Царская семья совершала путешествия всеми доступными на начало двадцатого века способами: по морю на яхте, по земле на лошадях, автомобилях, железной дороге.
Романовы путешествовали как по России, так и выезжали за границу.
НА ЮГ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
Весной, как правило, Николай II и его семья после холодного Царского Села, отправлялись в теплый и цветущий Крым. На юг семья ехала по железной дороге. Императорский экспресс – дом на колесах.
Царский состав цепляли к сверкающему черным лаком локомотиву. Обстановка в вагонах напоминала домашнюю. В вагоне самого императора все было устроено с максимальным комфортом: помещение, обшитое светлым ситцем, кушетки, кресла, письменный стол, книги, фотографии на полках, иконы над диванами.
Для питания царской семьи отводился целый вагон, который был оборудован кухней. Здесь были три плиты, холодильник, буфет с разнообразными винами.
«В первом вагоне находились прислуга и конвой. Как только поезд останавливался, часовые бегом занимали свои места у вагонов Их Величеств. Во втором вагоне находились кухня и помещения для метрдотеля и поваров. Третий вагон представлял собой столовую красного цвета; треть этого вагона была отведена под гостиную с тяжелыми драпировками и мебелью, обитою бархатным штофом; там же стояло пианино. Столовая была рассчитана на шестнадцать кувертов. Четвертый вагон пересекался во всю ширину коридором и был предназначен для Их Величеств. Первое купе представляло собой гостиную Государыни серо-лиловых тонов. Если Императрицы не было в поезде, купе это закрывалось на ключ. В пятом вагоне находилась детская; драпировки были из светлого кретона, а мебель - белая. Фрейлины помещались в этом же вагоне. Шестой вагон отводился свите. Он был разделен на 9 купе, из которых одно - двойное посередине вагона, предназначалось для министра Двора. Наши купе были много просторнее, чем в международных спальных вагонах. Комфорт был обеспечен, конечно, полностью. На каждой двери была рамка для помещения визитной карточки. Одно купе всегда было свободным: в него помещали лиц, представлявшихся Из Величествам в пути и почему-то оставляемых в поезде. Седьмой вагон предназначался для багажа, а в восьмом находились инспектор Высочайших поездов, комендант поезда, прислуга свиты, доктор и аптека. Вагоны освещались электричеством, обогревались паровым отоплением, в каждом купе был телефон. У изголовья дивана находилась ручка стоп-крана. В тамбуре вагона круглосуточно дежурил кондуктор».
Мосолов А.А. При дворе последнего императора
КОФЕ, ОБЕДЫ И ЧАЙ
На каждой станции имелись дополнительные вагоны для царского поезда и при необходимости их прицепляли к основному составу.
«… члены императорской свиты могли закусить, подойдя к столу, на котором стояли тарелки с икрой, лососиной, сардина, копченым языком, салями, солеными грибами, редисом, селедкой, огурцами и другими деликатесами. Во время обеда император всегда сидел посередине длинного стола, по бокам его – великие княжны, напротив граф Фредерикс и другие придворные. За редкими исключениями императрица трапезничала одна или с наследником».
Масси Р. Николай и Александра
Четкого времени для утреннего кофе не было. Пили кофе, кто как хотел.
В столовой собирались на пятичасовой чай с печеньем и фруктами.
Обед подавали в 8 часов вечера и продолжался он 50 минут.
Вечером подавали еще раз чай. К этому чаю царь выходил редко, императрица - никогда. Чай можно было пить кто как хотел: в купе или столовой.
ЕХАЛИ БЫСТРО
Скорость поезда составляла 25-30 верст в час. Путешествие из Петербурга в Крым занимало две ночи и день.
Если вспомнить конец восемнадцатого века, то у императрицы Екатерины II путь в Крым и обратно занял полгода - 2 января - 11 июля 1787 года. На обед и на ночь императрица останавливалась в казенных зданиях или помещичьих усадьбах. Конечно, владельцев тех и других заранее предупреждали. Переночевав, отправлялись в путь в 9 часов утра. Затем наступало время обеда. Обед продолжался с 12 до 15 часов. Только после этого ехали дальше.
Двадцатый век ускорил темп жизни, и скорость передвижения выросла в разы. Сменились виды транспорта.
Правда, по пути подъезд делал остановку, чтобы отдохнуть в тени деревьев или насладиться речной прохладой.
Позже в царском поезде ездили В. Ленин и Л. Троцкий.
ОТДЫХ НА ЯХТЕ "ШТАНДАРТ"
Маршрут путешествий семьи не менялся из год в год: Ливадия, Спала, Беловеж.
В июне вся семья отправлялась отдыхать на любимой яхте «Штандарт». Плавание было неспешным с остановками в финских шхерах. На яхте царь, царица и дети путешествовали около двух недель.
«Царский камбуз занимал очень большое помещение со световым люком, громадной плитой, электрической жаровней и особой паровой пекарней для выпечки хлеба и различной сдобы. Рядом с камбузом находились помещения для хранения провизии, ледники и особые, обитые цинком, шкафы для сухих продуктов».
Саблин Н. Десять лет на императорской яхте «Штандарт».
Всю еду готовили на яхте: были ли это обычные дни или дни торжественных приемов. Для этого на борту «Штандарта» имелось все необходимое оборудование и запас продуктов.
Продукты длительного хранения загружались на яхту заранее, а те, что быстро портились доставляли раз в три дня в специальных ледниках.
ЛЮБИМАЯ ВЫПЕЧКА НА ЯХТЕ
Жизнь на яхте протекала по строго заведенному распорядку дня.
День на яхте начинался в 8 часов с поднятия флага. На палубу выходил сам Николай II и дети.
В 9 часов пили чай с молоком, сдобой и сливочным маслом. Молочные продукты на яхту регулярно доставлялись с Петергофских ферм. Сдоба всегда была горячей и вкусной. Пекарь Ермолаев был виртуозом по части выпечки. Он удивлял вкусной и оригинальной выпечкой: маленькими печеньями размером с копеечку, разными булочками, сладкими и солеными витыми батонами.
В 11 часов император вместе с наследником снимали пробу с обеда команды.
В 12 часов у монарших особ начинался завтрак. Он скорее напоминал обед: был очень плотным и состоял из пяти блюд. Обязательно был суп и несколько блюд из мяса и рыбы, десерты. К этому времени собиралась вся семья и свободные от вахты офицеры.
Николай II и великие княжны любили ежедневно прогуливаться на берегу. Они собирали грибы, отыскивали на берегу финских шхер разноцветные камешки. Когда удавалось собрать грибы, то варили грибной суп на телячьим бульоне. Такой суп очень уважал Николай II.
Но обязательно все возвращались на яхту к пятичасовому чаю. Чай пили на верхней палубе. В это время духовой оркестр исполнял марши или играли балалаечники. Царь сам разливал чай, спрашивая кому покрепче, кому послабее. К чаю подавали фрукты, выпечку.
В 8 часов вечера был обед, который включал в себя шесть блюд.
В 11 часов подавали фрукты, печенье, сэндвичи, чай, напитки. Но дети к этому времени могли уже спать.
Особенно Николай II любил жареные пельмени во время своего отдыха на яхте.
Пока царь ехал на поезде в Крым, яхту «Штандарт» перегоняли по морю вокруг Европы. Как только царский поезд прибывал на полуостров, все пересаживались на яхту и тихим ходом шли до Ялты.
Каким бы способом не путешествовала царская семья в начале двадцатого века поездом или по морю, повара старались кормить вкусной и привычной едой для них.