Найти в Дзене

ПОЕЗДКА В КИТАЕ: как не сойти с ума в стране скоростных магистралей

Китайские поезда — это вообще отдельная вселенная. Тут можно за считаные часы улететь на 1000 км по земле, доехать в любую дыру с пересадками за копейки и при этом не увидеть ни одного бумажного билета. Собрала в одном месте всё самое важное:
когда и где покупать билеты, как не запутаться в типах поездов, что делать на вокзале и с чем вас могут не пропустить на досмотре. Когда покупать билеты У поездов в Китае есть окно продаж: продажа открывается за 2 недели до даты отправления; некоторые сервисы позволяют зарезервировать билеты заранее — до 59 суток. Вы оставляете заявку, и как только билеты появляются в продаже, система автоматически выкупает их за вас. Важно понимать: если вы стоите в waiting list на популярный маршрут в сезон, вы не одни такие умные. Билеты выкупаются строго в порядке очереди; если к моменту, когда доходит ваша очередь, всех мест уже нет — билеты не будут выкуплены. Вы продолжите висеть в листе ожидания или же сможете отменить свою бронь. Часто билеты могут выкуп
Оглавление

Китайские поезда — это вообще отдельная вселенная. Тут можно за считаные часы улететь на 1000 км по земле, доехать в любую дыру с пересадками за копейки и при этом не увидеть ни одного бумажного билета.

Собрала в одном месте всё самое важное:
когда и где покупать билеты, как не запутаться в типах поездов, что делать на вокзале и с чем вас могут не пропустить на досмотре.

Когда покупать билеты

У поездов в Китае есть окно продаж:

  • продажа открывается за 2 недели до даты отправления;
  • некоторые сервисы позволяют зарезервировать билеты заранее — до 59 суток. Вы оставляете заявку, и как только билеты появляются в продаже, система автоматически выкупает их за вас.

Важно понимать:

  • если вы стоите в waiting list на популярный маршрут в сезон, вы не одни такие умные. Билеты выкупаются строго в порядке очереди;
  • если к моменту, когда доходит ваша очередь, всех мест уже нет — билеты не будут выкуплены. Вы продолжите висеть в листе ожидания или же сможете отменить свою бронь.

Часто билеты могут выкупиться спустя 2-6 часов после открытия продаж, или в течение суток, я рекомендую подождать и не паниковать.

Поэтому логика простая:

  • на праздники (Новый год, Золотая неделя, горячий турсезон) — караулить открытие продаж, вставать в waiting list, надеяться на лучшее.
  • в обычные дни — спокойно брать билеты в течение пары дней после старта продаж, а в лучших случая прямо день в день.

Где покупать билеты

Есть четыре адекватных пути.

1. Trip.com — вариант для туристов

То, что я советую всем, кто не живёт в Китае и приехал просто поглазеть:

  • понятный интерфейс на английском/русском;
  • сразу видно все варианты поездов и классы мест;
  • есть инструкция для путешественников, что делать после покупки;
  • можно оплатить российской картой МИР;
  • билеты подгружаются в приложение, их удобно показывать на вокзале.

Минус: Trip берёт свою комиссию за покупку билетов. Но за нервы, честно, не жалко. Да и к тому же она не очень большая.

2. 12306 — вариант для прожжённых

Официальный сервис железных дорог Китая (аналог нашего РЖД):

  • цены без наценки и комиссий;
  • есть отдельное приложение и мини-программы в китайских сервисах Alipay и WeChat;
  • зато интерфейс «для тех, кто уже сдал HSK» и привык к китайскому UX.

Чтобы пользоваться нужно зарегистрироваться, привязать документ (паспорт), оплатить китайской картой / через китайские платёжки Alipay или WeChat.

Оно того стоит, если вы живёте в Китае или часто туда катаетесь. Если вы просто едете в путешествие — Trip.com понятнее и приятнее.

3. В кассе на вокзале

Классика: приходите с загранпаспортом к кассе и покупаете билеты там.

Минусы:

  • в сезон билетов может просто не быть;
  • язык: иногда попадаются кассиры с нулевым английским, приходится рисовать даты и показывать скрин с номером поезда.

Как запасной вариант — да. Как основной — я бы не рассчитывала на удачу, да и в мир цифровых технологий это просто не удобно.

4. В автоматах на вокзале

На многих станциях стоят терминалы, через которые китайцы покупают/забирают билеты.

И вот здесь засада — без китайского ID и китайского номера телефона вы там особо ничего не сделаете. Система заточена под местных.

Поэтому иностранцу проще не тратить на это время и покупать онлайн.

Как покупать билеты: шаг за шагом

Для примера возьмём Trip.com, но логика одинаковая почти везде.

1. Выбираем маршрут и станции

Вводите город отправления и прибытия. Можно вводить именно город — система сама покажет все станции в нём.

Немного про китайские названия станций (на примере Пекина):

  • Beijingxi — западный вокзал (xi = west);
  • Beijingnan — южный вокзал (nan = south);
  • Beijingbei — северный вокзал (bei = north);
  • Beijingdong — восточный вокзал (dong = east);
  • просто Beijing — центральный вокзал.

Если вам не принципиально, откуда ехать, можете смотреть все станции сразу и выбирать удобное время и цену.

2. Выбираем дату и тип поезда

Выбираете нужную дату — система показывает все поезда.

Тип поезда обозначен буквой перед цифрами:

  • G, D, C — высокоскоростные:
    – G — до 350 км/ч,
    – D — до 250 км/ч,
    – C — до ~200 км/ч. Это те самые белые «пули».
  • Z, T, K — обычные поезда:
    – Z — «прямой экспресс»,
    – T — «особый скорый»,
    – K — «быстрый».

Чаще всего Z/T/K — это ночные и дальние поезда с купе и плацкартом.

3. Выбираем рейс и места

Смотрите на:

  • время отправления и прибытия;
  • длительность поездки;
  • наличие мест.

По классам мест всё выглядит так.

На скоростных (G/D/C):

  • Business class — три кресла в ряд (2+1), раскладываются аж до почти горизонтального положения. Много места, мало людей, очень дорого.
  • First class — четыре кресла в ряд (2+2), широкие, с хорошим наклоном спинки и подставкой для ног. Комфортно.
  • Second class — пять кресел в ряд (3+2), стандартный вариант: нормальный шаг, откидная спинка, столик. Большинство людей ездят так, мы и сами всегда путешествуем им. Достаточно комфортно.
  • Standing — стоячий билет: формально без места, но если кого-то нет или кто-то вышел раньше, можно присесть.

На обычных (Z/T/K):

  • Soft sleeper — купе на 4 места, двери закрываются, есть матрас, постель, часто шторка/дверь.
  • Hard sleeper — «открытое купе» на 6 мест (три полки в высоту), без двери, с полками вдоль вагона.
  • Hard seat — сидячие места 3+2, довольно жёсткие, зато дешёвые.
  • Standing — тот же стоячий билет.

Выбираете нужный тип — система покажет, есть ли ещё свободные места.

4. Вводим паспортные данные

Вам нужно:

  • фамилия и имя как в загранпаспорте;
  • номер загранпаспорта (строка без пробелов);
  • пол, дата рождения;
  • контактный телефон и e-mail.

⚠️ Важно:

В Китае проход на поезд завязан на документ, а не на бумажку с билетом. Поэтому если вы ошибётесь в одной цифре паспорта — вас не будет в системе; если поменяете паспорт, а билет покупали по старому, — придётся переоформлять.

5. Выбираем предпочтение по месту

В скоростных поездах сиденья обозначаются буквами:

  • обычно A и F — окна,
  • C и D — проход,
  • среднее в ряду 3+2 — буква B.

Выбираете предпочтение — и система автоматически посадит вас в конкретный ряд и вагон.
То есть выбираете просто «А» или «А и В», но
не конкретное 12A, как мы привыкли.

Если хотите сидеть рядом — покупайте билеты одним бронированием на всех, тогда система постарается посадить вас вместе (если есть такая возможность). Нас только 1 раз система рассадила, а на поездах мы путешествуем очень много.

6. Оплата и waiting list

Остаётся оплатить картой (в Trip.com — в том числе российской МИР) и дождаться подтверждения.

Если билетов на нужный вам рейс нет:

  • можно встать в waiting list;
  • если кто-то сдаст билет, система автоматически выкупит его для вас;
  • гарантий нет, так что лучше параллельно смотреть альтернативные рейсы/даты.

Как вести себя на вокзале: что вас ждёт

Главное, что нужно помнить:

Китай давно ушёл от бумажных билетов.
Ваш билет — это ваш паспорт.

Никаких распечаток и QR-кодов. Скриншот на входе никого не интересует — только документ.

Типичный маршрут по вокзалу выглядит так:

  1. Вход и досмотр
    На входе у вас проверят паспорт и отправят сумки через сканер.
    Иногда могут задать пару вопросов (куда, откуда, что везём).
  2. Ожидание у гейтов
    У каждого поезда есть
    номер гейта — он указан в приложении / на табло.
    Вы просто находите свой гейт и ждёте, когда начнётся посадка.
  3. Контроль перед посадкой
    Перед спуском на платформу ещё раз проверяют паспорт и наличие билета. В крупных транспортных узлах может быть еще один досмотр.
    Если есть турникеты — иностранцам обычно проще идти
    к сотруднику сбоку: протягиваете паспорт, он сканирует документ — загорается зелёный, проходите.
  4. Выход на платформу
    Поезда останавливаются всегда в одном и том же месте.
    На краю платформы часто есть разметка: где какой вагон,
    плюс на каждом вагоне снаружи горит его номер.

Внутри: номер вагона и места написан на билетных данных и продублирован в самом вагоне — над/под полкой для багажа или над сиденьем.

Что нельзя проносить и провозить

По сути всё как в самолётах, только с китайской спецификой.

Запрещены:

  • всё горючее и легковоспламеняющееся;
  • токсичные вещества;
  • оружие и боеприпасы;
  • сильные магниты.

Отдельно следят за:

  • power bank’ами — свыше ~100 Wh (≈ 27 000 mAh) и без маркировки могут спокойно изъять;
  • баллончиками (лак, газ, перцовые и т.п.);
  • большим количеством парфюма и жидкостей.

Из личного опыта:

баллончик запечатанного сухого шампуня у меня рассматривали со всех сторон несколько раз, хотя в итоге всегда возвращали.

Алкоголь

  • крепкий алкоголь >24% должен быть запечатан и промаркирован;
  • распивать его в вагоне и на вокзале официально нельзя;
  • пиво — можно, но без фанатизма и демонстративных застолий.

Что есть в поезде: комфорт и быт

Сильно зависит от категории поезда и его «возраста», но стандартный набор примерно такой:

  • места для багажа:
    – верхние полки над креслами,
    – большие полки/шкафчики в начале/конце вагона,
    – пространство за последним рядом.
  • горячая вода — почти в каждом вагоне есть бойлер с кипятком.
    Китайцы вечно ходят с термосами, лапшой и чаем, вы можете делать так же.
  • электричество
    – в современных скоростных поездах у каждого кресла есть
    розетка или USB,
    – в старых — розетки стоят в начале и конце вагона.
  • туалет в каждом вагоне
    – есть «сквот» (дыра в полу),
    – есть обычные сидячие.
    Чем выше класс вагона, тем аккуратнее, как правило, уборка.
  • еда и напитки
    – по вагону периодически ходят сотрудники с тележкой: снеки, напитки, лапша;
    – в части поездов есть
    вагон-ресторан или хотя бы буфет;
    – в ночных — можно купить простые готовые блюда.

В поездах дальнего следования есть душевые, но это уже отдельный квест, и туда обычно ломятся только самые замотивированные.

Небольшие лайфхаки напоследок

  • Делайте скриншоты всех билетов в приложении.
    Иногда связь на вокзале подлагивает, а скрин у вас всегда под рукой.
  • Приходите заранее.
    Китайские вокзалы — это мини-аэропорты. На крупные станции лучше приезжать
    за час, а не «за 10 минут до».
  • Не бойтесь спрашивать.
    Китайцы очень любят помогать, даже если не говорят по-английски.
    Покажите номер поезда/гейта на телефоне — вас доведут до нужной двери.
  • На длинные переезды берите перекус.
    Еда в поездах не всегда вкусная и почти никогда дешёвая.

Путешествовать по Китаю на поездах правда удобно и безопасно.
От севера до юга можно добраться с пересадками за пару дней и относительно небольшие деньги — главное, один раз разобраться в системе.

Если вам интересны такие практические разборы про Китай и Азию — в моём телеграм-канале «Настины странности ✈️» я подробно разбираю:

  • поезда,
  • китайские приложения,
  • Alipay и оплату,
  • arrival card и границы,
  • маршруты, которые реально можно повторить.