Найти в Дзене
Приуралье

Когда дерево становится легендой

Для кочевников Ямала – ненцев, ханты и коми – неотъемлемой частью быта являются нарты – традиционное средство передвижения, похожее на детские санки, но куда более внушительное и выносливое. Несмотря на свою кажущуюся хрупкость, эти деревянные конструкции способны выдерживать вес до 200 килограмм, под нагрузкой лишь тихо поскрипывая, но не ломаясь. Исторически нарты изготавливались без единого гвоздя, и по сей день оленеводы стараются минимизировать использование металлических деталей. Причина проста: постоянное пребывание на открытом воздухе приводит к ржавчине, которая губительна для деревянной основы. Главным материалом для нарт служит лиственница, хотя береза и ель также используются. При должном мастерстве и "на совесть" сделанные нарты способны прослужить не одно десятилетие. Их легкость и простота в ремонте, даже в дороге, делают их незаменимыми в условиях постоянных переездов. Нарты – это не просто средство передвижения. Они служат настоящими "шкафами-сундуками", где кочевники

Для кочевников Ямала – ненцев, ханты и коми – неотъемлемой частью быта являются нарты – традиционное средство передвижения, похожее на детские санки, но куда более внушительное и выносливое. Несмотря на свою кажущуюся хрупкость, эти деревянные конструкции способны выдерживать вес до 200 килограмм, под нагрузкой лишь тихо поскрипывая, но не ломаясь.

-2

Исторически нарты изготавливались без единого гвоздя, и по сей день оленеводы стараются минимизировать использование металлических деталей. Причина проста: постоянное пребывание на открытом воздухе приводит к ржавчине, которая губительна для деревянной основы. Главным материалом для нарт служит лиственница, хотя береза и ель также используются. При должном мастерстве и "на совесть" сделанные нарты способны прослужить не одно десятилетие. Их легкость и простота в ремонте, даже в дороге, делают их незаменимыми в условиях постоянных переездов.

-3

Нарты – это не просто средство передвижения. Они служат настоящими "шкафами-сундуками", где кочевники хранят все свое имущество. Поэтому существует несколько видов нарт, в зависимости от их назначения: детские, мужские, женские и грузовые. Летом, когда приходится преодолевать кустарники и мох, к нартам запрягают четырех оленей, а зимой, по снегу, справляются трое животных.

-4

Заготовка древесины для нарт – дело мужчин, и происходит оно в феврале. Выбирают высокую и здоровую лиственницу, совершая при этом традиционный обряд. Правила обряда варьируются: кто-то разжигает костер, кто-то смазывает ствол оленьим жиром. Из срубленного дерева, пока оно сырое, сразу же изготавливают основные детали: полозья сгибают и затем сушат на протяжении двух лет, тщательно следя за тем, чтобы древесина не потрескалась. На третий год из этой подготовленной лиственницы строят женские нарты. Такие сани, при бережном уходе, могут прослужить более тридцати лет. Повседневные нарты, изготовленные из любой подходящей древесины, имеют меньший срок службы.

-5

В советские времена заготовка подходящих лиственниц и их подготовка были трудоемким процессом, что позволяло неплохо зарабатывать на продаже готовых деталей. Ненцы, кочевавшие на побережье Карского моря, использовали древесину, пропитанную морской водой, что придавало нартам еще большую долговечность.

-6

Нарты – это не просто деревянные конструкции. Это символ выносливости, мастерства и глубокой связи человека с природой, позволяющий народам Крайнего Севера выживать и сохранять свои уникальные традиции в суровых условиях.