Китайские поезда — это вообще отдельная вселенная. Тут можно за считаные часы улететь на 1000 км по земле, доехать в любую дыру с пересадками за копейки и при этом не увидеть ни одного бумажного билета.
Собрала в одном месте всё самое важное:
когда и где покупать билеты, как не запутаться в типах поездов, что делать на вокзале и с чем вас могут не пропустить на досмотре.
Когда покупать билеты
У поездов в Китае есть окно продаж:
- продажа открывается за 2 недели до даты отправления;
- некоторые сервисы позволяют зарезервировать билеты заранее — до 59 суток. Вы оставляете заявку, и как только билеты появляются в продаже, система автоматически выкупает их за вас.
Важно понимать:
- если вы стоите в waiting list на популярный маршрут в сезон, вы не одни такие умные. Билеты выкупаются строго в порядке очереди;
- если к моменту, когда доходит ваша очередь, всех мест уже нет — билеты не будут выкуплены. Вы продолжите висеть в листе ожидания или же сможете отменить свою бронь.
Часто билеты могут выкупиться спустя 2-6 часов после открытия продаж, или в течение суток, я рекомендую подождать и не паниковать.
Поэтому логика простая:
- на праздники (Новый год, Золотая неделя, горячий турсезон) — караулить открытие продаж, вставать в waiting list, надеяться на лучшее.
- в обычные дни — спокойно брать билеты в течение пары дней после старта продаж, а в лучших случая прямо день в день.
Где покупать билеты
Есть четыре адекватных пути.
1. Trip.com — вариант для туристов
То, что я советую всем, кто не живёт в Китае и приехал просто поглазеть:
- понятный интерфейс на английском/русском;
- сразу видно все варианты поездов и классы мест;
- есть инструкция для путешественников, что делать после покупки;
- можно оплатить российской картой МИР;
- билеты подгружаются в приложение, их удобно показывать на вокзале.
Минус: Trip берёт свою комиссию за покупку билетов. Но за нервы, честно, не жалко. Да и к тому же она не очень большая.
2. 12306 — вариант для прожжённых
Официальный сервис железных дорог Китая (аналог нашего РЖД):
- цены без наценки и комиссий;
- есть отдельное приложение и мини-программы в китайских сервисах Alipay и WeChat;
- зато интерфейс «для тех, кто уже сдал HSK» и привык к китайскому UX.
Чтобы пользоваться нужно зарегистрироваться, привязать документ (паспорт), оплатить китайской картой / через китайские платёжки Alipay или WeChat.
Оно того стоит, если вы живёте в Китае или часто туда катаетесь. Если вы просто едете в путешествие — Trip.com понятнее и приятнее.
3. В кассе на вокзале
Классика: приходите с загранпаспортом к кассе и покупаете билеты там.
Минусы:
- в сезон билетов может просто не быть;
- язык: иногда попадаются кассиры с нулевым английским, приходится рисовать даты и показывать скрин с номером поезда.
Как запасной вариант — да. Как основной — я бы не рассчитывала на удачу, да и в мир цифровых технологий это просто не удобно.
4. В автоматах на вокзале
На многих станциях стоят терминалы, через которые китайцы покупают/забирают билеты.
И вот здесь засада — без китайского ID и китайского номера телефона вы там особо ничего не сделаете. Система заточена под местных.
Поэтому иностранцу проще не тратить на это время и покупать онлайн.
Как покупать билеты: шаг за шагом
Для примера возьмём Trip.com, но логика одинаковая почти везде.
1. Выбираем маршрут и станции
Вводите город отправления и прибытия. Можно вводить именно город — система сама покажет все станции в нём.
Немного про китайские названия станций (на примере Пекина):
- Beijingxi — западный вокзал (xi = west);
- Beijingnan — южный вокзал (nan = south);
- Beijingbei — северный вокзал (bei = north);
- Beijingdong — восточный вокзал (dong = east);
- просто Beijing — центральный вокзал.
Если вам не принципиально, откуда ехать, можете смотреть все станции сразу и выбирать удобное время и цену.
2. Выбираем дату и тип поезда
Выбираете нужную дату — система показывает все поезда.
Тип поезда обозначен буквой перед цифрами:
- G, D, C — высокоскоростные:
– G — до 350 км/ч,
– D — до 250 км/ч,
– C — до ~200 км/ч. Это те самые белые «пули». - Z, T, K — обычные поезда:
– Z — «прямой экспресс»,
– T — «особый скорый»,
– K — «быстрый».
Чаще всего Z/T/K — это ночные и дальние поезда с купе и плацкартом.
3. Выбираем рейс и места
Смотрите на:
- время отправления и прибытия;
- длительность поездки;
- наличие мест.
По классам мест всё выглядит так.
На скоростных (G/D/C):
- Business class — три кресла в ряд (2+1), раскладываются аж до почти горизонтального положения. Много места, мало людей, очень дорого.
- First class — четыре кресла в ряд (2+2), широкие, с хорошим наклоном спинки и подставкой для ног. Комфортно.
- Second class — пять кресел в ряд (3+2), стандартный вариант: нормальный шаг, откидная спинка, столик. Большинство людей ездят так, мы и сами всегда путешествуем им. Достаточно комфортно.
- Standing — стоячий билет: формально без места, но если кого-то нет или кто-то вышел раньше, можно присесть.
На обычных (Z/T/K):
- Soft sleeper — купе на 4 места, двери закрываются, есть матрас, постель, часто шторка/дверь.
- Hard sleeper — «открытое купе» на 6 мест (три полки в высоту), без двери, с полками вдоль вагона.
- Hard seat — сидячие места 3+2, довольно жёсткие, зато дешёвые.
- Standing — тот же стоячий билет.
Выбираете нужный тип — система покажет, есть ли ещё свободные места.
4. Вводим паспортные данные
Вам нужно:
- фамилия и имя как в загранпаспорте;
- номер загранпаспорта (строка без пробелов);
- пол, дата рождения;
- контактный телефон и e-mail.
⚠️ Важно:
В Китае проход на поезд завязан на документ, а не на бумажку с билетом. Поэтому если вы ошибётесь в одной цифре паспорта — вас не будет в системе; если поменяете паспорт, а билет покупали по старому, — придётся переоформлять.
5. Выбираем предпочтение по месту
В скоростных поездах сиденья обозначаются буквами:
- обычно A и F — окна,
- C и D — проход,
- среднее в ряду 3+2 — буква B.
Выбираете предпочтение — и система автоматически посадит вас в конкретный ряд и вагон.
То есть выбираете просто «А» или «А и В», но не конкретное 12A, как мы привыкли.
Если хотите сидеть рядом — покупайте билеты одним бронированием на всех, тогда система постарается посадить вас вместе (если есть такая возможность). Нас только 1 раз система рассадила, а на поездах мы путешествуем очень много.
6. Оплата и waiting list
Остаётся оплатить картой (в Trip.com — в том числе российской МИР) и дождаться подтверждения.
Если билетов на нужный вам рейс нет:
- можно встать в waiting list;
- если кто-то сдаст билет, система автоматически выкупит его для вас;
- гарантий нет, так что лучше параллельно смотреть альтернативные рейсы/даты.
Как вести себя на вокзале: что вас ждёт
Главное, что нужно помнить:
Китай давно ушёл от бумажных билетов.
Ваш билет — это ваш паспорт.
Никаких распечаток и QR-кодов. Скриншот на входе никого не интересует — только документ.
Типичный маршрут по вокзалу выглядит так:
- Вход и досмотр
На входе у вас проверят паспорт и отправят сумки через сканер.
Иногда могут задать пару вопросов (куда, откуда, что везём). - Ожидание у гейтов
У каждого поезда есть номер гейта — он указан в приложении / на табло.
Вы просто находите свой гейт и ждёте, когда начнётся посадка. - Контроль перед посадкой
Перед спуском на платформу ещё раз проверяют паспорт и наличие билета. В крупных транспортных узлах может быть еще один досмотр.
Если есть турникеты — иностранцам обычно проще идти к сотруднику сбоку: протягиваете паспорт, он сканирует документ — загорается зелёный, проходите. - Выход на платформу
Поезда останавливаются всегда в одном и том же месте.
На краю платформы часто есть разметка: где какой вагон,
плюс на каждом вагоне снаружи горит его номер.
Внутри: номер вагона и места написан на билетных данных и продублирован в самом вагоне — над/под полкой для багажа или над сиденьем.
Что нельзя проносить и провозить
По сути всё как в самолётах, только с китайской спецификой.
Запрещены:
- всё горючее и легковоспламеняющееся;
- токсичные вещества;
- оружие и боеприпасы;
- сильные магниты.
Отдельно следят за:
- power bank’ами — свыше ~100 Wh (≈ 27 000 mAh) и без маркировки могут спокойно изъять;
- баллончиками (лак, газ, перцовые и т.п.);
- большим количеством парфюма и жидкостей.
Из личного опыта:
баллончик запечатанного сухого шампуня у меня рассматривали со всех сторон несколько раз, хотя в итоге всегда возвращали.
Алкоголь
- крепкий алкоголь >24% должен быть запечатан и промаркирован;
- распивать его в вагоне и на вокзале официально нельзя;
- пиво — можно, но без фанатизма и демонстративных застолий.
Что есть в поезде: комфорт и быт
Сильно зависит от категории поезда и его «возраста», но стандартный набор примерно такой:
- места для багажа:
– верхние полки над креслами,
– большие полки/шкафчики в начале/конце вагона,
– пространство за последним рядом. - горячая вода — почти в каждом вагоне есть бойлер с кипятком.
Китайцы вечно ходят с термосами, лапшой и чаем, вы можете делать так же. - электричество
– в современных скоростных поездах у каждого кресла есть розетка или USB,
– в старых — розетки стоят в начале и конце вагона. - туалет в каждом вагоне
– есть «сквот» (дыра в полу),
– есть обычные сидячие.
Чем выше класс вагона, тем аккуратнее, как правило, уборка. - еда и напитки
– по вагону периодически ходят сотрудники с тележкой: снеки, напитки, лапша;
– в части поездов есть вагон-ресторан или хотя бы буфет;
– в ночных — можно купить простые готовые блюда.
В поездах дальнего следования есть душевые, но это уже отдельный квест, и туда обычно ломятся только самые замотивированные.
Небольшие лайфхаки напоследок
- Делайте скриншоты всех билетов в приложении.
Иногда связь на вокзале подлагивает, а скрин у вас всегда под рукой. - Приходите заранее.
Китайские вокзалы — это мини-аэропорты. На крупные станции лучше приезжать за час, а не «за 10 минут до». - Не бойтесь спрашивать.
Китайцы очень любят помогать, даже если не говорят по-английски.
Покажите номер поезда/гейта на телефоне — вас доведут до нужной двери. - На длинные переезды берите перекус.
Еда в поездах не всегда вкусная и почти никогда дешёвая.
Путешествовать по Китаю на поездах правда удобно и безопасно.
От севера до юга можно добраться с пересадками за пару дней и относительно небольшие деньги — главное, один раз разобраться в системе.
Если вам интересны такие практические разборы про Китай и Азию — в моём телеграм-канале «Настины странности ✈️» я подробно разбираю:
- поезда,
- китайские приложения,
- Alipay и оплату,
- arrival card и границы,
- маршруты, которые реально можно повторить.