Найти в Дзене
Sporthot.ru

Андрей Шевченко мог перейти в «Спартак», ЦСКА или другой клуб РФ. Бог миловал!

Андрей Шевченко остаётся единственным футболистом из стран СНГ, удостоенным «Золотого мяча» – наивысшей индивидуальной награды в мировом футболе. Он получил её в 2004 году, в эпоху, когда, как считают многие болельщики, этот трофей вручался по итогам действительно объективных достижений, а не в рамках длительного соперничества таких суперзвёзд, как Лионель Месси и Криштиану Роналду. За свою блистательную карьеру Шевченко, ласково прозванный фанатами «Шева», достиг вершин клубного футбола: выиграл Лигу чемпионов, становился чемпионом Италии с «Миланом», обладателем Кубка Италии и Кубка Англии, а также семь раз (примечание: в исходном тексте указано 6, но по официальным данным Украинской ассоциации футбола – 7 раз) признавался лучшим футболистом Украины. Однако карьера украинской звезды могла сложиться совершенно иначе. В середине 1990-х годов его путь едва не свернул в сторону России. Андрей Шевченко вместо того, чтобы стать легендой «Милана», рисковал затеряться на скамейке запасных мо
Оглавление

Андрей Шевченко остаётся единственным футболистом из стран СНГ, удостоенным «Золотого мяча» – наивысшей индивидуальной награды в мировом футболе. Он получил её в 2004 году, в эпоху, когда, как считают многие болельщики, этот трофей вручался по итогам действительно объективных достижений, а не в рамках длительного соперничества таких суперзвёзд, как Лионель Месси и Криштиану Роналду. За свою блистательную карьеру Шевченко, ласково прозванный фанатами «Шева», достиг вершин клубного футбола: выиграл Лигу чемпионов, становился чемпионом Италии с «Миланом», обладателем Кубка Италии и Кубка Англии, а также семь раз (примечание: в исходном тексте указано 6, но по официальным данным Украинской ассоциации футбола – 7 раз) признавался лучшим футболистом Украины.

Однако карьера украинской звезды могла сложиться совершенно иначе. В середине 1990-х годов его путь едва не свернул в сторону России. Андрей Шевченко вместо того, чтобы стать легендой «Милана», рисковал затеряться на скамейке запасных московского «Спартака».

Интерес «Спартака» и переговоры с Романцевым

Первой и, пожалуй, самой серьёзной попыткой перевезти молодые украинские таланты в Россию стал интерес со стороны московского «Спартака». Легендарный тренер красно-белых Олег Романцев хотел приобрести не одного игрока, а сразу дуэт – Шевченко и Реброва. В своей автобиографической книге «Правда обо мне и «Спартаке» Романцев вспоминал:

«Очень нравились мне по юности и Шевченко с Ребровым. Хотел, чтобы они перебрались в «Спартак». С обоими я разговаривал. И оба, что характерно, были готовы перейти в «Спартак», им был интересен такой шаг в карьере. Но с киевским «Динамо» нам договориться не удалось».

Романцев не указал точный год этих переговоров, но анализ событий позволяет с высокой долей вероятности отнести их к 1994 году. Косвенным подтверждением служит тот факт, что именно осенью 1994-го «Динамо» и «Спартак» сошлись в групповом этапе Лиги чемпионов. В Киеве при 90 тысячах зрителей динамовцы победили 3:2, и один из из голов забил Сергей Ребров. В ответном матче в московских «Лужниках» на европейской арене ярко засветился молодой Андрей Шевченко, вышедший на замену как раз вместо Реброва. Вероятно, тогда или в рамках этих визитов и состоялись личные контакты Романцева с футболистами.

Эту версию подтверждает и другой легендарный спартаковец, Егор Титов: «У нас был шанс играть вместе (с Шевченко). Об этом мало кто знает, но я помню, что в 1994 году «Спартак» проявлял интерес к Шевченко и Реброву. По-моему, тогда клубы не сошлись в цене. Шевченко был совсем молодым игроком».

Финансовый кризис в «Динамо» и цена вопроса

Фраза «не сошлись в цене» имеет под собой веские основания. В 1994 году киевское «Динамо» переживало глубокий финансовый кризис, связанный со сменой руководства. Предыдущий президент клуба, Виктор Безверхий, взял перед уходом крупный кредит в размере 1,2 миллиона долларов на покупку оборудования для производства паркета, что было далеко от футбольных нужд. Новое руководство во главе с Григорием Суркисом (официально ставшим президентом в 1996 году) долгое время пыталось оспорить эти долги. В такой ситуации «Динамо» было вынуждено рассматривать продажу своих самых перспективных активов для пополнения казны. Цена за перспективнейший дуэт Шевченко-Ребров, безусловно, должна была превышать тот самый «паркетный» миллион, что, видимо, и остановило «Спартак».

Альтернативный вариант: ЦСКА и Газзаев

Но «Спартак» был не единственным российским клубом, где мог оказаться Шевченко. Бывший селекционер ЦСКА Степан Крисевич вспоминал, что лично привозил 18-летнего Андрея вместе с другим будущим звездным динамовцем – Александром Гусиным – на просмотр в «армейский» клуб.

«Шевченко было лет 18. Он был худой, как треска. Правда, из Москвы они с Гусиным быстро уехали. Позвонил их тренер Владимир Онищенко: «Верни их, а то меня хотят распять». Нельзя было обижать киевское «Динамо», – рассказывал Крисевич.

Если подсчитать, то 18 лет Шевченко было именно в 1994 году. В тот сезон молодой нападающий ещё не был звездой: в чемпионате Украины он провёл 17 матчей, но забил лишь один гол (хотя и запомнившийся – в ворота мюнхенской «Баварии» в Лиге чемпионов). Основным бомбардиром «Динамо» тогда был Виктор Леоненко. Однако Шевченко ярко проявил себя на Кубке Содружества в Москве, где привлёк внимание Валерия Газзаева, в то время главного тренера владикавказского «Алании». По словам Газзаева, он пытался подписать Шевченко, но сам футболист отказался от перехода, хотя в 2009 году и потренировался под началом уже ставшего депутатом тренера.

Последний шанс для России: 2009 год

Последний раз реальная возможность увидеть Шевченко в России возникла в 2009 году. После неудачного возвращения из «Челси» в «Милан» (на правах аренды) карьера украинца шла на спад. Он рассматривал предложения от киевского «Динамо», «Монако» и вновь от московского «Спартака». Красно-белые в в тот период остро нуждались в классном нападающем, поскольку основная нагрузка ложилась на Веллитона. По слухам, переход был близок, однако Шевченко в итоге предпочёл ностальгическое возвращение в родной клуб – в «городок, где всё мило и знакомо», где и доиграл последние годы своей карьеры.

Таким образом, в судьбе Андрея Шевченко было как минимум три потенциальных поворота, которые могли привести его в российский футбол: в юности – в «Спартак» или ЦСКА, и в конце карьеры – снова в «Спартак». Однако история распорядилась иначе, подарив миру легенду «Милана» и украинского футбола, чья карьера, несмотря на все «почти», сложилась ярко и по-своему уникально.