Величественные башни Детинца, блеск куполов Софии, дивные
фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице… С подобными
визуальными образами культура нашего города связана в представлениях
местных жителей и любознательных туристов. Без малого 10 лет эту картину
дополняет ещё и мелодичная сторона. Речь, конечно же, о международном
фестивале музыкальных древностей «Словиша» и том срезе уникальных знаний
о музыкальной археологии, культуре и традициях, который он открывает. В
конце ноября фестиваль взял главную награду в одной из номинаций
международной премии Russian Event Awards. Также недавно наш город был
представлен на международном дне варгана в Санкт-Петербурге. Об этих
событиях и перспективах фестиваля рассказываем в нашем материале.
Снова первые
Звучное имя «Словиша», некогда вырезанное на боковине знаменитых
гуслей, не первый год прославляет Великий Новгород, как город, где на
несколько дней можно стать частью редкого в своём роде культурного
события и погрузиться в мир музыкальных древностей. За 9 лет одноимённый
фестиваль фактически стал брендом. Как отмечает Константин Хиврич,
председатель городского комитета культуры, один из организаторов и
инициаторов «Словиши», это работает в обе стороны: происходит
популяризация города, а город в свою очередь популяризирует знания об
уникальных инструментах и музыкальной культуре. Это приносит плоды.
«Международный фестиваль музыкальных древностей «Словиша» с 2018
года участвует в разных номинациях премии в области событийного туризма Russian Event Awards.
Пять раз мы выходили в финал, занимая призовые места. И в этом году
снова первые – в номинации «Лучшее этнокультурное событие». Церемония
награждения проходила в Нижнем Новгороде», – рассказывает Константин ХИВРИЧ.
Призовые места REA, по его словам, – в каком-то смысле подтверждение
того, что всё делается не зря. Как и обратная связь от постоянных
участников, партнёров и соорганизаторов. А таковых за годы проведения
фестиваля сделалось немало. Это – курирующая гусельную конференцию,
хранитель музыкальных инструментов Шереметевского дворца – Музея музыки
Санкт-Петербурга Варвара Летягина, научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Вячеслав Волхонский,
благодаря которому в рамках «Словиши» проводится звонарский блок,
всесторонне раскрывающие тему варгана писательница, музыкант и
исследовательница Ирина Богатырёва, а также музыкант, руководитель
проекта «Варганная речь» (Москва) Аксентий Бескровный. Словом – целая
межрегиональная команда.
Разрушить преграды
Расширилось за последние годы и число фестивальных площадок. Отныне
лекции, концерты и мастер-классы проводятся в областной филармонии,
локациях музея-заповедника, Доме музыки Рахманинова,
Центре культуры и досуга имени Н. Г. Васильева, на сцене уличного
театра «Садко». Но, как и в самом начале, по-прежнему Меккой для
этномузыкологов и интересующихся темой является Центр музыкальных
древностей Владимира Поветкина, в фондах которого имеются уникальные экземпляры, а сотрудники в увлекательной форме знакомят посетителей с научными открытиями.
«Фестиваль «Словиша» точно можно назвать одной из точек
притяжения: на него приезжают как первоклассные специалисты-музыковеды,
так и просто любители народной культуры. Это пространство, где между
собой могут общаться профессиональные учёные, музыканты, мастера
музыкальных инструментов, а также зрители и слушатели. Всегда хотелось,
чтобы здесь была атмосфера свободного общения и обмена опытом между
людьми», – говорит Антон КАМЕНСКИЙ, соавтор концепции фестиваля,
сотрудник Центра музыкальных древностей Владимира Поветкина, старший
научный сотрудник Новгородского музея-заповедника.
На старте он являлся и соорганизатором «Словиши», позже
сосредоточился на лекционном блоке в Центре Поветкина, который курирует
из года в год. Говоря об особенностях фестиваля, Антон подчёркивает:
«Он изначально задумывался как международный. Мы всегда исходили
из идеи, что народная музыка может объединять людей из разных стран. Я
верю, что такое международное общение помогает разрушить стены,
связанные с непониманием и неприятием чужой культуры. Когда знакомишься с
культурой соседей, то начинаешь видеть не только отличия, но и
схожесть».
В свою очередь Константин Хиврич, касаясь темы межрегионального сотрудничества и географии, замечает:
«Сделать подобный фестиваль в другом регионе можно лишь в теории,
– именно у нас есть археологическая и этнографическая основы, связанные
с открытиями, сделанными на территории Новгорода. В этом и символизм, и
связь с традицией».
Новые наигрыши и имена
Ещё одна особенность «Словиши» как культурного события и творческой
площадки – фестиваль вдохновляет на освоение разных инструментов. В
числе тех, кто благодаря ему продолжает открывать для себя мир варганной
музыки, – знакомая нашим читателям Полина ТАРАСОВА.
В составе новгородской делегации она недавно побывала на международном
дне варгана в Санкт-Петербурге и поделилась с нами впечатлениями:
«Мне очень понравилось, как на концерте выступили Игорь Дмитриев с
Анной Ахматовой – игра на варгане с народным пением. Исполнялись
русские народные песни, татарские, башкирские. Сама я поиграла свои
придуманные композиции – на варгане Вахитова и варгане мастерской
Ерошева и Седова».
Сегодня Полина не только совершенствует владение инструментом, но и
участвует в разных музыкальных проектах. Один из таких – сотворчество с
петербургскими ребятами, которые пишут рок-мюзикл в фольклорном стиле.
«Он про русские народы и народы Сибири. У нас в Новгороде уже был
квартирник. Очень интересно звучит варган с фортепиано и пением. Для
меня это новый опыт», – добавляет Полина.
Эхо XIX века
Современная варганная история в Новгороде тоже во многом связана с фестивалем «Словиша».
«Уже более десяти лет мы эту тему прорабатываем с разными
единомышленниками. Один из них – варганист, энтузиаст и популяризатор
инструмента Аксентий Бескровный», – напоминает Константин Хиврич.
Многие новгородцы, гости и участники помнят фестиваль 2020 года, когда у «Словиши» была целая отдельная варганная сцена в стенах театра под открытым небом «Садко».
Что касается научной основы, на сегодняшний день в Новгороде
обнаружено 15 варганов XIII – XVII вв. Антон Каменский уточняет, что это
сопоставимо с числом находок во многих европейских городах.
«Новгородские варганы XIII – XVII веков в основной своей массе
совершенно такие же, как варганы этого времени, обнаруженные в Англии,
Франции, Германии, Норвегии, Швеции, Финляндии. Мы склонны считать, что
инструменты из Новгорода являются частью общеевропейской традиции.
Однако один варган из Новгорода можно считать уникальным, благодаря его
особой конструкции. Он был обнаружен на Кировском раскопе в Новгороде, в
слоях XIV века», – приводит факты эксперт.
Те находки, что впервые описаны в научных трудах Бориса Колчина и
Владимира Поветкина, и впрямь позволяют говорить об этом инструменте,
как о характерном для Новгородской земли. По мнению Антона Каменского,
это послужило хорошей основой для популяризации:
«И благодаря тому, что варганы стали неотъемлемой частью
фестиваля «Словиша», о них узнаёт всё больше и больше людей. Ведь не
секрет, что этот инструмент часто воспринимают как только якутский,
алтайский или бурятский. И это неспроста. Ведь там традиция игры на
варгане хорошо известна. Но то, что в европейской части России играли на
варганах, – знают далеко не все. А ведь в Новгородской области играли
на варганах не только в Средние века, но ещё и в XIX столетии. Об этом
мы знаем благодаря изысканиям известного новгородского историка Ильи Владимировича Хохлова,
который нашёл в документах эпохи такие замечательные сведения. И
теперь, когда люди попадают на фестиваль, они узнают ещё и о русской
традиции игры на варгане».
Но «Словиша» не ограничивается только тематикой русского варгана, – добавляет Антон Каменский. –
Всегда важно узнать об инструменте в широком историко-культурном
контексте. И тут, конечно, стоит вспомнить замечательную выставку
«Варганный путь» в Новгородском музее-заповеднике, которую мы делали
вместе с Ириной Богатырёвой и Варварой Летягиной. Эта выставка, как мне
кажется, очень наглядно показала, как варган связывает между собой весь
мир», – заключает сотрудник Центра музыкальных древностей Поветкина.
Благозвучный символизм
Варганные наигрыши на площадках города вновь зазвучат – на X
фестивале «Словиша», уверяют организаторы. Порадуют гостей и другие
музыкальные традиции. Полюбившийся и гостям, и участникам звонарский
блок тоже планируют включить в программу.
«Это тоже довольно символично, ведь колокол – ещё один атрибут нашего музыкального наследия, – говорит Константин Хиврич. – В этом году у нас была задействована не только звонница в Новгородском кремле, но и колокольня Никольского собора. Не первый год «Словиша» собирает довольно внушительную делегацию звонарей из разных концов страны».
Множится число участников, расширяется «ареал» проведения, – растёт и
интерес гостей к «Словише». Неизменен главный принцип – фестиваль
должен включать в себя и научно-практическую часть, и концертную, и
мастер-классы. В планах организаторов – интегрировать фестиваль в
креативные индустрии. Например, привлекать к участию в ярмарке «Новгородский торг» ремесленников, занимающихся изготовлением музыкальных инструментов.
Одна из глобальных целей – позволить представить свои наработки и
связанные с ними музыкальные традиции как можно большему числу регионов.
И по возможности продолжать сохранять международный статус. В последние
годы, по понятным причинам, это делать непросто. Тем не менее,
«Словиша» продолжает радовать публику весьма интересными участниками. В
2026 году организаторы планируют пригласить представителей Иранского
культурного центра. Рассматривают вновь также участие Казахстана и
Белоруссии, с которыми давно налажены мосты.
И хотя пока говорить о конкретных участниках программы «Словиши-2026» рано, уже заявлены даты: 11 – 14 июня, на которые приходится и
празднование Дня России. А значит, очередной праздник звучания древних
инструментов точно будет особенным.
Текст: Ксения Пугач,
Фото: Людмила Степико, архив редакции, сообщество «Варганный путь» ВКонтакте