Найти в Дзене

Выставка кукол в Пушкинском.

Воспоминание из самого раннего моего детства. Меня будят ночью ( или поздно вечером)- папа вернулся из Москвы- а в углу комнаты .... гора игрушек: кукла , коляска и посудка разнообразная из яркого металла, и еще что-то, и сердце мое зашлось от восторга. И еще помню тут же была коробка с сандалиями, которые так чудесно пахли новой кожей. Выставка в Пушкинском, на которую я пошла в будний день поразила меня и куклами и количеством посетителей . Видно все мы девочки родом из детства. Кукла.1890-е.Франция.Производитель: Жюмо и Ко (Jumeau&Cie) Фарфор, дерево, композит, папье-маше, муслин, хлопок, кожа.Собрание Дианы Панской, Москва После небольшой прелюдии в затемненном первом зале посетители выставки переходят к основному. Здесь красота неописуемая. В огромной витрине , словно в магазине представлены великолепно одетые куклы-модницы, так называемые парижанки, появившиеся в 1860-е годы, и ставшие символом золотого века кукол.Все они произведены во Франции Сфоткала их всех , листай

Воспоминание из самого раннего моего детства. Меня будят ночью ( или поздно вечером)- папа вернулся из Москвы- а в углу комнаты .... гора игрушек: кукла , коляска и посудка разнообразная из яркого металла, и еще что-то, и сердце мое зашлось от восторга. И еще помню тут же была коробка с сандалиями, которые так чудесно пахли новой кожей.

Выставка в Пушкинском, на которую я пошла в будний день поразила меня и куклами и количеством посетителей . Видно все мы девочки родом из детства.

Кукла.1890-е.Франция.Производитель: Жюмо и Ко (Jumeau&Cie) Фарфор, дерево, композит, папье-маше, муслин, хлопок, кожа.Собрание Дианы Панской, Москва
Кукла.1890-е.Франция.Производитель: Жюмо и Ко (Jumeau&Cie) Фарфор, дерево, композит, папье-маше, муслин, хлопок, кожа.Собрание Дианы Панской, Москва

После небольшой прелюдии в затемненном первом зале посетители выставки переходят к основному. Здесь красота неописуемая.

-2

В огромной витрине , словно в магазине представлены великолепно одетые куклы-модницы, так называемые парижанки, появившиеся в 1860-е годы, и ставшие символом золотого века кукол.Все они произведены во Франции Сфоткала их всех , листайте галереи

Их лица имели индивидуальные черты, а платья выполнялись по рисункам из модных журналов.

Одной из старейших французских кукольных мануфактур было предприятие Франсуа Готье, основанное в Париже в 1860 году. Его коллега Леон Казимир Брю в 1873 году впервые представил публике улыбнувшуюся куклу.

Считается, что моделью для нее послужила императрица Евгения, жена императора Наполеона III. Технические новации в кукольном производстве активно применял и Жюль Николя Штайнер. Его куклы закрывали глаза, могли двигать руками и даже шагать.

«Королем кукольного производства» во Франции называли Эмиля Жюмо, производившего с 1873 года на своей фабрике в Монтрё не только самих кукол, но и одежду, обувь, аксессуары для них и кукольную мебель.

Для этих предметов отдельный зал:

-6

В его центре симпатичная семейка бульдогов, только что при виде людей спрыгнувших с дивана :

Три французских бульдога.1890-е.Франция.Производитель: Рулле и Декамп (Roullet& Decamps) Папье-маше, флок, металл, шерсть животного, дерево, стекло Собрание Дианы Панской, Москва
Три французских бульдога.1890-е.Франция.Производитель: Рулле и Декамп (Roullet& Decamps) Папье-маше, флок, металл, шерсть животного, дерево, стекло Собрание Дианы Панской, Москва

Вдоль стен под стеклом разнообразная одежда ( в галерее много фоток) :

... кукольная посуда и мебель

Эмиль Жюмо неоднократно получал медали на Всемирных выставках и сделал куклу статусным символом, индикатором богатства и общественного положения ее владельца.
Во второй половине XIX века куклы продавались в лавках и модных магазинах как одетыми в наряды из шелка или шерсти, так и неодетыми, но вместе с наборами материалов для пошива кукольной одежды. Самыми дорогими были куклы с приданым (сменными нарядами), которое хранилось в специальном саквояже.

Переходим в следующий зал - там куклы в национальных костюмах.

-10

В последней четверти XIX века в российском обществе возрос интерес к национальной культуре, народному искусству и ремеслам, что нашло отражение в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это повлияло и на облик кукол.

Кукла в русском костюме.Конец XIX-начало XХ века.Производитель: голова- Россия, Гжель Фарфор, роспись, хлопок, золотная нить, кружево, металл.Собрание Дианы Панской, Москва
Костюм куклы выполнен из материалов XVIII-XIX веков.
Кукла в русском костюме.Конец XIX-начало XХ века.Производитель: голова- Россия, Гжель Фарфор, роспись, хлопок, золотная нить, кружево, металл.Собрание Дианы Панской, Москва Костюм куклы выполнен из материалов XVIII-XIX веков.

Если сначала русскую одежду надевали на французских и немецких кукол, то в 1880-х годах появились кукольные производства в Москве и Сергиевом Посаде - давнем центре изготовления кустарной игрушки.

Художественную работу мастерской при Московском губернском земстве возглавил Н.Д Бартрам, создавший эскизы для кукольных нарядов, воспроизводивших костюмы жителей различных губерний России.

Кукла в костюме крестьянки Калужской губернии.1890-е.Польша в составе Российской империи,
Производитель: Адам Пинчевский.(Adam Pinczewsky).Фарфор, дерево, композит, стекло, мохер
Собрание Натальи Курочкиной, Москва
Кукла в костюме крестьянки Калужской губернии.1890-е.Польша в составе Российской империи, Производитель: Адам Пинчевский.(Adam Pinczewsky).Фарфор, дерево, композит, стекло, мохер Собрание Натальи Курочкиной, Москва

Тесное сотрудничество России и Франции в конце XIX века привело к увлечению французов русской культурой, что отразилось в модных нарядах дам, а также кукольной одежде- французские производители начали выпускать кукол в национальных русских костюмах:

Кукла в русском стилизованном костюме.1870-е.Франция.Производитель: Эжен Барруа
(Eugene Barrois), )?(голова - Франсуа Готье.(François Gaultier).Фарфор, кожа, дерево, опилки, волос, стекло, хлопок, роспись.Собрание Натальи Курочкиной, Москва
Кукла в русском стилизованном костюме.1870-е.Франция.Производитель: Эжен Барруа (Eugene Barrois), )?(голова - Франсуа Готье.(François Gaultier).Фарфор, кожа, дерево, опилки, волос, стекло, хлопок, роспись.Собрание Натальи Курочкиной, Москва

Куклы были и дипломатическим подарком: в 1896 году императору Николаю II преподнесли набор из восьми тряпичных кукол в национальных костюмах народов Российской империи:

Куклы в национальных костюмах народов Российской империи:
Девушка в русском национальном костюме
Девушка в украинском национальном костюме
Юноша в украинском национальном костюме
Девушка в украинском национальном костюме Парень с балалайкой
Девушка в русском национальном костюме Боярин
Девушка в русском национальном костюме Франция (?). 1896 (?)
Шелк, атлас, бархат, хлопчатобумажная нить, золотная нить, атласная лента, бисер, стеклярус, искусственный жемчуг, шелковая нить, хлопчатобумажная ткань, бумага, машинное кружево, проволока (?), лак, роспись акварелью, вышивка, плетение, аппликация
Государственный музей-заповедник «Царское Село
Куклы в национальных костюмах народов Российской империи: Девушка в русском национальном костюме Девушка в украинском национальном костюме Юноша в украинском национальном костюме Девушка в украинском национальном костюме Парень с балалайкой Девушка в русском национальном костюме Боярин Девушка в русском национальном костюме Франция (?). 1896 (?) Шелк, атлас, бархат, хлопчатобумажная нить, золотная нить, атласная лента, бисер, стеклярус, искусственный жемчуг, шелковая нить, хлопчатобумажная ткань, бумага, машинное кружево, проволока (?), лак, роспись акварелью, вышивка, плетение, аппликация Государственный музей-заповедник «Царское Село

Особенный интерес к народным мотивам в конце XIX века возник на севере Франции.

В Бретани к этому времени сложился особый стиль мебели. Все предметы вытачивались из темных пород дерева и украшались орнаментами, напоминающими кельтские мотивы, а также изображением круга-розетки похожей на колесо прялки или штурвал.

Кукольная мебель повторяла предметы быта из традиционного бретонского дома: скамьи, люльки и шкатулки, шкафы разных размеров, в том числе шкафы-кровати. Наряды кукол также повторяли национальную одежду этого региона фасоном, цветом и декором.

Также в этом зале ( и в предыдущем) в центре размещены музыкальные автоматоны в виде кукол:

Технический прогресс сильно повлиял на производство игрушек для мальчиков. На рубеже XIX-XХ веков появились металлические игрушки: железные дороги с паровозами и станциями, автомобили, автобусы и прочие виды транспорта и техники.

Широкое распространение получили механические французские игрушки: поющие птицы в клетке, двигающиеся животные.

Клетка с двумя поющими птичками.Около 1890Франция, Париж.Производитель: Шарль Бонтам и Ко (Bontems Ch. & Co).Металл, сталь, гипс, кожа, ткань, латунь, раскрашенные перья птиц, литье, позолота, механические и столярные работы, резьба по дереву
Коллекция Давида и Михаила Якобашвили. Музей «Собрание», Москва
Клетка с двумя поющими птичками.Около 1890Франция, Париж.Производитель: Шарль Бонтам и Ко (Bontems Ch. & Co).Металл, сталь, гипс, кожа, ткань, латунь, раскрашенные перья птиц, литье, позолота, механические и столярные работы, резьба по дереву Коллекция Давида и Михаила Якобашвили. Музей «Собрание», Москва


В игровых комнатах детей российского императора и высшей аристократии можно было увидеть механических французских бульдогов, которые могли двигать головой, а также других игрушечных животных, закрепленных на досках с колесами.

х изготовлением занималась немецкая фирма «Маргарет Штайф». Тело животного из папье-маше покрывали настоящей шкурой или, после 1910 года, плюшем.

К рождественским и новогодним праздникам в Европе и России повсеместно устраивались балаганы и кукольные театры с марионетками или перчаточными куклами.

-21

Любимым героем французского уличного театра являлся Полишинель. Его итальянским «родственником» был персонаж итальянского ярмарочного театра задира, обжора и лентяй Пульчинелла, а в России - Петрушка.

-22

На рубеже XIX-XХ века производство елочных игрушек, как и кукол, сильно изменилось. Если раньше для украшения елок использовали орехи, обернутые в фольгу, конфеты и игрушки, сделанные своими руками, то в это время желающие могли приобрести созданные промышленным способом елочные игрушки в виде ангелов, исторических деятелей, сказочных существ и даже персонажей балетов, а еще миниатюрных корабликов, воздушных шаров, разных животных. На верхушках елок устанавливали восьмиконечные звезды или фигурки ангелов с фарфоровыми головками ( листайте галерею с этой милотой)

По старинной итальянской традиции перчаточных кукол называли «буратини» по названию ткани, из которой их шили. Из Италии театр перчаточных кукол быстро распространился по всей Европе. Ярмарочные балаганы и представления бродячих кукольников, в которых главный герой всегда боролся за правду и справедливость, стали любимым развлечением простого люда.
Французский «буратини» Гиньоль, созданный в начале XIX века ткачом из Лиона, продолжил историю перчаточного театра.

Быстро завоевав популярность, Гиньоль дал свое имя жанру театрального искусства, а также жанру кукольного спектакля, изображавшего преступления и злодейства.
Ширма и перчаточные куклы театра «Гиньоль» из Царского Села были изготовлены по специальному заказу для цесаревича Алексея Николаевича и проданы парижским магазином «Детский рай».

-24

Поскольку заказ был особенный, все куклы имеют внешнее сходство с членами российской императорской семьи и некоторыми близкими к ним людьми.
Театр, находившийся в игровой комнате цесаревича, включает ширму и семь персонажей французского кукольного театра «Гиньоль»: Арлекина, Капрала, Невесту, Полишинеля, Мадлон, Офицера и Служанку. Это уникальное произведение декоративно-прикладного искусства, возможно, являлось подарком одного из царственных родственников, либо было поднесено семье Романовых в числе дипломатических даров.

Прежде чем мы покинем выставку, добавлю несколько слов об оформлении .В каждом зале много фотографий, иллюстрирующих моду того времени, а также рисунков и картин .Я собрала некоторые из них в нижеследующей подборке:

Ну,и наконец, как и любят музейщики- пройдя всю выставку,вы попадаете в сувенирный магазин. Честно, я сначала не поняла даже эту фишку- думала, что это часть выставки:

-26

Однако я приметила кассу, продавца и ценники на куклах. По стоимости пальто из кашемира.

-27

Но можно что-то и более скромное присмотреть.

Для тех, кто обладает черным поясом терпения еще немного информации, которая находится на стенах выставки , она касается общей истории кукол. Я все-таки ее немного сократила и придала некую структуру .

-Куклы несли различные функции (от игровых до магических), меняли свой внешний вид и социальное значение. Их делали из того, что было под рукой: глины, дерева, текстиля.

-С открытием фарфоровой массы в Европе в первой половине XVIII века появились и первые европейские фарфоровые куклы. В то же время в Англии развивается производство кукол из воска, достигшее пика популярности во второй половине XIX века

- На развитие кукольного производства в Европе сильное влияние оказала эпоха Просвещения. Под влиянием философии гуманизма и развития медицины во второй половине XVIII века меняется отношение к ребенку. Ключевым моментом в этом процессе стала публикация книги Жан-Жака Руссо «Эмиль, или О воспитании». Благодаря ей в сознании людей, особенно представителей высшего общества, появились идеи ценности личности ребенка, приоритетности его нужд. Она способствовала изменению подходов к воспитанию, предлагая делать это через игру. Детство стало одной из важнейших тем искусства и литературы.

- К началу XIX века главной целью воспитания становится подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни, поэтому на первый план выходит обучение этикету и бытовым навыкам. Важная роль при этом отводилась куклам и игрушкам, которые стали более разнообразными благодаря ускорившемуся развитию промышленности. К этому времени сложились основные типы кукол: дама (модница), ребенок, младенец. Куклы по-прежнему были очень дороги и доступны только для элиты.

-Технический прогресс и расширение мануфактурного производства кукол в середине XIX века привели к появлению кукол в обиходе разных социальных слоев. Обычно в детской девочки из состоятельной семьи было большое количество кукол различного типа и размера из разнообразных материалов: фарфора, дерева, воска, папье-маше, композита. Из диковинки для аристократок кукла постепенно превратилась в игрушку для детей как высшего, так и среднего класса. К началу XХ века куклы стали массовым явлением и неотъемлемой частью быта.

-Несмотря на демократизацию кукольного производства, во второй половине XIX века продолжалось и производство эксклюзивных игрушек: механических кукол, которые могли двигать частями тела, ходить, говорить. В их создании принимали участие художники, модельеры, инженеры. Некоторые куклы поражали внешним сходством с настоящим ребенком и выглядели дороже и привлекательнее игрушек XVIII века. Элитарность стала еще заметнее в эпоху широкого распространения кукол.

- Вторая половина XIX- начало XX века- время золотого века кукол, период наивысшего расцвета искусства куклы и активного развития производства игрушек в целом.Среди производителей кукол лидерство принадлежало французским и немецким мастерам. Французские куклы отличались утонченностью, элегантностью, роскошью нарядов. Их головки часто создавались из неглазурованного фарфора (бисквита), платья - из лучшего шелка, а белье - из тонкого батиста. Немецкие куклы были практичны и основательны: головы кукол делались из бисквита или папье-маше, а платья часто были из хлопка или шерсти.

Бисквитный фарфор был основным материалом в производстве кукол конца XIX века. Именно с ним работали прославленные мастера кукольного дела во Франции (Жюмо, Готье, Брю, Штайнер) и в Германии (Марсель, Хойбах, Кеммер и Райнхардт). Фарфоровые куклы имели ряд преимуществ. Фактура бисквита придавала лицу куклы благородную бледность и элегантность, на матовую поверхность легко ложилась ручная роспись.

До следующих выставок ! Самая ближайшая Марка Шагала.

С ув.Наталья