенческие романы «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанные Николаем Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдоним Головачёвой-Панаевой). Этими длинными романами Некрасов заполнял пробелы, возникавшие в журнале из-за цензурных ограничений.

Примерно в середине 1850-х годов Некрасов серьёзно заболел болезнью горла, но пребывание в Италии улучшило его состояние. Выздоровление Некрасова совпало с началом новой эпохи в русской жизни. В его творчестве также наступил период расцвета, и он был признан одним из ведущих русских писателей.

-6

Обострившиеся в то время социальные противоречия отразились и на журнале. Редакция «Современника» разделилась на два лагеря. Один, во главе с Иваном Тургеневым, Львом Толстым и Василием Боткиным, выступал за умеренный реализм и эстетические принципы, близкие к «пушкинскому» направлению в литературе, и представлял либеральное дворянство. Другой лагерь, состоявший из сторонников сатирической «гоголевской» литературы, продвигаемой демократическим крылом русской «натуральной школы» 1840-х годов, составлял ему противовес. В начале 1860-х годов конфликт между этими двумя направлениями достиг пика. В произошедшем расколе Некрасов поддержал «революционных разночинцев», идеологов «крестьянской демократии». В этот сложный период, ознаменовавшийся наивысшим политическим подъемом в стране, поэт создал такие произведения, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864).

Поздние годы

В конце 1860-х годов Некрасов стал проявлять большую осмотрительность, стараясь избежать закрытия журнала «Отечественные записки». В тот период он не мог открыто воспевать революционеров, подвергавшихся преследованиям со стороны властей, и прибегал к иносказаниям, чтобы передать свои идеи. Тем не менее, в 1868 году он создал стихотворение «Душно! Без счастья и воли…», где ему практически удалось прямо выразить революционный призыв и предчувствие надвигающейся грозы, способной развеять «чашу вселенского горя»: «Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна!». Революционный дух пронизывает лирику Некрасова 1870-х годов, а также его поэмы.

-7

Ключевым произведением позднего периода творчества Некрасова стала масштабная крестьянская поэма-симфония «Кому на Руси жить хорошо», в основу которой легла идея, не дававшая поэту покоя после реформы: «Народ освобожден, но обрел ли он счастье?». Эта поэма-эпопея вобрала в себя весь его духовный багаж. Это опыт глубокого знатока крестьянской жизни и народного языка. Поэма стала своего рода результатом его многолетних раздумий о судьбе и положении крестьянства, оставшегося неудовлетворенным итогами крестьянской реформы.

Болезнь и смерть

В начале 1875 года здоровье Некрасова резко ухудшилось. Диагностированный рак кишечника, признанный медиками неизлечимым, обрек его на два года, проведенных в постели. Эти годы стали периодом медленного угасания. Операция, проведенная известным венским хирургом Бильротом, лишь незначительно продлила его дни.

Известие о смертельном недуге поэта неожиданно увеличило интерес к его личности и творчеству. Со всех уголков России к нему направлялись многочисленные письма и телеграммы. Эта поддержка стала существенным подспорьем в его страданиях и вдохновила на продолжение работы.

В этот трудный период он создал цикл "Последние песни", которые благодаря своей искренности считаются вершиной его поэтического мастерства. В последние годы жизни он все отчетливее осознавал свою роль и значение в истории русской литературы.

-8

В "Дневнике писателя" Достоевский вспоминал о последней встрече с Некрасовым, состоявшейся за месяц до его кончины: "Он выглядел как живой мертвец, и удивительно было видеть, как этот труп говорит и двигает губами. Но при этом он сохранял ясность ума. Казалось, он еще не до конца верил в приближение смерти. За неделю до кончины его парализовало". Николай Алексеевич Некрасов ушел из жизни 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года) в восемь часов вечера.

Проводить поэта в последний путь собралось огромное количество почитателей его таланта. Его похороны стали первым общенациональным актом признания заслуг писателя. Прощание началось в девять утра и переросло в литературно-политическую демонстрацию. Несмотря на морозную погоду, многотысячная толпа, состоявшая преимущественно из молодежи, сопровождала гроб поэта до Новодевичьего кладбища в Петербурге. Молодые люди не дали Достоевскому завершить свою речь на похоронах, в которой он отводил Некрасову (с некоторыми оговорками) третье место после Пушкина и Лермонтова, перебив его выкриками: "Выше, выше Пушкина!".

-9

После похорон этот спор продолжился в прессе: одни разделяли мнение молодежи, другие утверждали, что Пушкин и Лермонтов выражали интересы всего русского общества, а Некрасов – лишь "отдельного кружка". Третьи же с негодованием отвергали саму возможность сравнения гения, доведшего русский стих до совершенства, и "тяжеловесные" стихи Некрасова, лишенные, по их мнению, художественной ценности.