- «Я долго сомневался, стоит ли идти на тот мастер-класс. Но внутри что-то щёлкнуло, и я решил попробовать. Это решение стало переломным и открыло для меня совершенно новый мир».
- «Город розовых закатов».
- «У нас весь Иркутск можно писать, кроме высоток. Я имею в виду старый – деревянный. Он живой! И это обязательно надо писать. Со временем эта красота исчезнет!»
Бывает так, что одно казалось бы случайное событие вызывает череду неожиданных поворотов на жизненном пути человека.
Это явление в фантастике (с лёгкой руки Рэя Брэдбери) получило название «эффект бабочки».
Наверно и вам попадались такие истории, когда врач-патологоанатом становится автором книги-бестселлера, лаборант химической лаборатории открывает кондитерскую, фитнес-тренер начинает шить одежду...
Кто-то принимает волевое решение, целеустремлённо делает резкий поворот и меняет направление своего профессионального развития, а кто-то получает от Вселенной волшебный пендель знак свыше, что надо попробовать что-то новое, сменить вектор своего движения...
У живописца Дмитрия Старикова – второй вариант. Он не планировал уходить из привычной сферы – трудился на железной дороге осмотрщиком подвижного состава в ОАО «РЖД».
Путеводной звездой для Дмитрия стала его супруга Елена. Это она заметила объявление о мастер-классе по интуитивной живописи, сорвала листок со столбика и показала мужу-железнодорожнику – вот, мол, что-то интересное, развивающее.
Мастер-класс по интуитивной живописи (правополушарному рисованию) — это занятие, на котором участники учатся рисовать, ориентируясь на эмоции и интуицию, а не на техники живописи и логику.
Суть метода — временное подавление работы левого полушария мозга и передача ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. Методика разработана американским художником и доктором наук Бетти Эдвардс.
В России интуитивная живопись популярна: мастер-классы проводят в изостудиях, школах, библиотеках, музеях и т. д. Есть художники, которые активно творят в этом направлении.
Вот как отзывается Дмитрий Стариков о судьбоносном мастер-классе:
«Я долго сомневался, стоит ли идти на тот мастер-класс. Но внутри что-то щёлкнуло, и я решил попробовать. Это решение стало переломным и открыло для меня совершенно новый мир».
Именно с этого мастер-класса началась трансформация железнодорожника в художника.
Дмитрий Владимирович – иркутянин, вырос в районе Ново-Ленино (слышала, как местная молодёжь называла район «НЛО»). У своих родных особых творческих способностей не наблюдал.
«У отца было что-то творческое, но он сильно как-то не показывал», – вспоминает Дмитрий Стариков годы спустя.
Памятный мастер-класс преобразил внутренний мир, а точнее – научил Дмитрия выражать его красками на холсте.
В 2022 году, в возрасте 44 лет, Дмитрий Владимирович Стариков окончил Иркутский художественный колледж им. И. Л. Копылова (отделение живописи). И с этого же года стал активным участником городских, областных и региональных выставок. Является кандидатом на вступление в ВТОО «Союз художников России».
Дмитрий Стариков уже четвёртый год является методистом методического фонда колледжа, где учился, вечерами ещё работает преподавателем живописи.
«Мои обязанности – следить за фондом, выдавать учебный материал, разрабатывать выставки как в колледже, так и вне учебного заведения», – пояснил Дмитрий Владимирович.
Отдельной мастерской у художника нет. Пишет картины в своём кабинете на работе.
Дмитрий Владимирович предпочитает творить на свежем воздухе, поэтому участвует в пленэрах арт-галереи «Диас», пишет этюды с натуры. Его творчество относится к жанру реализма: художник видит красоту родного края самодостаточной, не требующей приукрашивания и домысливания.
Например, в этом году ярким творческим событием стало для художника участие в Международном пленэрно-выставочном проекте «Краски Сибири». В этом году он включал в себя художественный пленэр, мастер-классы, выставки и другие мероприятия межрегионального и международного характера в области профессионального изобразительного искусства.
Дмитрий Стариков участвовал в разных сезонах проекта. Последний – «Андреевка. Японское море» – прошёл с 15 по 27 сентября. А через месяц после этого в арт-галерее «Диас» художник дал старт своей первой персональной выставке с поэтичным названием –
«Город розовых закатов».
Эта выставка украшала галерею, когда я туда пришла впервые 👇
Весь цокольный этаж «Диас» украсили более полусотни работ пейзажиста и патриота своей малой родины. Главные герои полотен — уютные деревенские улочки, старинные церкви, виды старого Иркутска, батюшка Байкал и бескрайние просторы Иркутской области.
31 октября на открытии выставки присутствовала вся многодетная семья Дмитрия Старикова: супруга Елена, старшая дочь Алина, вторая дочь Виктория, двойняшки Матвей и Варвара. Младшие много рисуют, имея перед глазами пример отца, а старшие дети живописью не особо увлекаются, но искренне восхищаются творчеством папы.
Я застала выставку «Город розовых закатов» в последний день её работы. И получила море удовольствия от созерцания картин, будто плавно перетекающих друг в друга! Посетителей в галерее под закрытие почти не было, и я имела возможность пообщаться с работами мастера один на один.
Первой меня встретила картина, под которой были красивые строки размышления о красоте Иркутска 👇
А рядом «Зимний город в свете фонарей» (2025). Это то, что мы, живя в Иркутске, лицезреем вживую сейчас 👇
А это полотно заставляло меня возвращаться к нему несколько раз, и мысленно так хотелось войти в этот приглашающий своим тёплым светом храм... 👇
Свято-Феофановский храм находится в рабочем посёлке Магистральный Казачинско-Ленского района Иркутской области. Строительство его началось в начале 2000-х годов по инициативе местных жителей. Основной целью было обеспечить духовное окормление населения посёлка и прилегающих территорий. Освящение состоялось в 2010 году. С этого момента храм стал центром религиозной жизни посёлка.
Но нет, не только зима и закаты вдохновляют Дмитрия Владимировича. Смотрите сколько света, летнего солнца на картине «Исповедь. Иркутские храмы» (2025) 👇
Это Троицкая церковь (Церковь Святой Троицы, Свято-Троицкая церковь). Я её фотографировала в прошлом году. Это один из старейших православных храмов Иркутска.
А тут очень приветливый и тёплый уголок выставки! 👇
Рядом с этой стеной стоит объёмный натюрморт, отсылающий нас к творческим будням художника 👇
Вот таким будням 👇
Чуть не влезла в краску – так мне хотелось подержать какую-нибудь кисть)) Никогда не доводилось писать картину маслом. А Дмитрий Стариков, как и многие пейзажисты, делает это на свежем воздухе – глядя на приглянувшийся вид, вдыхая воздух этого момента, чувствуя физически ветер, солнце... Для него картины – это порталы в момент, в эти чувства, свет, воздух...
«Город розовых закатов» – это не только про город, конечно. Но то тут, то там мы увидим дом, церковь, дорогу – что-то, что нам напомнит о присутствии цивилизации.
Город Дмитрия Старикова – это не только то, что видят глаза, но и то, что носит сердце. А сердце этого иркутянина носит горы, реки, тайгу и озеро Байкал.
Посещённый когда-то мастер-класс стал указателем «Сюда пойдёшь – себя найдёшь». И Дмитрий Стариков пошёл. Обучение в художественном колледже дало ему знания, инструменты и техники, в чувство прекрасного, оказывается, было с ним всегда. Даже когда он осматривал подвижный состав поезда и краем глаза замечал красивый розовый закат...
Картины художника так искренни и похожи на признание любви родному краю, что хочется процитировать стихотворение, которое мне попалось на днях на просторах интернета. Это произведение современника Александра Лопатина-Иркутского, как и творчество Дмитрия Старикова, посвящено Иркутску (в авторской редакции):
***
Когда Иркутск в лучах заката,
как храм в зеркальной синеве.
В убранстве, золотом богатом,
он словно с Господом наедине.
.
Как не попасть под обоянье,
иркутской славной синевы.
Услышав песню Мирозданье,
в журчание разбойной Ангары
.
Мелодией божественного звука.
Заполнен городской простор.
Душевная услада слуха,
Как шёпот звёзд, морозный разговор.
.
Кто был рождён, под эту песню,
в небесной этой синеве.
Тому не позабыть навеки,
светлейший город на земле.
(2009)
Сегодня утром я была на открытии 32-й конференции «Байкальское кольцо». Там собрались 120 краеведов-школьников со всей Иркутской области, и, конечно, об этом будет отдельная статья.
Конференцию сегодняшнюю вспомнила потому, что по картинам сибирских художников иркутянам можно изучать свой край! Собственно, они так и делают, ведь среди проектов детей есть посвящённые художникам.
«У нас весь Иркутск можно писать, кроме высоток. Я имею в виду старый – деревянный. Он живой! И это обязательно надо писать. Со временем эта красота исчезнет!»
Так говорит о родном городе Дмитрий Стариков.
И кто знает, может дети Дмитрия Старикова или другие юные сибиряки когда-нибудь посвятят свой исследовательский проект иркутянину, который в сознательном уже возрасте стал запечатлевать родной Иркутск, любимый Байкал, вдохновляющие его горы... По картинам Дмитрия Владимировича можно составить виртуальный творческий маршрут, соединить его этюды в «Байкальское кольцо»!
Если бы Дмитрий Стариков издавал книгу о своём творчестве, то на обложку предложил бы издательству картину «Птичья гавань» (2022) 👇
А картина «Февральское солнце» (2022) – дипломный эскиз – ему дороже всего ❤
Получить более объёмное представление о выставке «Город розовых закатов» можно с помощью видео 👇