Недавно я посетил дилерский центр LADA и был поражен увиденным. Мои глаза всё ещё щурятся от яркого света выставки, а в ушах звенит непривычная тишина нового автомобиля. Это не просто машина, а LADA Iskra SW Cross в эксклюзивном «приставном» цвете. Этот серебристый оттенок напоминает дорогую технику, символизируя молчаливую силу.
Салон автомобиля поражает дерзкими рыжими вставками на сиденьях и дверных картах. Они не выделяют, а подчёркивают стиль, создавая ощущение уверенности и силы. Машина выглядит настолько современно и уникально, что на мгновение забываешь, где находишься.
Ты трогаешь кожаную отделку руля, смотришь на большой экран мультимедиа и заглядываешь в просторный салон универсала, думая: «Наконец-то, они сделали это». Но тут взгляд падает на ценник, и начинается самое интересное. Цена действительно впечатляет, она кажется космической.
Возникает вопрос: кто этот загадочный покупатель, ради которого создан этот автомобиль с шестиступенчатой механикой китайского производства? Давайте разберёмся без лишних слов, основываясь только на фактах и цифрах.
Перед нами LADA Iskra SW Cross в топовой комплектации Techno. Стоимость превышает 1,7 миллиона рублей. За эти деньги вы получите универсал с клиренсом 200 мм, пластиковыми защитами по периметру и характерным «кросс»-дизайном.
Под капотом — доработанный бензиновый двигатель объемом 1,6 литра и мощностью 106 л.с. Это не самый мощный агрегат для машины такого класса и массы (около 1,5 тонны), но его вполне достаточно для комфортной езды.
Мотор работает в паре с шестиступенчатой механической коробкой передач китайского производства. Это необычное решение для автомобиля, который позиционируется как новое слово в российском автопроме. Максимальная скорость — 172 км/ч, разгон до 100 км/ч — 13 секунд. Цифры не спортивные, но вполне подходящие для размеренной езды. Расход топлива по паспортным данным: 11,1 л в городе, 6,4 л на трассе и 8,1 л в смешанном цикле. В реальности цифры могут немного отличаться, особенно в пробках. Топливный бак вмещает 50 литров.
Габариты автомобиля внушительные: длина более 4,3 м, колесная база — 2,6 м. Это обеспечивает простор на заднем ряду, который подтверждается на практике. Объем багажника — 480 литров. При сложенных сиденьях, разделенных в пропорции 60/40, объем увеличивается до 1965 литров. С практичностью и вместительностью у LADA Iskra SW Cross все в порядке.
Давайте посмотрим, за что просят такие деньги. Начнем с оснащения. Безопасность: две фронтальные подушки, система стабилизации с отключением, антиблокировочная система с распределением тормозных усилий, помощь при трогании в гору, контроль давления в шинах, камера заднего вида и четыре датчика парковки. Комфорт: двухзонный климат-контроль, обогрев руля, передних и задних сидений, лобового стекла и форсунок омывателя. Также круиз-контроль, датчики света и дождя, электропривод и обогрев зеркал, автоматические стеклоподъемники всех дверей. Мультимедиа: система LADA Enjoy Evo с восьмидюймовым экраном, встроенный Яндекс.Авто с навигатором, голосовым помощником Алисой и возможность обновления по воздуху. Телематика LADA Connect позволяет следить за автомобилем через приложение.
Снаружи: светодиодная оптика, противотуманные фары с подсветкой в повороте, двухцветные легкосплавные диски на шестнадцать дюймов. Список длинный, кажется, что в машине есть все, что можно пожелать в 2025 году. Стоя перед этим технологичным автомобилем, ты ловишь себя на мысли: круто, но это ЛАДА, и стоит почти два миллиона.
А теперь включаем воображение и добавляем к этой сумме всего пятьсот тысяч рублей. Всего. Полмиллиона. Что мы получаем на рынке? Мы получаем совершенно другую лигу. Мы получаем, например, Haval Jolion. Автомобиль, который изначально позиционируется как кроссовер, а не просто универсал с пластиковыми накладками. У которого базовая комплектация уже включает вещи, которые у LADA есть только в топе. У которого другой уровень сборки, другой уровень шумоизоляции, другой, более современный и мощный диапазон моторов, включая турбированные варианты, и практически всегда — автомат. У которого репутация бренда, который последние годы бьет все рекорды продаж в России. За те же деньги можно смотреть в сторону Chery Tiggo, Geely Coolray, да даже подержанные, но на голову более статусные европейские или корейские автомобили. И здесь возникает главный вопрос, ради которого и затеяна эта публикация. Для кого же все-таки создана эта прекрасная, но дорогая LADA Iskra Cross с китайской механикой? Кто тот человек, который, имея в кармане почти два миллиона, скажет: «Нет, я не хочу того же самого Jolion или Tiggo. Я хочу именно эту LADA»?
Вариантов немного. Первый — истинный патриот, голосующий за отечественного производителя, несмотря на высокую цену и доступные альтернативы. Его девиз: «Наше — значит лучшее». Второй — человек, избегающий китайских брендов по личным причинам. Для него Китай ассоциируется с низким качеством, а LADA остается проверенной классикой, пусть и дорогой. Третий — тот, кого привлек дизайн. Яркий и дерзкий внешний вид X-образной модели с фарами и рельефным кузовом может стать решающим фактором для тех, кто выбирает машину по внешнему впечатлению. Четвертый, самый массовый вариант — участники государственных программ поддержки. Врачи, учителя, многодетные семьи и участники СВО получают скидки 10-20% и более. Например, скидка в 20% на автомобиль стоимостью 1,7 миллиона рублей — это 340 тысяч рублей экономии. Цена машины становится более доступной, и она может показаться привлекательной на фоне субсидированной стоимости. Однако здесь есть ирония: государство, то есть мы с вами, через бюджетные деньги субсидирует покупку автомобиля, который изначально может быть переоценен. Это как скидка на товар, который изначально стоил в два раза дороже. Звучит несправедливо.
Вопрос надежности и дальнейшего владения — это ключевой момент при выборе автомобиля. Искра — новый продукт на новой платформе, с современной электроникой и богатой комплектацией. Но как эта электроника поведет себя через три года эксплуатации в наших условиях? Как покажет себя китайская механика в долгосрочной перспективе? Насколько дорогим будет обслуживание и ремонт этого технологичного автомобиля?
У конкурентов, которые уже несколько лет на рынке, есть статистика и отзывы, которые помогают оценить риски. У LADA Iskra же все это еще впереди. Покупатели первой волны всегда выступают в роли тест-пилотов, за свой счет. Готовы ли вы потратить почти два миллиона на участие в таком эксперименте?
АвтоВАЗ пытается снизить риски с помощью программ вроде «LADA Забота за 1 рубль», увеличивая гарантию. Но это лишь временное решение проблемы, которая может возникнуть из-за самого автомобиля.
Вот и получилась сенсационная картина. Красивый, технологичный и хорошо укомплектованный автомобиль, который стремится к премиальному сегменту, но предлагает оснащение по цене, которая на общем рынке кажется чрезмерно высокой. Он словно говорит: «Я не хуже тех китайцев. Даже красивее. Но стоить буду как они, а может, и дороже». В этой фразе — вся драма современного российского автопрома. Стремление быть конкурентоспособным в новых условиях.
Удалось ли АвтоВАЗу с Iskra Cross достичь этой цели? С точки зрения продукта, возможно, да. Машина производит сильное первое впечатление. Но с точки зрения цены и рациональности покупки для человека, который считает свои деньги, возникает большой вопрос. Она предназначена либо для тех, кто не задумывается о стоимости, либо для тех, кому государство помогает планировать бюджет.
Обычный покупатель, пришедший в автосалон без льгот и с ограниченным бюджетом, увидев цену и изучив конкурентов, вероятно, вздохнёт и сделает селфи на фоне стильной машины в цвете «Снежная королева» с рыжим салоном. После этого он, скорее всего, отправится искать предложения от других производителей, которые предлагают больше за те же или меньшие деньги.
LADA Iskra — это красивая, яркая, но очень дорогая машина. Разгорится ли из неё пламя массовых продаж или она останется нишевым продуктом для избранных, покажет только время и ваши комментарии, дорогие читатели. А что думаете вы?