Найти в Дзене
Чёрный редактор

"Рост не преграда". Как Илья Соболев ростом 166 см покорил ТНТ, пережил скандал с иском на 84 млн и нашел счастье с официанткой

Оглавление

Он слишком мал ростом для стандартной телевизионной стойки, но его шутки бьют без промаха. Родители мечтали, чтобы он торговал турецкой одеждой, а он предпочел торговать смехом — и преуспел.

Его карьера — это череда дерзких уходов, громких конфликтов и триумфальных возвращений. Он — живой парадокс: провинциал из Красноярска, ставший одним из главных циников московского телевидения; комик, высмеивающий в монологах семейную жизнь, но при этом — многодетный отец и примерный семьянин.

Илья Соболев. Рост всего 166 сантиметров. А амбиции, харизма и упрямство — на все три метра. Как этот «карлик с ноготок» (как его порой язвительно называют за глаза) сумел не просто вписаться в жесткий мир ТНТ, но и навязать ему свои правила?

Почему его брак с красавицей-официанткой оказался прочнее, чем все его творческие союзы с коллегами-комиками? И правда ли, что за маской простого «чувака, который тупо шутит», скрывается расчетливый стратег, отлично знающий цену и своему таланту, и скандалу?

Часть 1. Красноярский старт: от семечек и пауэрлифтинга до первой шутки про завуча

История Ильи Соболева началась в Красноярске в 1983 году. Его родители — типичные дети эпохи лихих 90-х — бросили инженерное дело и освоили торговлю, в итоге построив прибыльный бизнес по продаже турецкой одежды.

Они, вероятно, видели в сыне преемника, наследника торговой точки. Но мальчишка с детства горел другим. Его кумирами были не олигархи, а Эдди Мерфи и Робин Уильямс. В 13 лет он мыл машины за 50 рублей, чтобы наскрести на билет в КВН.

-2

А в школе он не был ботаником — он был клоуном, тем самым неугомонным парнем с задней парты, который мог изобразить Базарова, чихающего на цветы, и сорвать истерический хохот всего класса, заработав при этом законную двойку.

В его характере уже тогда угадывалась та самая смесь амбиций и предприимчивости. Он не просто мечтал о сцене — он шел к ней с почти спортивным упорством. В 17 лет он серьезно увлекся пауэрлифтингом, качал железо в подвальном школьном зале, мечтая о больших победах.

-3

Отец, к счастью для будущего комедийного цеха, вовремя пресек эту затею. А вот энергия требовала выхода. И выход нашелся в школьном КВН, где он свел судьбоносную дружбу с Романом Клячкиным.

Их первый номер — про хулиганов, крадущих журнал у завуча — закончился овациями. Это был момент истины: он понял, что сила — не в мышцах, а в смехе, который он может вызвать. И эта сила оказалась куда могущественнее.

-4

Учеба в Институте цветных металлов была формальностью, откосом от армии. Его настоящей alma mater стала питерская театральная академия, куда он тоже поступил, разорвавшись между физикой и лирикой, между уравнениями и сценариями для команды КВН «Левый берег». Уже тогда он делал рискованный выбор, ставя на творчество.

И этот выбор вскоре потребовал от него пожертвовать дипломом, когда на горизонте замаячило телевидение.

Часть 2. Триумф и пепел: почему сгорели «Красивые» и «Трио из Питера»

Путь на ТВ начался с «Смеха без правил» в 2007-м. Дуэт «Красивые» — Соболев и Клячкин — взорвал своими абсурдными скетчами первый же сезон, заняв второе место. Казалось, вот он, идеальный творческий симбиоз: школьные друзья, покоряющие страну.

-5

Их переманили в «Убойную лигу», где их юмор стал еще острее и циничнее. Но за кулисами копился конфликт. Соболев, вечный двигатель и экспериментатор, рвался вперед, пробовать новое. Клячкин, судя по всему, предпочитал проверенные схемы.

К 2010 году трещина превратилась в пропасть. После финала «Убойной лиги» дуэт, гремевший на всю страну, распался. Знаково, что за Соболевым тогда ушла целая команда — 12 человек, включая сценаристов и гримеров. Уже тогда в нем видели не просто исполнителя, а лидера, за которым идут.

-6

Но он не остался один. На обломках старого союза он выстроил новый, еще более мощный. В 2013-м родилось легендарное «Трио из Питера» с Антоном Ивановым и Алексеем Смирновым.

Их химия была магической: абсурд Соболева, ирония Смирнова и сюжетные повороты Иванова. Они стали лицом Comedy Club, их скетчи разбирали на цитаты. Они были братством, семьей. Но, как это часто бывает в шоу-бизнесе, семья эта оказалась невечной.

К 2017 году внутри трио назрел кризис. Творческие споры, разные взгляды на будущее, усталость от формата. Последней каплей стал уход из Comedy Club Гарика Мартиросяна, которого Соболев называл своим «творческим компасом».

-7

Лишившись ориентира, Илья тоже покинул проект. Трио тихо и без громких скандалов прекратило существование. Дважды Соболев достигал вершины в составе команды, и дважды команда рассыпалась. В кулуарах заговорили: а не слишком ли он сложен для коллег? Не его ли амбициозность и желание быть первым скрипачом взрывают даже самые успешные проекты?

Параллельно грянула история с уходом из шоу Stand Up. ТНТ поставило его перед жестоким выбором: или эксклюзив с ними, или работа в Comedy Club. Соболев попытался торговаться, но канал был непреклонен. Он выбрал Comedy, но в итоге потерял и его.

Период с 2017 по 2018 год стал для него временем турбулентности: он остался без двух главных площадок страны. Казалось, пик пройден, карьера пошла на спад. Но Соболев, с его красноярской закваской, не из тех, кто сдается.

Часть 3. Дядя Витя, «Прожарка» и иск на 84 миллиона: мастер провокации

Его спасла невероятная способность к трансформации и умение создать персонажа. Таким спасением стал Дядя Витя — ворчливый старик в потрепанной жилетке, ведущий похабные разговоры и дающий циничные жизненные советы.

-8

Образ, рожденный в недрах «Смеха без правил», оказался настолько живучим и народным, что перерос в отдельное шоу «Деньги или позор». Соболев годами отрицал, что это он, поддерживая интригу. И только самые внимательные зрители замечали, что голос у дедушки странно знакомый, а любимый фильм у Вити и Ильи один — «Человек на Луне».

Эта любовь к провокации и эпатажу вылилась в проект «Прожарка», где Соболев стал главным «палачом». Его первой жертвой стала Ольга Бузова. Жесткие, почти беспощадные шутки в адрес ее карьеры и имиджа вызвали и шок, и восторг.

Он балансировал на грани, доказывая, что может быть не только участником, но и режиссером травли (в хорошем, развлекательном смысле). Он следил, чтобы шутки не перерастали в откровенный хамский разбор, но сама эта грань была зыбкой.

-9

Иногда игра с огнем приводила к реальным ожогам. Осенью 2019 года на него подали иск на астрономическую сумму в 84 миллиона рублей. Поводом стало шоу «Можно ваш телефончик», где по заданию Соболева участник отправил случайному человеку, юристу из Тольятти, обидное аудиосообщение. Тот счел, что его деловая репутация уничтожена, и потребовал баснословную компенсацию.

Суд, к счастью для комика, снизил сумму до 100 тысяч, но осадочек, как говорится, остался. История стала черной меткой, напоминанием о том, что юмор — опасное оружие, которое может выстрелить в самого стрелка. Для Соболева это был болезненный, но важный урок. Он доказал, что готов идти на риск, но и расплачиваться за него тоже.

Часть 4. Крепость на Неве: как официантка Наталья укротила ловеласа и построила матриархат

На фоне этой турбулентной карьеры его личная жизнь выглядит поразительно стабильным и даже скучным оазисом. И это, пожалуй, самый интересный парадокс в его биографии.

-10

Он познакомился с будущей женой Натальей Пахомовой в 2004 году в питерском баре. Он — начинающий комик без гроша за душой. Она — официантка, якутка из Намского улуса. История знакомства анекдотична: увидев его, Наталья отобрала заказ у коллеги, чтобы лично принести ему уху по-фински.

Роман развивался не быстро. Соболев признается, что долго ухаживал. А главным испытанием стала проверка его матерью, которая устроила невесте настоящий экзамен на профпригодность в роли жены. Наталья выдержала его с честью.

-11

Их брак, длящийся уже более 14 лет, — это история не про романтику, а про партнерство и общий, очень специфический, юмор. Наталья давно перестала быть просто «женой звезды». Она — совладелица агентства недвижимости в Испании и фитнес-студии, женщина с железным характером. Сам Соболев с ухмылкой признает, что в их семье царит здоровый матриархат, и ему это нравится.

Она — его главный критик и соавтор, человек, который, по его же словам, «смешнее в сто раз». Она настолько уверена в их союзе, что даже ревность превратила в формат: в фильме «Свободные отношения», где по сценарию герою Соболева нужно было целоваться с актрисой, Наталья потребовала заменить партнершу на себя. Режиссер пошел навстречу.

-12

У них трое детей: дочери София и Ева, и сын Иван, родившийся в 2023-м. Соболев, иронизирующий в стендапе над семейными неурядицами, в жизни — вовлеченный отец, выкладывающий в соцсети трогательные видео, как он учит двухлетнего Ваню готовить салат.

Их крепость построена на тотальном доверии и умении смеяться над собой. В мире, где звездные браки рассыпаются как карточные домики, их союз держится на уникальном балансе: она дает ему надежный тыл и острую шутку, а он — статус и, видимо, ту самую надежность, которую ищет.

Часть 5. Новый виток: «Шоу Воли», «Стендап-рулетка» и вечный двигатель

Сегодня, в 2025 году, 42-летний Илья Соболев — не просто резидент, а институция. Он не пытается встроиться в систему, он давно стал ее частью, при этом сохранив свою колючую независимость. Его «Собости» в «Шоу Воли» — это еженедельная прививка сарказма от навязших в зубах новостей. Его новый проект «Стендап-рулетка» на ТНТ — снова эксперимент, риск, попытка вдохнуть новую жизнь в формат.

-13

Он ездит в большой гастрольный тур, снимается в сериалах («Волшебный участок-2», «Зовите Витю!»), оставаясь верным своему амплуа ироничного циника даже в сказочных декорациях. Кажется, он нашел свою формулу: быть не самым удобным, но абсолютно незаменимым. Он пережил распады команд, судебные иски, смену телевизионной конъюнктуры. И вышел из всего этого не сломленным, а лишь закаленным.

Часть 6. Обсуждение в сети: гений или вечный бунтарь с комплексом Наполеона?

Как и полагается фигуре такого масштаба, публика разделилась в его оценке.

«Он гений абсурда. После него многие скетчи кажутся пресными. У него врожденное чувство гротеска, и этот его Дядя Витя — просто шедевр перевоплощения», — восхищаются одни поклонники на форумах.
Другие видят в его карьере паттерн саморазрушения: «Он вечный бунтарь. Не может ужиться ни в одной команде. Сжег мосты и с Клячкиным, и с трио. Комплекс Наполеона при его-то росте. Боится, что в тени других его не разглядят».

Третьи обращают внимание на контраст между образом и реальностью: «На сцене — циник и бабник, в жизни — примерный семьянин и отец. Это ли не высший пилотаж актера? Он продает образ, и мы его покупаем. А его личная жизнь доказывает, что он умный мужик, который знает, где шутить, а где жить по-настоящему».

-14

А четвертые и вовсе считают его карьеру тактическим шедевром: «Он всегда оказывался в нужное время в нужном месте. Ушел из КВН в «Смех без правил», из распавшегося трио — в сольные проекты и «Прожарку». Он не боится терять, потому что уверен, что создаст что-то новое. Это не везение, это стратегия».

Часть 7. Итоги: 166 см несгибаемой воли

Подводя черту под этой, еще далеко не законченной историей, можно сказать, что Илья Соболев — это редкий тип артиста, который сделал себя сам, без блата и связей, исключительно талантом, трудолюбием и стальными нервами. Он прошел путь от продавца семечек до одного из королей отечественного юмора, не сломавшись и не продавшись.

Он доказал, что в мире, одержимом гламуром и внешностью, можно добиться успеха, будучи невысоким парнем с провинциальной харизмой. Он показал, что можно пережить громкие скандалы и судебные иски, если твоя репутация профессионала непоколебима. И, что самое важное, он продемонстрировал, что в водовороте шоу-бизнеса можно построить крепкую семью, если рядом с тобой — не поклонница, а партнер и друг.

-15

Его секрет, возможно, именно в этой двойственности. На сцене — вечный бунтарь и провокатор, разрушающий идолов. В жизни — консерватор, хранитель домашнего очага. Этот внутренний стержень, эта «негнущаяся ось», и позволяет ему уже два десятилетия оставаться на плаву, вызывая то восхищение, то раздражение, но никогда — равнодушие. Его рост — 166 сантиметров. Но фигура в истории российского юмора — исполинская.