Воспоминание из самого раннего моего детства. Меня будят ночью ( или поздно вечером)- папа вернулся из Москвы- а в углу комнаты .... гора игрушек: кукла , коляска и посудка разнообразная из яркого металла, и еще что-то, и сердце мое зашлось от восторга. И еще помню тут же была коробка с сандалиями, которые так чудесно пахли новой кожей.
Выставка в Пушкинском, на которую я пошла в будний день поразила меня и куклами и количеством посетителей . Видно все мы девочки родом из детства.
После небольшой прелюдии в затемненном первом зале посетители выставки переходят к основному. Здесь красота неописуемая.
В огромной витрине , словно в магазине представлены великолепно одетые куклы-модницы, так называемые парижанки, появившиеся в 1860-е годы, и ставшие символом золотого века кукол.Все они произведены во Франции Сфоткала их всех , листайте галереи
Их лица имели индивидуальные черты, а платья выполнялись по рисункам из модных журналов.
Одной из старейших французских кукольных мануфактур было предприятие Франсуа Готье, основанное в Париже в 1860 году. Его коллега Леон Казимир Брю в 1873 году впервые представил публике улыбнувшуюся куклу.
Считается, что моделью для нее послужила императрица Евгения, жена императора Наполеона III. Технические новации в кукольном производстве активно применял и Жюль Николя Штайнер. Его куклы закрывали глаза, могли двигать руками и даже шагать.
«Королем кукольного производства» во Франции называли Эмиля Жюмо, производившего с 1873 года на своей фабрике в Монтрё не только самих кукол, но и одежду, обувь, аксессуары для них и кукольную мебель.
Для этих предметов отдельный зал:
В его центре симпатичная семейка бульдогов, только что при виде людей спрыгнувших с дивана :
Вдоль стен под стеклом разнообразная одежда ( в галерее много фоток) :
... кукольная посуда и мебель
Эмиль Жюмо неоднократно получал медали на Всемирных выставках и сделал куклу статусным символом, индикатором богатства и общественного положения ее владельца.
Во второй половине XIX века куклы продавались в лавках и модных магазинах как одетыми в наряды из шелка или шерсти, так и неодетыми, но вместе с наборами материалов для пошива кукольной одежды. Самыми дорогими были куклы с приданым (сменными нарядами), которое хранилось в специальном саквояже.
Переходим в следующий зал - там куклы в национальных костюмах.
В последней четверти XIX века в российском обществе возрос интерес к национальной культуре, народному искусству и ремеслам, что нашло отражение в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это повлияло и на облик кукол.
Если сначала русскую одежду надевали на французских и немецких кукол, то в 1880-х годах появились кукольные производства в Москве и Сергиевом Посаде - давнем центре изготовления кустарной игрушки.
Художественную работу мастерской при Московском губернском земстве возглавил Н.Д Бартрам, создавший эскизы для кукольных нарядов, воспроизводивших костюмы жителей различных губерний России.
Тесное сотрудничество России и Франции в конце XIX века привело к увлечению французов русской культурой, что отразилось в модных нарядах дам, а также кукольной одежде- французские производители начали выпускать кукол в национальных русских костюмах:
Куклы были и дипломатическим подарком: в 1896 году императору Николаю II преподнесли набор из восьми тряпичных кукол в национальных костюмах народов Российской империи:
Особенный интерес к народным мотивам в конце XIX века возник на севере Франции.
В Бретани к этому времени сложился особый стиль мебели. Все предметы вытачивались из темных пород дерева и украшались орнаментами, напоминающими кельтские мотивы, а также изображением круга-розетки похожей на колесо прялки или штурвал.
Кукольная мебель повторяла предметы быта из традиционного бретонского дома: скамьи, люльки и шкатулки, шкафы разных размеров, в том числе шкафы-кровати. Наряды кукол также повторяли национальную одежду этого региона фасоном, цветом и декором.
Также в этом зале ( и в предыдущем) в центре размещены музыкальные автоматоны в виде кукол:
Технический прогресс сильно повлиял на производство игрушек для мальчиков. На рубеже XIX-XХ веков появились металлические игрушки: железные дороги с паровозами и станциями, автомобили, автобусы и прочие виды транспорта и техники.
Широкое распространение получили механические французские игрушки: поющие птицы в клетке, двигающиеся животные.
В игровых комнатах детей российского императора и высшей аристократии можно было увидеть механических французских бульдогов, которые могли двигать головой, а также других игрушечных животных, закрепленных на досках с колесами.
х изготовлением занималась немецкая фирма «Маргарет Штайф». Тело животного из папье-маше покрывали настоящей шкурой или, после 1910 года, плюшем.
К рождественским и новогодним праздникам в Европе и России повсеместно устраивались балаганы и кукольные театры с марионетками или перчаточными куклами.
Любимым героем французского уличного театра являлся Полишинель. Его итальянским «родственником» был персонаж итальянского ярмарочного театра задира, обжора и лентяй Пульчинелла, а в России - Петрушка.
На рубеже XIX-XХ века производство елочных игрушек, как и кукол, сильно изменилось. Если раньше для украшения елок использовали орехи, обернутые в фольгу, конфеты и игрушки, сделанные своими руками, то в это время желающие могли приобрести созданные промышленным способом елочные игрушки в виде ангелов, исторических деятелей, сказочных существ и даже персонажей балетов, а еще миниатюрных корабликов, воздушных шаров, разных животных. На верхушках елок устанавливали восьмиконечные звезды или фигурки ангелов с фарфоровыми головками ( листайте галерею с этой милотой)
По старинной итальянской традиции перчаточных кукол называли «буратини» по названию ткани, из которой их шили. Из Италии театр перчаточных кукол быстро распространился по всей Европе. Ярмарочные балаганы и представления бродячих кукольников, в которых главный герой всегда боролся за правду и справедливость, стали любимым развлечением простого люда.
Французский «буратини» Гиньоль, созданный в начале XIX века ткачом из Лиона, продолжил историю перчаточного театра.
Быстро завоевав популярность, Гиньоль дал свое имя жанру театрального искусства, а также жанру кукольного спектакля, изображавшего преступления и злодейства.
Ширма и перчаточные куклы театра «Гиньоль» из Царского Села были изготовлены по специальному заказу для цесаревича Алексея Николаевича и проданы парижским магазином «Детский рай».
Поскольку заказ был особенный, все куклы имеют внешнее сходство с членами российской императорской семьи и некоторыми близкими к ним людьми.
Театр, находившийся в игровой комнате цесаревича, включает ширму и семь персонажей французского кукольного театра «Гиньоль»: Арлекина, Капрала, Невесту, Полишинеля, Мадлон, Офицера и Служанку. Это уникальное произведение декоративно-прикладного искусства, возможно, являлось подарком одного из царственных родственников, либо было поднесено семье Романовых в числе дипломатических даров.
Прежде чем мы покинем выставку, добавлю несколько слов об оформлении .В каждом зале много фотографий, иллюстрирующих моду того времени, а также рисунков и картин .Я собрала некоторые из них в нижеследующей подборке:
Ну,и наконец, как и любят музейщики- пройдя всю выставку,вы попадаете в сувенирный магазин. Честно, я сначала не поняла даже эту фишку- думала, что это часть выставки:
Однако я приметила кассу, продавца и ценники на куклах. По стоимости пальто из кашемира.
Но можно что-то и более скромное присмотреть.
Для тех, кто обладает черным поясом терпения еще немного информации, которая находится на стенах выставки , она касается общей истории кукол. Я все-таки ее немного сократила и придала некую структуру .
-Куклы несли различные функции (от игровых до магических), меняли свой внешний вид и социальное значение. Их делали из того, что было под рукой: глины, дерева, текстиля.
-С открытием фарфоровой массы в Европе в первой половине XVIII века появились и первые европейские фарфоровые куклы. В то же время в Англии развивается производство кукол из воска, достигшее пика популярности во второй половине XIX века
- На развитие кукольного производства в Европе сильное влияние оказала эпоха Просвещения. Под влиянием философии гуманизма и развития медицины во второй половине XVIII века меняется отношение к ребенку. Ключевым моментом в этом процессе стала публикация книги Жан-Жака Руссо «Эмиль, или О воспитании». Благодаря ей в сознании людей, особенно представителей высшего общества, появились идеи ценности личности ребенка, приоритетности его нужд. Она способствовала изменению подходов к воспитанию, предлагая делать это через игру. Детство стало одной из важнейших тем искусства и литературы.
- К началу XIX века главной целью воспитания становится подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни, поэтому на первый план выходит обучение этикету и бытовым навыкам. Важная роль при этом отводилась куклам и игрушкам, которые стали более разнообразными благодаря ускорившемуся развитию промышленности. К этому времени сложились основные типы кукол: дама (модница), ребенок, младенец. Куклы по-прежнему были очень дороги и доступны только для элиты.
-Технический прогресс и расширение мануфактурного производства кукол в середине XIX века привели к появлению кукол в обиходе разных социальных слоев. Обычно в детской девочки из состоятельной семьи было большое количество кукол различного типа и размера из разнообразных материалов: фарфора, дерева, воска, папье-маше, композита. Из диковинки для аристократок кукла постепенно превратилась в игрушку для детей как высшего, так и среднего класса. К началу XХ века куклы стали массовым явлением и неотъемлемой частью быта.
-Несмотря на демократизацию кукольного производства, во второй половине XIX века продолжалось и производство эксклюзивных игрушек: механических кукол, которые могли двигать частями тела, ходить, говорить. В их создании принимали участие художники, модельеры, инженеры. Некоторые куклы поражали внешним сходством с настоящим ребенком и выглядели дороже и привлекательнее игрушек XVIII века. Элитарность стала еще заметнее в эпоху широкого распространения кукол.
- Вторая половина XIX- начало XX века- время золотого века кукол, период наивысшего расцвета искусства куклы и активного развития производства игрушек в целом.Среди производителей кукол лидерство принадлежало французским и немецким мастерам. Французские куклы отличались утонченностью, элегантностью, роскошью нарядов. Их головки часто создавались из неглазурованного фарфора (бисквита), платья - из лучшего шелка, а белье - из тонкого батиста. Немецкие куклы были практичны и основательны: головы кукол делались из бисквита или папье-маше, а платья часто были из хлопка или шерсти.
Бисквитный фарфор был основным материалом в производстве кукол конца XIX века. Именно с ним работали прославленные мастера кукольного дела во Франции (Жюмо, Готье, Брю, Штайнер) и в Германии (Марсель, Хойбах, Кеммер и Райнхардт). Фарфоровые куклы имели ряд преимуществ. Фактура бисквита придавала лицу куклы благородную бледность и элегантность, на матовую поверхность легко ложилась ручная роспись.
До следующих выставок ! Самая ближайшая Марка Шагала.
С ув.Наталья