Найти в Дзене

Как снимали сказку "Золушка"

Кадр из фильма "Золушка" (1947) В послевоенные годы всем жителям нашей страны, безусловно, было очень тяжело. Радость от встречи с теми, кто вернулся с фронта, обернулась многочисленными психологическими проблемами. К тому же, всеобщая разруха и безденежье не повышали настроения. На экранах страны появлялись патриотические и военные фильмы, картины о трудовых буднях рабочих и колхозников, кадры про доблестных советских тружеников. И в это время режиссер Надежда Кошеверова поняла, что именно сейчас людям как никогда нужна сказка, чтобы отвлечься от безрадостного быта и хоть ненадолго погрузиться в атмосферу волшебства. Ее выбор пал на «Золушку». Главную героиню ей не пришлось долго искать. Когда Надежда Николаевна возвращалась из эвакуации, ей повстречалась Янина Жеймо. Актриса показалась режиссеру очень маленькой и растерянной, и в тот момент она поняла, что никто не сыграет трогательную Золушку лучше, чем Янина Болеславовна. Кадр из фильма "Золушка" (1947) Сценарий к фильму написал д

Кадр из фильма "Золушка" (1947)
Кадр из фильма "Золушка" (1947)

В послевоенные годы всем жителям нашей страны, безусловно, было очень тяжело. Радость от встречи с теми, кто вернулся с фронта, обернулась многочисленными психологическими проблемами. К тому же, всеобщая разруха и безденежье не повышали настроения. На экранах страны появлялись патриотические и военные фильмы, картины о трудовых буднях рабочих и колхозников, кадры про доблестных советских тружеников. И в это время режиссер Надежда Кошеверова поняла, что именно сейчас людям как никогда нужна сказка, чтобы отвлечься от безрадостного быта и хоть ненадолго погрузиться в атмосферу волшебства. Ее выбор пал на «Золушку».

Главную героиню ей не пришлось долго искать. Когда Надежда Николаевна возвращалась из эвакуации, ей повстречалась Янина Жеймо. Актриса показалась режиссеру очень маленькой и растерянной, и в тот момент она поняла, что никто не сыграет трогательную Золушку лучше, чем Янина Болеславовна.

Кадр из фильма "Золушка" (1947)
Кадр из фильма "Золушка" (1947)

Сценарий к фильму написал драматург Евгений Шварц. Позже он признавался, что создавал сценарий именно под главную героиню. В итоге сценарий был принят практически без поправок, и работа закипела.

В то время костюмерные на «Ленфильме» были практически пусты, часть помещений была разрушена бомбежками, но съемочная группа вышла из положения – костюмы для главных героев фильма сшили из занавесок, а для нарядных платьев Золушки и Феи Фаина Раневская принесла из дома отрез заграничного шифона.

А потом тем, кто снимал «Золушку» просто сказочно повезло – им доставили целых три тысячи конфискованных бальных платьев из Берлинского театра. Часть из них и использовали во время съемок бала.

Бал снимали зимой, в павильонах «Ленфильма» было очень холодно, поэтому актрисы были вынуждены обматывать себя теплыми шалями поверх платьев. Но с началом съемок им приходилось снимать с себя теплые вещи и неторопливо прогуливаться по помещению, обмахиваясь веерами, чтобы показать, как им жарко.

Кадр из фильма "Золушка"
Кадр из фильма "Золушка"

Знаменитые туфельки для Золушки изготовили из оргстекла. Надевать их было нельзя, поэтому специально для миниатюрной ножки Янины Жеймо, которая носила 31-й размер обуви, сшили еще одну пару туфелек и задекорировали их так, что они стали похожи на хрустальные.

Для того, чтобы облик 38-летней Янины Жеймо соответствовал внешнему виду 16-летней Золушки, крупные планы ее лица снимали только при вечернем освещении – так она выглядела гораздо моложе. И длинные перчатки на ней надеты неспроста – они были призваны спрятать руки актрисы, которые, конечно же, не были руками молодой девушки.

Игорь Клименков, который сыграл мальчика-пажа, с удовольствием вспоминал, как проходили съемки фильма. Он говорил, что ему приятно было находиться среди больших артистов. Все относились к нему очень по-доброму. В перерывах между съемками Янина Жеймо и Игорь залезали в карету-тыкву и дружески болтали. А когда на съемки приезжала Фаина Раневская, все как-то сразу внутренне подбирались – она могла в любой момент отпустить едкий и точный комментарий.

Фаина Георгиевна прониклась к мальчику и кормила его бутербродами, усадив к себе на колени.

Кадр из фильма "Золушка" (1947)
Кадр из фильма "Золушка" (1947)

Как вспоминал Игорь Афанасьевич, Эраст Гарин частенько бывал слегка подшофе, постоянно терял какую-нибудь деталь своего костюма и поэтому ругался, а Фаина Георгиевна напоминала ему о том, что рядом находится ребенок, и он успокаивался.

Ради роли в Золушке Фаина Раневская сбросила несколько килограммов и ежедневно подолгу находилась на гриме – ей подтягивали нос клейкой лентой и лаком, на скулы помещали специальные накладки, а под щеки – вату. В таком гриме актрисе было очень тяжело играть, но она стойко переносила все неприятные ощущения, будучи твердо убежденной в том, что ради роли артист обязан терпеть любые неудобства.

Кстати, мы могли и не увидеть блистательную Фаину Георгиевну в роли Мачехи – на пробах к фильму она сыграла жеманную светскую львицу, и сама раскритиковала свою работу. Евгений Шварц с ней согласился и стал искать другую актрису. Он предлагал роль Надежде Нурм, игрой которой восхищался, но та играла слишком уж прямолинейную женщину и не подошла на эту роль.

Надежда Нурм на пробах к фильму "Золушка". Фото: kino-tеatr.ru
Надежда Нурм на пробах к фильму "Золушка". Фото: kino-tеatr.ru

После нее пробовали оперную певицу Софью Голембу, но и она не справилась с задачей. И тогда решили вновь позвать Фаину Георгиевну. В итоге у нее получилась, на наш взгляд, лучшая Мачеха!

Софья Големба. Фото: kino-teatr.ru
Софья Големба. Фото: kino-teatr.ru

А Фею очень хотела сыграть Любовь Орлова, но ее типаж не подошел к этой роли, и пригласили Варвару Мясникову.

Декорации к фильму собирали по крупицам – мебель приносили из дома участники съемочной группы, а Фаина Раневская пожертвовала своим настенным бра – его кристаллики разобрали на украшения для актрис.

Кадр из фильма "Золушка" (1947)
Кадр из фильма "Золушка" (1947)

Уличные эпизоды снимали в Риге, а дворец возвели прямо на «Ленфильме».

Сцену, где Мачеха примеряет перья, которые ей подает Золушка, придумала сама Фаина Раневская.

Песенку «Встаньте, дети, встаньте в круг» исполнила Любовь Чернина – певица, которая выступала с джазовым оркестром. Вместо принца его песню спел Юрий Хочинский, который в 40-е годы прошлого столетия был очень популярным певцом.

Любовь Чернина и Юрий Хочинский. Фото: ru.wikipedia.org
Любовь Чернина и Юрий Хочинский. Фото: ru.wikipedia.org

Изначально фильм задумывался цветным – такие возможности у советского кинематографа уже были, но одновременно с «Золушкой» на «Ленфильме» снимали другой фильм, и вся цветная пленка, которая была в запасе, ушла на ту картину, а «Золушка» в первоначальном варианте стала черно-белой.

В 2009 году фильм решили «раскрасить», и поклонники этой картины разделились на два лагеря – одни сочли, что именно цветной вариант подарил «Золушке» дополнительный шарм и волшебство, а другие продолжают любить и смотреть черно-белый вариант фильма.

«Золушка» действительно получилась волшебной. Премьеру этой картины посмотрели 19 миллионов зрителей не только в СССР, но и за рубежом. И остается восхищаться теми, кто снимал и снимался в этой ленте. Совсем недавно они пережили страшные события, видели войну своими глазами, каждый – по-своему, мы не знаем, что пришлось пережить героям массовки буквально за недолгое время до начала съемок, многие актеры потеряли своих близких, но, вопреки всему, они сумели создать настоящую сказку.

Кадр из фильма "Золушка" (1947)
Кадр из фильма "Золушка" (1947)

На нашем канале вы найдете множество историй о судьбах актеров советского кино.

А если вы хотите подарить своему ребенку волшебный мир, населяющий радугу, проходите по ссылке, приобретайте мою книгу и отправляйтесь в путешествие!
https://www.litres.ru/67101609/?lfrom=977881207&ref_offer=1&ref_key=e3da1be1678969e1481df659e49a2a8fbfac988adf0a5b18e9529b6075b76dba
Доступна бесплатная ознакомительная часть

Приятного чтения!

Ваш Автор