Найти в Дзене
Собеседник на скамейке

Древнеегипетские обряды захоронения. Золотые мумии и маски

Погребальные обряды египтян претерпевали значительные изменения на протяжении тысячелетий. В IV тысячелетии до нашей эры умерших хоронили в земных могилах, укладывая их на бок с согнутыми ногами. В гробницу клали скромный набор предметов и жертвоприношения, которые, по верованиям, были необходимы покойному в загробной жизни. В третьем тысячелетии до нашей эры в Египте, когда сформировалось классовое общество, бедных людей продолжали хоронить в простых могилах, выкопанных в земле. В то же время богатые египтяне уже при жизни начинали строить для себя гробницы. Фараоны возводили величественные пирамиды, которые до сих пор вызывают множество вопросов. До сих пор остаётся открытым вопрос о назначении пирамид на плато Гизы: были ли они изначально созданы для погребения? Изначально пирамиды были скромными сооружениями из кирпича-сырца, имеющими четырёхугольное основание. Внутри этих гробниц находилась камера для саркофага, разделённая на отсеки. Со временем гробницы стали возводить из камня

Погребальные обряды египтян претерпевали значительные изменения на протяжении тысячелетий. В IV тысячелетии до нашей эры умерших хоронили в земных могилах, укладывая их на бок с согнутыми ногами. В гробницу клали скромный набор предметов и жертвоприношения, которые, по верованиям, были необходимы покойному в загробной жизни.

В третьем тысячелетии до нашей эры в Египте, когда сформировалось классовое общество, бедных людей продолжали хоронить в простых могилах, выкопанных в земле. В то же время богатые египтяне уже при жизни начинали строить для себя гробницы. Фараоны возводили величественные пирамиды, которые до сих пор вызывают множество вопросов. До сих пор остаётся открытым вопрос о назначении пирамид на плато Гизы: были ли они изначально созданы для погребения?

Изначально пирамиды были скромными сооружениями из кирпича-сырца, имеющими четырёхугольное основание. Внутри этих гробниц находилась камера для саркофага, разделённая на отсеки. Со временем гробницы стали возводить из камня, а их размеры значительно увеличились. Внешне они стали напоминать жилые дома с множеством помещений и кладовок, наполовину врытые в землю. Обычно такие гробницы располагались ровными рядами вокруг центральной пирамиды фараона, поскольку и после смерти его подданные должны были находиться рядом с ним. В конечном итоге вокруг пирамид и гробниц возникали целые «города».

В конце III тысячелетия до нашей эры представители состоятельных слоев египетского общества начали практиковать вырубку гробниц в скальных породах. Впоследствии эти погребальные комплексы стали использоваться не только для захоронения простых граждан, но и для упокоения фараонов. Сооружения возводились в удаленных горных районах западного берега Нила, напротив древних Фив. Эта область, где были обнаружены захоронения, получила наименование "Долина царей".

При погребении в гробницу помещали множество ценных вещей, поэтому её тщательно старались скрыть от грабителей. Гробницу размещали в труднодоступном месте, а вход замуровывали и заваливали камнями. Для дополнительной безопасности строили несколько запутанных ходов, не всегда ведущих к погребальной камере. Иногда даже сооружали ложный коридор, чтобы запутать грабителей и не позволить им добраться до мумии.

В глубине скалы находилась гробница, состоящая из нескольких камер. Центральная камера, украшенная колоннами, служила для размещения мумии. Стены погребального помещения были украшены изображениями сцен загробного мира, где часто встречался культовый бог мёртвых Осирис.

В повествованиях о загробной жизни значительное место занимал суд Осириса, правителя подземного мира. Осирис занимал трон, а перед ним стоял умерший.

Осирис
Осирис

Возле него стояли бог мудрости Тот и бог подземного мира Атум. Они сравнивали вес сердца усопшего, которое несло на себе груз его прегрешений.

Бог Атум
Бог Атум

На одной чаше весов восседала богиня правды и справедливости, которую называли Маат. Сердце умершего должно было соответствовать весу богини, чтобы он мог отправиться в царство Осириса, то есть в рай. В ином случае его ждала страшная участь — расправа чудовища, которое находилось рядом. Специальные заклинания освобождали богатых от тяжёлой работы в загробном мире. В гробницу также клали маленькие статуэтки под названием «ушебти», которые, предполагалось, будут выполнять обязанности умершего в загробной жизни.

Картина суда из книги мёртвых
Картина суда из книги мёртвых

На стенах, помимо уже упомянутой сцены, можно увидеть фрески, изображающие разные стороны жизни людей и религиозные ритуалы. Среди них — сцены сельскохозяйственных работ: обработка земли, уборка урожая, его транспортировка в хранилища. На фресках также запечатлены сцены охоты на диких зверей и птиц, рыболовства и разделки туш для жертвоприношений. Если умерший был государственным служащим, в изображениях отражались его профессиональные обязанности, такие как сбор налогов и участие в судебных заседаниях. Иногда сцены носили драматический характер, показывая, например, наказание плетьми тех, кто уклонялся от уплаты податей. На фресках встречаются и изображения военных действий, где египтяне обычно изображались победителями. Пиры, запечатлённые на фресках, с большой детализацией показывали все элементы: от туалетных принадлежностей и украшений до причесок.

Искусствоведы признают рельефы и росписи в гробницах настоящими шедеврами. Заклинания, найденные там, известны как "Тексты пирамид" и считаются выдающимися литературными произведениями. Позже эти тексты стали записывать на папирусных свитках и помещать в гробницы наряду с личными вещами и украшениями. Эти свитки известны как "Книга мёртвых". В них содержатся формулы-заклинания, которые предотвращают совершение грехов. В свитках перечисляются грехи, которых не совершал умерший: "не убивал священных животных", "не замышлял зла против фараона" и другие — всего 42 греха.

При проведении погребальных обрядов особое значение придавалось жертвоприношениям. Считалось, что пища необходима для продолжения существования души после смерти. Прекращение жертвоприношений, как считали египтяне, могло заставить умершего потреблять собственные выделения, что приводило к его окончательной гибели. Это вызывало у людей наибольший страх. Более того, обязанность приносить жертвы возлагалась на родственников усопшего. Ещё при жизни покойный должен был предоставить в храм документ, подтверждающий его право владения землёй, с которой впоследствии должен был собираться урожай для ежедневного ритуального служения.

На лицах мумий и на крышках саркофагов часто изображали глаза. Это делалось для того, чтобы умерший мог видеть всё, что было нарисовано на стенах гробницы. Древние египтяне верили, что всё, что было увидено, становилось реальностью.

Золотая маска на мумии
Золотая маска на мумии

Чтобы поддерживать связь с ушедшими, живые писали им письма. Эти послания составляли иероглифами на папирусе. Если папирус был недоступен, то на черепках глиняных сосудов.

В мае 1996 года в оазисе Бахария, находящемся в 230 милях к юго-западу от Гизы, археологи обнаружили массивную гробницу, относящуюся к римской эпохе. Среди найденных мумий часть была помещена в позолоченные саркофаги, в то время как другие были просто завернуты в ткань. У некоторых мумий были нарисованы глаза, которые словно следили за посетителями. В течение месяца исследователи изучали четыре многокамерные усыпальницы, вырубленные в скале, в которых были найдены 105 мумий. Большинство из них были украшены золотыми элементами и религиозными изображениями.

В первой гробнице археологи обнаружили мумии мужчин, женщин и детей. Воздух до сих пор хранит аромат смол, использованных при бальзамировании тысячелетия назад. Картина, представшая перед исследователями, была впечатляющей. В одном из углов находились две мумии — мужская и женская, уложенные лицом друг к другу, что создавало иллюзию их взаимного взгляда. Рядом с ними лежала мумия другой женщины, украшенная золотой маской, гипсовой короной и четырьмя рядами декоративных красных завитков, начинающихся ото лба и заплетённых за уши.

Причёска мумии была выполнена в римском стиле, тогда как маска, изображавшая божество, вероятно, защищавшее её и облегчавшее переход в загробный мир, имела типично египетские черты. На одной стороне маски была изображена богиня Исида, на другой — Нефтида. На груди мумии находились два круглых диска, символизировавших бюст покойной. Тело мумии было украшено картинами, разделёнными на три части, в которых прослеживались египетские мотивы. На одной из них был изображён Анубис — бог бальзамирования. Другая часть представляла собой гроб с головой, имевшей крылья, что символизировало душу умершей. Третья часть изображала вола. Кроме того, на картинах были изображены кобры, держащие диски солнца, и четверо детей Гора.

Вход в гробницу был похож на грот, вырубленный в песчанике, через который мумии переходили из мира живых в загробный мир. Внутри гробницы располагались две погребальные камеры, каждая из которых разделялась на две секции. На каменных полках в этих секциях находились мумии, общее количество которых составляло 43.

Вторая гробница по архитектуре напоминала первую. У входа стояли статуи Анубиса, как и в первом захоронении. Мумии, найденные здесь, были похожи на те, что обнаружили в первой гробнице. Например, тело мужчины было обёрнуто тканью, а его лицо украшала позолоченная маска. Корона представляла собой узкую головную повязку, окрашенную в синие, красные и зелёные цвета. По бокам короны были изображены богини Исида и Нефтида.

Маска лица была разделена на три основные части. Центральный элемент, отделённый от боковых сегментов, выполнен в тех же цветах, что и корона. Корона, в свою очередь, состоит из трёх частей. Верхняя часть изображает крылатую человеческую фигуру, что символизирует "Ба" умершего. Средняя часть представляет двух сыновей Гора: Амсета и Дуамутефа. Нижняя часть изображает птицу, олицетворяющую "Ка" человека, отлетающего от тела. Боковые части маски также разделены на четыре сегмента каждая. Верхняя боковая часть показывает одного из сыновей Гора, Хапи, в сопровождении богини Нефтиды. Следующая боковая часть изображает Амсета, затем следует сцена с Хапи и Амсета вместе. Нижняя боковая часть демонстрирует лежащего Анубиса с ключом от кладбища.

В третьей могиле, кроме мумий, были найдены три саркофага, которые имели форму человеческих тел. На крышке одного из них была изображена раскрашенная голова погребённого.

Четвёртое захоронение представляло собой уникальную структуру. Оно состояло из нескольких помещений, расположенных одно над другим. В этих комнатах были найдены останки ребёнка, украшенные золотом. Гробница содержала разнообразную коллекцию ювелирных изделий и предметов, необходимых в повседневной жизни. Особенно ценным открытием стали монеты с изображением Клеопатры VII. Кроме того, в гробнице находились статуи женщин в траурных одеяниях, с руками, воздетыми в знак скорби.

Монета с изображением Клеопатры VII
Монета с изображением Клеопатры VII

Древняя Бахария была процветающим регионом, что подтверждают многочисленные мумии и богато украшенные гробницы. В римскую эпоху её население достигало 30 тысяч человек, в основном занимавшихся виноделием и его продажей. Хотя традиции захоронения фараонов уже существовали, методы мумификации существенно изменились по сравнению с эпохой Нового царства. Основное внимание теперь уделялось внешнему виду мумий: украшения становились более роскошными, а тело обильно покрывалось смолами.

После завершения археологических раскопок пять мумий были переданы в музей инспекции по делам античности в Бавити, чтобы общественность могла ознакомиться с этими уникальными находками. Одну из мумий отправили в лабораторию Каира для дальнейших исследований. Однако работы на данном участке древних захоронений ещё продолжаются. На данный момент исследовано только 6% от общей площади некрополя, который занимает две квадратные мили. Основные исследования и раскопки ещё впереди.

Древнеегипетские обряды захоронения. Золотые мумии и маски

Буду рада вашим комментариям, лайкам, подписке.

Вы можете поблагодарить автора, отправив донат:

Спасибо автору!

Читайте на моём канале:

Как Говард Картер открыл гробницу Тутанхамона?
Собеседник на скамейке8 октября
У Сфинкса женское лицо?
Собеседник на скамейке6 октября

Всем Добра!